КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. 1. Чем отличается ошибка 1 -го рода от ошибки 2-го рода при принятии решения?
1. Чем отличается ошибка 1 -го рода от ошибки 2-го рода при принятии решения? 2. Каковы ограничения генерализации выводов и результатов экспериментальной работы? 3. Какой должна быть примерная структура научной статьи? 4. Какие требования к оформлению научной публикации предъявляет редакция "Психологического журнала"? 5. Как интерпретируется "отрицательный" результат эксперимента? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Психолог, который занимается экспериментальной работой, вряд ли почерпнет что-то новое в этой книге. По своему содержанию она мало чем отличается от многочисленных, в первую очередь зарубежных, учебников, посвященных методам психологического исследования. Но для студентов-психологов, а также специалистов других областей она может быть полезной. Сегодня наука находится в обороне: слишком велик напор адептов околонаучного и псевдонаучного знания, претендующих на истину в последней инстанции. Длительный и кропотливый поиск истины в эксперименте непрестижен, плохо оплачивается, а главное — экспериментальная критика недостоверного знания, фантазий и мифов не прощается. Психолог-экспериментатор может найти утешение в следовании морали стоиков или же в словах великого Макса Нордау, которые я приведу в завершение этой работы: "Конечно, тот, кто требует от науки, чтобы она с непоколебимою уверенностью отвечала на все вопросы праздных или беспокойных умов, терпит разочарование, потому что она не хочет и не может удовлетворять этому требованию. Всякого рода метафизика облегчает себе задачу: она сочинит какую-нибудь побасенку и рассказывает ее вполне серьезно. Когда люди ей не верят, сочинители бранятся и угрожают; но они ничего не могут доказать, они не могут заставить людей принимать их фантасмагории за чистую монету. Это их, однако, не смущает: им ничего не стоит прибавлять к словам новые слова, к недоказанным положениям — новые недоказанные положения, воздвигать на одном догмате новые догматы. Серьезный и нормальный ум, жаждущий и алчущий точного знания, не будет обращаться к метафизике: к ней обращаются только те, кого может удовлетворить убаюкивающая сказка старой няни. Наука не соперничает ни с метафизикою, ни с богословием. Если последние раскрывают тайну мироздания, то это ихдело. Наука же скромно говорит: "Вот — факт, вот — гипотеза, вот — предположение. Я не могу дать больше без обмана". За столом науки есть место для всех, и всякий может присоединить свои наблюдения к наблюдениям других" (М.Нардау. "Вырождение". М., 1995). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Адлер Ю.Л. Предпланирование эксперимента. М., 1978. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании М • Наука, 1982. АйвазянС.А.. БухштаберВ.М., ЕноковИ.С., МешалкинЛ.Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. Айвазян С.А., ЕноковИ.С., МешалкинЛ.Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика 1983. Айвазян С.А., ЕноковИ.С., МешалкинЛ.Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика,1983. АнамаринИ.П., Васильев Н.Н., АмбросовВ.А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов Л • ЛГУ, 1974. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М • Наука, 1977. АнастазиА. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982. АртьемьеваЕ.Ю., Мартынов Е.В. Вероятностные методы в психологии. М.: МГУ, 1975. Архангельский С.И., Михеев В.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993. Биометрия: Учебное пособие/Под ред. М.М.Тихомировой. Л.: ЛГУ, 1982. БрушлинскийА.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1996. БунгеМ. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. Быков В.В. Методы науки. М., 1972. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. ВудвортсГ. Экспериментальная психология. М., 1950. ГайдаВ.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование Л -ЛГУ 1982. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. Ганзен В.А., БалинВ.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.М.: Прогресс, 1976. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х т. М.: Мир, 1992. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982. Грабарь М.И., Красня некая К.А. Применение матемагической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. ДружининВ. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977. Дэйвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988. ДюкВ.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. ЕрофеевА.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М.: МГУ, 1987. Журавлей Г.Е. Структура эксперимента по вероятностному про-гнозированию//Вероятностное^рогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. Журавлев Г.Е. Системные проблемы развития математической психологии.М.: Наука, 1983. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития//История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики).Л.:ЛГПИ, 1981. ИнгекампК. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях/Под ред. В.Г.Андреенковой, Ю.Н.Толстовой. М.: Наука, 1987. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. В.А.Кольцовой и Ю.Н.Олейника. М.: ИП РАН, 1992 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов Киев,1994. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч.IV. М.: МГУ, 1987. Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Крылов В.Ю., Моргунов Ю.И. Кибернетические модели в психологии. М.: Наука, 1990. Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики. М. Медицина, 1984. КуликовЛ.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. КуликовЛ.В. Психологическое исследование. СПб.: Наука, 1994. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. ЛакатосИ. Доказательства и опровержения. М.: Прогресс, 1967. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс, 1991. Лбов Г.С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981. ЛебедевА.Н., БоковиковА.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе. M.:Academia, 1995. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. ЛогвиненкоА.Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: МГУ, 1993. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. Математика в социологии. М.: Мир, 1977. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности. М.: ИПАН, 1990. Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1973. Мельников В.М.,Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека/Под ред. Л.Г.Дикой. М.: ИП РАН, 1994. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/Под ред. А.Л.Журавлева и Е.В.Журавлевой. М.: ИП РАН, 1995. Методология и методы социальной психологии/Под ред. Е.В.Шо-роховой.М.: Наука,1977. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. 4.1/Под ред. А.А.Крылова. Л.: ЛГУ, 1974. Методы и средства автоматизации психологических исследований/Под ред. Ю.М.Забродина. М.: Наука, 1982. Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации. М.: ИП АН, 1986. Методы психологической диагностики. Вып.1/Подред. В.Н.Дружинина и Т.В.Галкиной. М.: ИП РАН, 1993. Методы психологической диагностики. Вып. 2/Под ред. А.Н.Воронина. М.: ИП РАН, 1994. Методы социальной психологии/Под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. Мостеллер Ф.. Тьюки Дж. Анализ данных и регрессия. Л.: Финансы и статистика,1982. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.,1987. Общий практикум по психологии. Психологический экспери-мснт/Подред. М.Б.Михалевской, Т.В.Корниловой. М.: МГУ, 1985. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука,1977. Основы психодиашостики/Под ред. А.Г.Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука,1983. ПельиД., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М.: Прогресс, 1973. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование формы репрезентаций в обыденном сознании. М.,1983. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1994. Пирьов Г.Д. Классификация методов в психологии//Психодиаг-ностика в социалистических странах. Братислава, 1985. ПоланиМ. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. ПономаревЯ.А. Методологическое введение в психологию. М. Наука,1983. ПономаревЯ.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. ПопперК. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. Практикум по инженерной психологии/Под ред. А.А.Крылова В.А.Ганзена.Л.:ЛГУ, 1978. Практикум но инженерной психологии и психологии труда. Л. ЛГУ, 1983. Практикум по общей психологии/Под ред. А.И.Щербакова. М. 1990. Практикум по общей и экспериментальной психологии/Ред А.А.Крылов.Л.:ЛГУ,1987. Практикум по психодиагностике. Диф4)еренциальная психомет- рика/Ред. В.В.Столиц, А.Г.Шмелев. М., 1984. Практикум по психологии/Под ред. А. НЛеонтьева, Ю.Б.Гиппен- рейтер. М.,1972. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/Ред. А.А.Крылов. Л.: ЛГУ, 1990. Практикум по экспериментальной психологии/Ред. В.Д.Шадри- сов. Ярославль, 1974. Практические занятия по психологии/Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. М., 1989. Приходько 77. Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука,1979. Психодиагностика: теория и практика. М., 1986. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов)/Подред. А.А.Бодалева, А.Д.Дворя- шиной, И.М.Палея. Л.: ЛГУ, 1976. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. Психологические и психофизические особенности студентов/Под ред. Н.М.Пейсахова. Казань, 1977. Психология и математика/Под ред. Г.Е.Журавлева, Ю.М.Забродина, В.Ю.Крылова, В.Ф.Рубахина. М.: Наука, 1976. Пфанчагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976. Пэнто Р., Гравии. М. Методы социальных наук. М., 1972. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1994. Развитие и диагностика способностей/Под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. М.: Наука, 1991. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. Роговин М. С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. Рузавин Г.И. Научная теория: логический и методологический анализ. М.: Мысль, 1978. Савченко Т.Н. Математические методы в психологии и социологии: программа курса. М.: Российский открытый университет, 1993. СельеГ. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1983. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. СолсоР.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. СпасенниковВ.В. Конструирование и использование психологических и дидактических тестов. Учебное пособие. Калуга, 1991. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. М.: Финансы и статистика,1990. Суппес 77, ЗиппесДж. Основы теории измерений//Психологи-ческие измерения. М.: Мир, 1976. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Л ГУ, 1972. ТерехинаА.Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М.: Наука,1986. ТьюкиДж. Анализ результатов наблюдения. Разведочный анализ. М.:Мир, 1981. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.: Финансы и статистика,1995. ФайерабендП. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. Факторный идискриминантный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. Франселла Ф., БаннистерД. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М.: Наука, 1983. ХарманГ. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М., 1967. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе со временных математических моделей. М., 1995. ШадриковВ.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. Шмелев Л.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. ШмелевА.Г., ПохилькоВ.И., Козловская-ТелыюваА.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. (Тезаурус личностных черт.) М.: МГУ, 1988. Шошин П.Б. Психологические измерения. 4.1. М.: МГУ, 1989. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/Ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1966. Экспериментальная психология. T.l/Редактор-составитель С.С.Стивене. М.: Изд-во иностранной литературы, I960. ЯдовВ.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1987. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Этические принципы проведения исследования на человеке* Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию Человека. Ответственный психолог обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможности человека. Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии. Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследования. Эти Принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в качестве дополнения к Принципам. 1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на Принципы исследований. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от Принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований. 2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми. 3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их * American Phychological Association, 1973. 248 желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых. 4. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений. 5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника. 6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение. 7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам. 8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность зато, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий. 9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных). 10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия. 2. Образец анкеты после проведенного эксперимента* Вопросы 1. Запишите все, что вы думали об эксперименте во время его проведения. 2. Как вы думали, какова была цель эксперимента? 3. Как вы думали, какова была гипотеза (т.е. что мы искали, пытались изучить и т.д.) и как вы предполагали реагировать? 4. Что вы думали о цели теста на запоминание слов во время его выполнения? 5. Как вы думали, что общего имели слова о пище с целью эксперимента? 6. Что вы думали в процессе выполнения задания о цели классификации по шкалам? 7. Думали ли вы, что экспериментатор мог ожидать, что вы проклассифицируете бессмысленные слоги (звуки, слова) должным образом? Иными словами, былали у экспериментатора гипотеза о том, как среднестатистический человек намеревался выполнить классификацию? 8. Почему вы прошкалировали бессмысленные слоги (звуки, слова) именно так, а не иначе? То есть на чем вы основывались или по каким причинам вы проклассифицировали их до одного или другого конца шкалы? 9. В данном эксперименте с бессмысленными слогами (звуками, словами) мы использовали слова, обозначающие пищу. Ожидалось, что если вы были голодны, то вы отнесли бы больше слогов (звуков, слов) на положительную сторону из-за их ассоциации с едой. Была ли у вас хотя бы похожая идея о такой цели эксперимента до ознакомления с этой анкетой? Да _______ Нет _______ Если «да», то насколько вы были в этом уверены? Из кн.: M.W.Matlin. "Human Experimental Psychology". N.Y., 1979. 250 Догадывался____ Уверен_____ 10. В этом эксперименте некоторые люди собирались проклассифицировать слоги (звуки, слова) в согласовании, на их взгляд, с предполагаемой гипотезой экспериментатора. Другие по разным причинам собирались проклассифицировать слоги на иной основе, чем та, которую мог бы предположить исследователь. Прошкалируйте вашу собственную степень взаимодействия с гипотезой экспериментатора. В разрез с гипотезой ___ В соответствии с ней ____ 11. Пожалуйста, прокомментируйте вашу реакцию на этот эксперимент, включая ваше отношение кданной анкете. 3. Правила подготовки рукописи для публикации в "Психологическом журнале"* Журнал публикует оригинальные научные работы, посвященные актуальным проблемам в различных областях психологии и пограничных дисциплин: методологические и теоретические (объемом до 24 машинописных стр.; объем включает список цитированной литературы, рисунки и подписи к ним); экспериментальные и прикладные исследования (до 20 стр.); методические разработки (до 20 стр.); материалы по истории психологии, обзорно-критические статьи (по заказу редколлегии) —до 28 стр.; краткие сообщения (эксперимент, теория, методология) —до 7 стр. Редакция рассматриваеттакже письма редактору, комментарии к ранее опубликованным материалам и ответы авторов (до 3 стр.), рецензии на книги, обзоры текущей печати, сообщения и отчеты о научных конгрессах, съездах, симпозиумах, а также научную хронику (2-5 стр.). "ПЖ" печатает ранее неопубликованные материалы. Публикация материалов в виде коротких сообщений не является препятствием для принятия рукописи к печати. Автор должен представить сведения о ранее опубликованных или сданных в печать работах по данной тематике. Рукопись должна содержать новые факты и\или новые их интерпретации, синтез или критику существующих точек зрения, теорий или данных, обосновывать новые гипотезы, теоретические, методо- * Предоставлены заместителем главного редактора "ПЖ" И.О. Александровым. логические или методические подходы. Она должна обладать концептуальной строгостью, обоснованностью фактов, подходов и интерпретаций, ясностью и краткостью изложения. Рукопись должна быть логически построена — от постановки проблемы, цели исследования, изложения методических приемов, приведения необходимой аргументации до обоснования вы водов работы. Предпочтительна подробная рубрикация рукописи. Общие требования к рукописи проиллюстрируем на примере экс-перименгальной статьи, имеющей наиболее дифференцированную структуру. Статья должна содержать краткое Введение в проблему и постановку задачи; достаточно подробное изложение (возможна отсылка к литературе дая более подробного описания) м?т'од//а://в следующем порядке: испытуемые (количество, пол, возраст); особенности испытуемых, отобранных для исследования (например, включенных в экспериментальную и контрольную группы); инструкции испытуемым; описание экспериментальной процедуры; использованная аппаратура и ее существенные характеристики; регистрируемые показатели; обработка и критерии валидности результатов. Необходимы ссылки на источники всех использованных методик. Требуется краткое и точное изложение Результатов, по возможности в количественных терминах, без интерпретации. Количественные данные должны учитывать пределы точности измерения показателей, зависящие от способов регистрации и обработки. Рисунки и таблицы, представляющие экспериментальный материал, не должны содержать ссылок на текст; в тексте должны быть содержательные ссылки на таблицы и рисунки. В Обсужден и и наелся краткая интерпретация результатов, их значение, отношение к известным фактам. Следует приводигь только необходимые ссылки на литературу. Статья завершается Выводаминлн Заключением. Для короткого сообщения рекомендуется такой же порядок изложения, как и в экспериментальной статье, при этом допускается объединение разделов Результаты и Обсуждение, а также исключение раздела Выводы. Статья, предлагающая новый методический прием, тест, опрос-пик, прибор и т.п., должна содержать описание его суги; следует приводить тексты тестов и опросников, для приборов — принципиальную схему, описание принципа действия и необходимые технические пояснения. Сообщение должно содержать результаты апробации предлагаемой методики. Для верификации метода рекомендуется приводить результаты, полученные в контрольной группе обследуемых. В случаях если метод предназначен для оказания воздействия на человека, следует приводить результаты медицинской, медико-психологической и т.п. экспертизы. Стагья обязательно должна содержать сопоставление предлагаемой методики (прибора) с существующими аналогами и обсуждение их преимуществ и недостатков. Все специальные и технические термины, вновь введенные понятия должны быть разъяснены; следует избегать метафорических высказываний, иносказаний, неологизмов и жаргона. Не следует смешивать исходные теоретические положения, полученные в публикуемом исследовании результаты и предлагаемые интерпретации. Для этого, в частности, рекомендуется при изложении методики и результатов исследования использовать форму прошедшего времени, а при обсуждении — настоящего. Редакция оставляет за собой право на необходимые уточнения и сокращения, а также на рекомендации авторам сократить рукопись до размеров короткого сообщения. Комментарии к опубликованным работам должны содержать существенную, оригинальную и аргументированную критику. В случае поступления в редакцию нескольких комментариев сходного содержания к публикации принимается комментарий с наиболее ранней датой отправки. Решающими для принятия (отклонения) рукописи являются рецензии двух экспертов, назначаемых редколлегией "ПЖ". Редакция допускает публикацию комментария рецензента вместе с публикуемой работой, а также направление рукописи для комментария специалистам соответствующей области. Подготовка рукописи 1. Рукопись должна быть представлена в 2 экземплярах и отпечатана на бумаге стандартного формата (210 х 297 мм), через 2 интервала; поля слева — 35 мм, справа — 10 мм, 28 строк по 58-60 знаков на страницу. Рукопись должна содержать: текст статьи, список литературы, подписи к рисункам (на отдельной странице). К рукописи должны быть приложены: иллюстрации, краткая аннотация (~ 1,3 печ.стр.), описывающая цель, существенные особенности работы и наиболее важные выводы, ключевые слова — основные 3-6 понятий, использованных в работе, должны заключать аннотацию; список ранее опубликованных или сданных в печать работ автора по данной тематике. 2. Таблицы (не более десяти столбцов) должны иметь содержательное заглавие. В примечаниях к таблицам должны быть объяснены все сокращения или обозначения. Для иллюстрации статьи принимается не более 3 рисунков — фотоотпечатки на глянцевой бу- маге (9 • 12 см) или рисунки, выполненные тушью на плотной бумаге. Как рисунки, так и таблицы должны быть пронумерованы последовательно, место их первого упоминания в тексте указывается на полях. 3. Сноски должны иметь сквозную нумерацию по всей статье (1, 2, 3...). Цитаты должны быть выверены по первоисточнику, следует указать страницу цитируемого издания. 4. Цитированная литература приводится в пронумерованном библиографическом списке в конце статьи. В тексте, после фамилии или после цитирования, в квадратных скобках указываются порядковый номер источника и через запятую — страница, если она необходима: [5, с.80]. Список литературы оформляется следующим образом. Статья в книге: Автор. Название статьи//Название книги/Под ред.А.Б.Иванова. Город, год. С. 7-30. Статья в журнале: Автор. Название статьи//Журнал (принятое сокращенное название). Год. Том. Номер (выпуск). С. 12-20. Ссылки на работы, неопубликованные или находящиеся в печати, не допускаются. Авторам нужно представлять новейшую (предыдущего и текущего года) научную литературу по теме, вышедшую в России и за рубежом. При цитировании следует избегать бессодержательного перечисления авторов, однако существенные, значимые работы должны быть упомянуты. На все работы, включенные в список литературы, должны быть ссылки в тексте статьи. 5. Формулы и символы должны быть вписаны в текст четко, черными чернилами. Греческие буквы подчеркиваются красным; латинские — размечаются курсивом (волнистая линия внизу:^?), а буквы русского алфавита — прямо (квадратная скобка внизу: j*). Во избежание ошибок следует различать прописные (заглавные) и строчные буквы латинского и русского алфавита, имеющие сходное начертание. 6. Для различных видов текстовых (шрифтовых) выделений авторы могут воспользоваться обозначениями (подчеркивается снизу): _____ полужирный, ~~~~~~~ курсив, _ _ _ разрядка. 7. В связи с переводом "Психологического журнала" на английский язык необходимо: а) вместе с рукописью статьи представлять в редакцию список включенных в библиографию иностранных публикаций на языке оригинала, в том числе и опубликованных в русском переводе; при этом помимо публикации и автора указывать год и место издания, а также издательство; б) тщательно проверять перевод цитат из иностранных источников, правильность и полноту соответствующих библиографических ссылок; желательно прилагать цитату на языке оригинала; в) при наличии в статье фамилий иностранных ученых, названий иностранных организаций, компаний и т.д., а также иностранных географических названий (кроме общеизвестных) представлять их отдельным списком в оригинальном написании или указывать иностранный источник; г) давать в приложении к рукописи расшифровку использованных в статье русских сокращений (кроме общеизвестных), в особенности аббревиатур научно-исследовательских и других организаций, названий аппаратуры, тестов, опросников и т.п. 8. В конце статьи нужно указать фамилии, имена и отчества всех авторов, их ученые степени, звания и должности, почтовые адреса (индекс обязателен) и номера телефонов (служебный и домашний). Авторский коллектив указываетлицо, с которым редакция будет вести переговоры и переписку. 9. В случае если статья полностью или частично опубликована или предложена для публикации в другом издании, автор сообщает об этом в редакцию. В.Н. Дружинин Экспериментальная психология Редактор Н.В. Андреева Компьютерная верстка Г. Б. Крюков Художественное оформление "Ин-Арт" ЛР№ 070824 от 21.01.93г. Подписано в печать 25.02.97 Формат 60х90/16. Печать офсетная Усл. печ. л. 16,0. Тираж 6000 экз. Цена договорная. Заказ № 232 Издательский Дом «ИН<*°А-М» 127247, Москва, Дмитровское ш., 107 Тел.: (095) 485-74-00; 485-71-77 Факс 485-53-18 E-mail: contract @ infram.msk.ru Отпечатано в типографии издательс1ва "Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |