Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика роли и значимости административного права как отрасли российского права




Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО – ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Целевая установка: Раскрыть сущность и содержание администативного и административно-процессуального права.

 

После изучения данной темы слушатели смогут:

─ Дать понятие административного и административно-процессуального права;

─ Объяснить содержание административно-правовых и процессуальных отношений;

─ охарактеризовать предмет и метод административного права.

 

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

3.1. Общая характеристика роли и значимости административного права как отрасли российского права

3.2. Две ветви административного права – материальное и процессуальное

3.3. Предмет и метод административного права

3.4. Административно-правовые и процессуальные отношения: понятие, структура, виды, особенности

Контрольные вопросы для самопроверки

 

 

Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений, представляющую собой совокупность правовых норм, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании в процессе осуществления государственной управленческой деятельности). Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Такого ряда отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а поэтому их обобщенно называют управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

Следовательно, не все общественные отношения по своей природе являются управленческими и могут быть отнесены к предмету административного права. Понятие административное право, со времени своего появления в уставах российских университетов в прошлом столетии, в учебных планах и программах в последующем, вплоть до наших дней, применяется в процессе подготовки специалистов-юристов в трояком смысле: как отрасль права (законодательства), как учебный предмет и как отрасль научного знания в правоведении. При этом, естественно, и учебный предмет и научные знания базируются на отрасли права, призваны исследовать ее нормы и институты и вооружить умением правильного применения административно-правовых норм.

Изучение административного права предопределяет необходимость определения методологических основ формирования данной отрасли правовой системы РФ. Данная отрасль объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация-управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, совокупностей действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

- определяют правовое положение граждан в сфере управления;

- регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами;

- регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;

- устанавливают формы и методы государственного управления, процессуальный порядок его осуществления;

- определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;

- регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

- регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Общеизвестно, что любое государство не может успешно функционировать без специальной системы управления своими социальными делами. Это требует организации и регулирования поведения людей, деятельности государственных и социальных институтов, поддержания общественного порядка.

Управление в государстве всегда было актуальной задачей. В прошлом управление государством и административные преобразования нередко связывались с обликом великой личности. Верховный правитель единолично принимал решения по наиболее важным вопросам административного управления. На долю же исполнительно-бюрократического аппарата приходилось лишь беспрекословное выполнение его велений, хотя, как правило, реально управляли государственными делами те, кто находились на вершине исполнительной власти.

Существенной характеристикой исполнительной власти является оценка ее отношений с гражданским обществом, т.е. того, что сегодня мы назвали бы степенью демократичности государственного управления и органов, должностных лиц, которые его исполняют.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.