Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон предложения




 

Цена (PA)        
Количество предлагаемой продукции (QА)        

 

3. Графический:

 

Р

 

S

 

Q

 

Рис. 5.3.Кривая предложения.

 

Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема или величины предложения и изменение предложения. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и выражается движением точки вдоль постоянной кривой предложения.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что иллюстрируется смещением кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (когда оно сокращается). К неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся:

1) понижение цен на используемые в производстве данного товара ресурсы;

2) изменение цен на товары - субституты (заменители);

3) улучшение технологий производства данного товара;

4) уменьшение налога на данный товар или введение дотаций;

5) ожидания изменения цены товара в будущем;

6) изменение числа поставщиков.

 
 


Р

 


S1

S2

S3

Q

 

Рис. 5.4. Изменение предложения.

 

Взаимодействие спроса и предложения приводит к формированию равновесной цены. Равновесная цена - цена, при которой спрос равен предложению. Изменения либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества продукта. Если факторы, действующие на стороне спроса и предложения, изменяют их в одном направлении, то равновесное количество продукции изменяется на величину большую, чем под влиянием каждой группы факторов, взятой в отдельности. В том случае, когда изменение спроса и предложения нейтрализует друг друга, равновесная цена остается неизменной.

Равновесная цена выполняет следующие функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция цены сводится к обеспечению всех участников рыночных операций необходимой информацией о движении цен на товары, ресурсы, факторы производства. Стимулирующая функция обеспечивает стремление товаропроизводителей к поиску и использованию в производстве более эффективных технологий. Распределительная функция равновесной цены заключается в эффективном распределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов по отраслям и сферам экономики. Ресурсы направляются в первую очередь на производство тех товаров, спрос и цена на которые растет.

 

Р D

S

 

 

PE

 

QE Q

 

PE – равновесная цена;

QE – равновесное количество.

 

Рис. 5.5. Модель равновесной цены.

 

Сбои в ценовом механизме порождают излишки или дефицит, которые снижают эффективность рыночной экономики. Установление рыночной цены выше равновесной неизбежно порождает избыток предложения. И наоборот, искусственное снижение цены ниже равновесного значения приводят к образованию дефицита, очередям, нормированному распределению, угасанию стимулов предпринимательской деятельности.

Эластичность - это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, т.е. это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Коэффициент ценовой эластичности показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (Е < 1), единичной эластичности (Е=1) и эластичный (Е > 1). В случае абсолютной неэластичности (Е=0) кривая спроса представляет собой вертикальную линию. Такое положение кривая спроса может занимать в случае отсутствия товаров-субститутов. Например, спрос на соль будет оставаться устойчивым, несмотря на рост цен. Возможен случай и абсолютно эластичного спроса (т.е. Е стремится к бесконечности). Кривая спроса здесь представляет горизонтальную линию.

Эластичность спроса изменяется от уровня цены. Чем выше цена, тем эластичнее спрос и наоборот.

Ценовая эластичность спроса непосредственно влияет на объем общей выручки от продажи данного количества товара. Выручка определяется как произведение цены товара на его количество. Если падение цены вызывает на такую же величину рост спроса, то объем общей выручки не меняется и речь в данном случае идет о единичной эластичности спроса.

В случае, если снижение цены сопровождалось неадекватным ростом закупок и общая выручка сократилась, спрос является неэластичным.

Когда же цена снижается медленнее, чем возрастает спрос - объем выручки увеличивается и коэффициент эластичности в этом случае больше 1.

Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:

1. Степени необходимости данного товара;

2. Количества заменителей данного товара;

3. Доли расходов на приобретение данного товара в потребительском бюджете;

4. От длительности исследуемого периода времени. Чем продолжительнее этот период, тем выше ценовая эластичность спроса.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя.

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень реакции объема спроса на один товар при изменении цены на другой товар. Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. В этой связи различают взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.

Эластичность предложения показывает связь между изменениями цен на товар и объемами его предложения. Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшей его изменение цене.

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

1. от уровня дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, выпускающих однородную продукцию;

2. от степени загрузки производственных мощностей;

3. от наличия свободной рабочей силы:

4. от скорости перелива капитала из отрасли в отрасль.

Решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения играет фактор времени. Чем продолжительнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше его возможности для приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов. В этой связи выделяют ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен.

Механизм рыночного ценообразования деформируется при установлении монопольно высоких и монопольно низких цен.

Монопольно высокая цена устанавливается доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты;

цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

 

Вопросы для повторения.

1. Сформулируйте закон спроса и проиллюстрируйте его действие на графике. Назовите ценовые и неценовые факторы спроса.

2. Определите закон предложения и проиллюстрируйте его действие на графике. Назовите ценовые и неценовые факторы предложения.

3. Проиллюстрируйте рыночное равновесие на модели А.Маршалла.

4. Объясните содержание категории эластичность и на собственных примерах покажите действие факторов эластичности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.