Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус политических партий и общественных объединений





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Предприятия и учреждения различных форм собственности как субъекты административного права

Понятия и виды предприятий и учреждений

В современных условиях производством, деятельностью в социально-культурной сфере, в административно-политической сфере занимаются различные организации. Действующее законодательство разделяет их на предприятия, учреждения и иные организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению. Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия могут быть классифицированы на виды по различным основаниям:

а) по видам собственности они делятся: на государственные; муниципальные; частные; общественных объединений; смешанных форм собственности и т.д.;

б) по назначению и организационно-правовым формам: общефедеральные; субъектов федерации, муниципальные. Государственные; открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы и др.;

в) по характеру выпускаемой продукции, т.е. по отраслевой специализации: промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (колхозы, фермерские хозяйства, объединения, агрофермы и т.д.); строительные (СМУ, строительные кооперативы и т.д.); транспортные (предприятия, депо, пароходства, аэропорты, железнодорожные станции и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи); торговли (торговые базы, универсамы, специализированные магазины и др.); жилищно-коммунальные (РЭУ, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжению и др.). Иными словами: предприятия, производящие продукцию, предприятия, производящие работы, и предприятия, оказывающие хозяйственные услуги.

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и т.д. на договорной основе. Учреждением признается организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Они не производят продукцию, но создают социальные ценности и ведут самую разнообразную деятельность: образовательную; научную; культурную; правоохранительную; информационную и т. д. (ГК РФ ст.120). Учреждения также, как и предприятия, можно подразделить на виды по следующим основаниям:



а) по форме собственности: частные; государственные; муниципальные;

б) по масштабу и значению деятельности: общефедеральные, субъектов федерации, местные;

в) по характеру и сфере деятельности: образовательные (школы; ВУЗы и т.д.), науки (НИИ, Академии), культуры (театры, музеи, библиотеки), здравоохранения (больницы, санатории), социальной защиты (интернаты и др.).

К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды и т.д. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц - на основе членства, с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Административно-правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций

Правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций определяется законами, нормами ряда отраслей права (гражданского, административного, трудового) и иными нормативными актами (положениями, уставами). Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на четыре основные группы:

а) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности;

б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

в) нормы, относящиеся к муниципальным предприятиям и учреждениям;

г) нормы, относящиеся к негосударственным предприятиям и учреждениям.

Независимо от форм собственности, эти нормы права устанавливают:

- общий порядок их взаимоотношений с органами исполнительной власти государства;

- государственную регистрацию предприятий, учреждений и других организаций (порядок производства регистрации, основания отказа в регистрации и т.д.);

- общеобязательный порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетности государственным органом, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации;

- обязанность соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите работников предприятий и учреждений, населения и потребителей продукции, о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство и т.д.

Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за соблюдением соответствующего законодательства. Им предоставлено право применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В определенных случаях предприятия обязаны получать разрешение на занятие тем или иным видом хозяйственной деятельности. Наличие общего в содержании административно-правового статуса предприятий и учреждений сочетается с его особенностями, имеющимися прежде всего в статусе государственных, муниципальных и негосударственных организаций.

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий вытекают из того, что государство является собственником таких предприятий. Государство в лице своих органов образует предприятия и учреждения; определяет предмет и цели их деятельности, их дислокацию, утверждает устав о них; осуществляет управление, назначает на должность и освобождает от должности руководителей, проводит реорганизацию и ликвидацию государственных предприятий.



Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, функционирование которых подчиняется режиму лицензионно-разрешительной системы - производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, приготовление и реализация наркотических средств и т.д. Кроме того, на административно-правовой статус государственных предприятий существенным образом влияет правовой режим их имущества. С этой точки зрения они подразделяются на два вида:

- основанные на праве хозяйственного ведения дел (государственные предприятия);

- основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Правовое положение казенных предприятий характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с государственными.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий практически аналогичен статусу государственных предприятий. Главная особенность в том, что их статус реализуется в основном в отношениях с органами местного самоуправления. Органам местного самоуправления предоставлено право создавать предприятия, учреждения для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением.

Управление негосударственными предприятиями осуществляют их собственники или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок их образования или ликвидации регламентируется законодательством. Учредительным документом является устав или положение о предприятии, учреждении, организации, который утверждается его учредителями и регистрируется в государственном органе. Данные о регистрации включаются в единый государственный реестр.

Предприятие, учреждение или другая организация считаются созданными с момента их государственной регистрации. Их ликвидация производится по решению учредителей либо по решению суда (в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения-лицензии, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, либо при осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям). Предприятия и учреждения могут быть ликвидированы и в случае признания их банкротами.

Неправомерные действия государственных органов в отношении организаций могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет федеральный антимонопольный комитет.

Управление предприятиями, учреждениями и другими организациями организует собственник или учредитель. Собственник может сам вести управление, либо поручить доверенному лицу (совету директоров). Независимо от этого, в предприятии, учреждении формируется орган управления - администрация. Особенности этого органа управления:

1. Он является органом внутреннего управления. В отношениях с другими предприятиями выступает в качестве юридического лица на равных правах.

2. Территориальные масштабы его деятельности ограничены территорией предприятия (учреждения).

3. Орган управления может быть государственным, муниципальным и т.д. Руководящие должности в органе управления предприятием замещаются способом, определяемым собственником - по выборам, по конкурсу, по назначению и т.п.

Характерным примером рассматриваемой группы субъектов являются предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации в системе ОВД

В системе органов внутренних дел России функционируют предприятия, учреждения и фонды, которые предназначены для обеспечения выполнения основных задач и функций ОВД. К числу таких предприятий относятся:

- предприятия, выпускающие продукцию по государственным заказам (мебель, специальная техника, пошив обмундирования и т.п.);

- научно-производственные объединения по разработке и выпуску экспериментальных партий криминалистической и специальной техники, средств транспорта и связи, по разработке средств охранной и пожарной сигнализации и защиты;

- организации капитального строительства и ремонта, предприятия материально-технического снабжения (базы, склады и т.п.);

- автотранспортные предприятия, типографии, военторги и иные предприятия.

В системе органов внутренних дел имеются учреждения:

- медицинские и лечебно-оздоровительные учреждения (поликлиники, госпитали, санатории и т.д.);

- научно-исследовательские учреждения (институты, центры, лаборатории и т.д.);

- учебные заведения (учебные центры, средние специальные и высшие учебные заведения);

- учреждения культуры и спорта (клубы, музеи, редакции, архивы, спортивные организации).

К иным некоммерческим организациям относятся различные фонды, действующие в системе:

ОВД (например, фонд "Великодушие"). Административно-правовой статус этих учреждений имеет свои особенности:

- они все учреждаются государством;

- на них не распространяется законодательство о приватизации;

МВД России:

- определяет профиль предприятий и их местонахождение;

- утверждает их уставы (положения), осуществляет управление ими;

- назначает на должность и освобождает от должности руководителей;

- устанавливает государственные заказы и доводит их до предприятий;

- принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятий и учреждений.

Руководители (начальники) предприятий и учреждений системы органов внутренних дел обладают государственно-властными полномочиями. Они осуществляют оперативное управление предприятиями и учреждениями на принципе единоначалия. Начальник несет персональную ответственность за всю работу предприятия, учреждения, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, учреждения.

 

Право граждан на объединение закреплено в двух статьях Конституции РФ, которые непосредственно относятся к данному вопросу: в ст.13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед законом; в ст.30 закреплено право на объединение.

Аналогичные нормы включены в конституции и уставы подавляющего большинства субъектов РФ. Что до реализации норм Конституции РФ, то текущее законодательство, а именно закон РФ "Об общественных объединениях", закрепляет понятие общественного объединения. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно, т. е. путем объединения физических лиц, так и через юридические лица. Из указанного определения вытекают общие черты, которые характерны для всех общественных объединений:

а) добровольное самоуправление граждан, т. е. создаются по инициативе граждан на добровольной основе со своими органами управления;

б) некоммерческое формирование, не преследующее в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли;

в) действует от своего имени;

г) не обладает государственно-властными полномочиями и не признано субъектом правотворчества. Источником его полномочий могут быть нормативно-правовые акты;

д) образуется физическими и юридическими лицами.

Тем не менее, несмотря на общие черты, общественные объединения классифицируются на виды, в соответствии с законом РФ "Об общественных объединениях" и законами об отдельных видах общественных объединений. Например, закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", закон РФ "О некоммерческих организациях", закон РФ "О товариществах собственников жилья", закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", где одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов. Однако процесс правотворчества в настоящее время не приостановлен, и действие этих законов распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные объединения могут быть разделены на виды по различным критериям, так А.П. Алехин, Ю.П. Козлов, А.А. Кармолицкий в зависимости от организационно-правовых форм различают: а) общественные организации; б) общественные движения; в) общественные фонды; г) общественное учреждение; д) органы общественной самодеятельности; ж) союзы (ассоциации). В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев, утверждают, что различие между общественными объединениями состоит в целях, интересах, ради которых они создаются - политические цели, профессиональные цели, спортивные цели и т.д. Таким образом, общественные объединения различаются по целям, функция и полномочиям.

Основные виды общественных объединений:

а) общественная организация; б) общественные движения; в) общественные фонды; г) общественные учреждения; д) орган общественной организации. А.П. Коренев и другие ученые-юристы подтверждают, что, кроме перечисленных критериев классификации, общественные объединения можно разделить по сфере деятельности, по форме непосредственного подчинения, по целям образования.

Таким образом, учитывая уже существующую классификацию в юридической науке, можно общественные объединения в соответствии с Законом разделить на следующие виды: а) общественная организация; б) общественное движение; в) общественный фонд; г) общественное учреждение; д) орган общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности граждан для защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Членами общественной организации могут быть, в соответствии с ее уставом, физические и юридические лица, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или собранию.

Общественным движением является массовое общественное объединение, которое преследует социальные, политические, экономические и иные общественно-полезные цели. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию. Например, общественное движение за спасение Арала или озера Байкал и др.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом, поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Руководящий орган общественного фонда организуется его учредителями или участниками либо решением учредителей фонда. В случае государственной регистрации фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом РФ.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующим целям, которые закреплены в уставе. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В учреждении может быть создан коллегиальный орган, который определяет содержание деятельности общественного учреждения.

Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей.

Кроме этого, на основе учредительных договоров, могут создаваться союзы (ассоциации).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.