КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Две ветви административного права – материальное и процессуальное
Современная юриспруденция различает две самостоятельные отрасли права: материальную и процессуальную. Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов и процедуру их взаимоотношений. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, порядок разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений. Характерной особенностью процессуальных отраслей права является обязательное участие в них наделенных юрисдикционными полномочиями управляющих субъектов, применяющих односторонним волеизъявлением правовые нормы в строго регламентированной законом последовательности (иначе говоря, проходящие определенные стадии). Материальные отношения такого строго регламента не имеют, в них так же не обязательно присутствие управляющих субъектов. Многие самостоятельные правовые отрасли могут включать в себя либо только материальные, либо только процессуальные отношения. Например, гражданское право представлено только материальными отношениями, не имеющими строго установленной последовательной процедуры решения вопросов между участниками материальных правоотношений. К материальным отраслям права можно так же отнести трудовое право, семейное право, экологическое право и др., действия участников которых хотя и регулируются нормами соответствующей отрасли, но в большинстве случаев носят добровольный характер, исключающий строгую регламентацию отношений. Точно так же в юриспруденции в качестве самостоятельных процессуальных правовых отраслей выделяются такие отрасли как: гражданское процессуальное право, арбитражный процесс, уголовный процесс, содержащие только нормы процессуального характера. Все действия субъектов процессуального права строго регламентированы и носят процедурный характер. Вместе с тем правовая система общества имеет правовые отрасли, в которых имеются правовые нормы смешанного характера, т.е в них наряду с материальными нормами так же присутствуют и нормы процедурного - процессуального характера. К таким правовым отраслям относятся: конституционное право, административное право, бюджетное право, включающие как материально-правовые, так и процессуальные нормы Сам по себе признак "материальности" правовых явлений не дает ясных представлений о границах этих явлений. Вместе с тем, к материальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом общепризнано, что уголовно-правовые нормы - материальные. К материальным следует отнести и те нормы, которые регулируют порядок реализации материальных норм, в частности, к таким нормам можно отнести нормы содержащиеся в диспозициях и санкциях статей особенной части КоАП РФ, предусматривающие условия действия правовой нормы и ответственность за их нарушение до установления процедуры ее реализации. Таким образом, административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права. Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий. Ответ1 (начало). Административно-процессуальные нормы характеризуются следующими отличительными особенностями: 1) являются разновидностью административно-правовых норм; 2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам; 3) имеют установленную структуру (строение); 4) содержатся в определенных источниках; 5) обеспечиваются принудительной силой государства; 6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности. По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления. По объему регулирования: общие и специальные нормы. По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов. По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы. По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации. По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы. По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств. Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями. Характерные черты административно-процессуальных отношений: • носят управленческий, организационный характер; • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения; • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий; • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений. С большей эффективностью границу между материальными и процессуальными правовыми нормами в правовой системе можно провести, начав с предварительного установления общих признаков процессуально-правовых явлений. При этом следует исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления - процедурные. В самом общем виде процедуру в праве можно определить как порядок осуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы: правотворческие и правореализующие. В свою очередь, правореализующие процедуры бывают материальные и процессуальные. Процессуальная процедура - это порядок реализации материальных охранительных норм - санкций. Определение 1. Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являются процессуальными. Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой процедурную отрасль, назначение которой - регламентировать порядок реализации санкций гражданско-правовых норм, а административный процесс в административном праве определяет порядок реализации норм административного производства, т.е. процедуру применения правовых санкций. Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процессуальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых "связках" и законодательно никаким образом от них не могут быть обособлены. Ответ2 (начало). Материально-процедурные нормы по признаку их связи с правоприменением можно поделить на две разновидности: а) опосредующие обычные (ординарные) формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права, например, порядок обращения граждан в органы исполнительной власти согласно Закону РФ от 02.05.2006г. "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". б) регламентирующие процедуры позитивного, то есть нормального, осуществляемого не по поводу правонарушения, правоприменения, например, порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т. п.. Итак, граница между материальными и процессуальными нормами в системе административного права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм. И еще раз заметим, что процессуальные нормы - это всегда нормы процедурные, а материальные нормы могут быть процедурными, а могут и не быть (материальные регулятивные и охранительные нормы).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |