Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод административного права




Предмет административного права изучает задачи и функции государственного управления, в рамках которого субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, осуществляя возложенные на них управленческие функции.

При определении предмета административного права необходимо учитывать:

- сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

- наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

- практическую реализацию ими полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

По существу это те условия, при которых управленческие отношения возникают "в связи" и "по поводу" практической реализации задач и функций исполнительной власти. На этой основе закономерен вывод, что не всякое общественное отношение в сфере государственного включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Ответ3 (начало). Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей их участников, выделяются следующие наиболее типичные виды:

- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, министерства, администрации двух областей);

- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны), предприятиями и учреждениями;

- между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора);

- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры);

- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

- между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства РФ. По этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:

- между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации, т.е. республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов федерального значения. Это, например, отношения между правительством РФ и правительствами республик, администрациями краев и областей;

- между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей);

- между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов федерации (например, между администрациями края и входящего в его состав автономного округа).

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, административно-правового регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:

- внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

- внешние. Это отношения, связанные непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых дополнениях.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством РФ или подзаконными административно-правовыми нормами, в управленческих отношениях субъект исполнительной власти может отсутствовать. Но он в подобной ситуации обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая наделена необходимым объемом полномочий, имеющих юридически властный характер. Эта сторона получает тем самым возможность выступать уже и от имени государства. Процесс передачи внешне-властных функций общественным формированиям фактически прекратился, но отдельные случаи такой передачи имеют место и сейчас.

Во-вторых, особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления, с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несмотря на спорность такой позиции, следует признать, что эти органы не могут быть исключены из числа возможных участников управленческих отношений, регулируемых административным правом.

В-третьих, управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований.

Ответ4 (начало). Предмет отрасли административного права включает изучение:

- сущности исполнительной власти;

- взаимосвязей и развития, видов административно-правовых норм;

- источников и системы этой отрасли права;

- правового статуса субъектов и объектов государственного управления;

- правовых норм и методов управления;

- административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти;

- проблем отраслевого и межотраслевого управления.

Метод административного права - это приемы и способы достижения определенных результатов в практической деятельности органов государственного управления.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия органами государственного управления в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой.

Запреты - возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Сущность методов административно-правового регулирования:

- установление определенного порядка действий - предписание (КоАП РФ устанавливает, что взыскания могут быть наложены не позднее 2-х месяцев со дня совершения проступка). Превышение этого срока не позволяет применять меры административной ответственности.

- запрещение определенных действий - так, запрещено направлять жалобы на рассмотрение должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы;

- представление возможности выбора - варианта дозволения, дающего возможность проявления самостоятельности при решении;

- представление действовать по своему усмотрению - совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных условиях.

Признаки метода правового регулирования

Метод административно-правового регулирования отражает и выражает, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять субъекты административного права, каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений воздействует на другого. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Для административно-правового регулирования характерна множественность методов регулирования отношений, что обусловлено многогранностью предмета регулирования и сложной структурой отношений, которые, в конечном счете, и определяют методы регулирования.

Основным из них является метод власти-подчинения в его собственном значении (или метод прямого распорядительства), при котором отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому, например, в применении мер административной и дисциплинарной ответственности, во многих управленческо-хозяйственных отношениях.

К административно-правовым методам регулирования относится метод рекомендаций, при котором рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления. В условиях перехода к многообразию форм собственности и расширения прав предприятий и учреждений сфера применения рекомендаций значительно расширяется.

Следующим может быть назван метод согласования. Этим методом регулируются обычно отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении, например, областной администрацией и органом местного самоуправления по вопросам работы предприятий и учреждений связи, транспорта и др.

Одним из видов метода согласования является метод равенства, когда субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме, например, административного договора.

Наибольшей качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть:

- линейным (связь начальник - подчиненный);

- функциональным (инспектор - гражданин).

Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов и должностных лиц одного уровня управления не одинаковые права и обязанности.

Гражданское право - закрепляя имущественные и товарные отношения, устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя-продавца). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон.

Административно-правовые отношения возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями (приказ - субъекта административной власти; постановление о наложении штрафа).

Субъекты гражданского права сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения. Административно-правовое регулирование четко определяет, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения и какие будут права сторон. (Например, получение паспорта, призыв на службу, получение права управления автотранспортом - возникают при заранее определенных обстоятельствах).

При споре между участниками гражданско-правовых отношений обращаются к третьей, незаинтересованной, стороне - суду - санкции являются правовосстановительными (взыскание убытков) и в интересах пострадавшего. В исключительных случаях прибегают к суду и в административно-правовых отношениях. Однако в основном споры между ними решаются в административном порядке: вышестоящим субъектом управления.

Административное право - закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации.

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое положение превращает обе стороны в субъекты правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

- установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что административные взыскания могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня совершения проступков. Превышение этого срока не позволяет применять к виновным меры административной ответственности (ст.45);

- запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. Так, запрещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

- предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностного лица, причем последнее не в праве уклоняться от такого выбора. Это - "жесткий" вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия, либо освобождения его от ответственности;

- предоставление возможности действовать (не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать (не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - "мягкий" вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод является наиболее перспективным.

Таковы отличительные особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, нередко характеризуемые в качестве властеотношений. За подобным их обозначением скрыто то, что во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписания, запрет, дозволения или разрешения). Однако властеотношения в таком понимании вовсе не являются прерогативой административно-правовой реальности. Элементы властеотношений (в изложенном смысле) нетрудно обнаружить в механизме правового регулирования, используемом и иными отраслями российского права (финансового, земельного, уголовного и т. п.), что служит еще одним свидетельством реальности подхода к проблеме методов правового регулирования как единичной юридической категории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.