Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реестр государственных должностей государственной гражданской службы 1 страница




Государственные должности и классные чины государственной службы

Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации

Понятие, виды и принципы государственной службы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом. В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Мы уже знаем, что государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба. Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления, такие как:

- выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны, защиты прав, свобод и законных интересов государства, общества и личности;

- подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

- создание организационных структур власти;

- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

- осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально‑актуального ведения любых видов человеческой деятельности[32].

Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (реализующих в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и обществе.

Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

Государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления.

Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. Большинство субъектов государственного управления связано с осуществлением своей повседневной служебной деятельности, т.е. с государственной службой.

Государственная служба – это регулируемый нормами административного права специальный, социальный вид управленческой деятельности субъектов государственной функциональной власти, направленный на обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов граждан в административно-правовых отношениях. Определение 5.

Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства свои функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы этого института.

Правовое регулирование служебной деятельности государственных служащих централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу "власть - подчинение", соблюдение дисциплины, ответственности нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц.

В административно-правовой научной и учебной литературе государственная служба (государственные служащие) рассматривается традиционно в связи с анализом вопроса о субъектах административного права. Государственные служащие выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов (органов местного самоуправления) для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

 

 
 
Признаки государственной службы

 

 

             
 
 
 
Объектом воздействия служащего в процессе труда является человек, личность как социально-биологическое существо, т.е. воля человека, его здоровье, свобода, правовой статус в целом, интересы и т.д.
 
Специфическим признаком государственной службы является оплата труда государственных служащих: он оплачивается государством, притом, как правило, из государственного бюджета.
 
   
Государственная служба охватывает в настоящее время три сферы государственной деятельности: государственная служба в органах государства (представительных, исполнительных, правосудии и т.д.). К сфере государственной службы относится и воин­ская служба (вооруженные силы, другие вооруженные формиро­вания).  

 


Во всех государствах, в которых законодательством установлен особый публично-правовой статус государственных служащих и создан профессиональный, специально подготовленный корпус государственных служащих, чиновники имеют соответствующие права, обязанности и ограничения, привилегии. Тем самым учреждена профессиональная бюрократия, действует система законодательства, состоящая из двух частей: одна распространена на работников государственной службы; другая регулирует отношения в сфере общих трудовых отношений служащих, которые также работают в публичных учреждениях (государственные и муниципальные органы, общины, объединения и пр.). Между этими двумя системами главное различие состоит в то, что лица, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящий в обычных трудовых отношениях, имеют особый публично-правовой статус и пользуются преимущественными правами (специальные обязанности, запреты, ограничения и т.д.). А второстепенное различие состоит в том, что в регулирование государственной службы включаются несколько специфических обязанностей (например, запрет на забастовки, более строгое подчинение по службе, последствия несоблюдения этих предписаний и т.д.).

В настоящее время государственная служба рассматривается как один из видов общественно-политического труда. Поэтому на государственного служащего распространяются основные положения трудового законодательства, хотя в то же время для государственного служащего установлены определенные ограничения, связанные с государственной службой. Для него главенствующим являются несение государственной службы, исполнение функций по государственной должности, использование полномочий, определенных должностью, для решения возникающих в ходе развития общества проблем, включая проблемы отдельных граждан.

Ответ1 (начало). Государственная служба в Российской Федерации представлена тремя основными группами:

         
 
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Правовое регулирование Федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации
 
 
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ
 
   
Государственная военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.  
 
   
Государственная правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.  

 

 


Гражданам, претендующим на должность в государственной службе, необходимо иметь соответствующее профессиональное образование по специализации государственных должностей.

Специализация государственных должностей устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Государственные служащие составляют огромную армию труда в любой стране. В широком смысле слова к государственным служащим относятся самые разные категории работников, в том числе учителя государственных школ, преподаватели высших учебных заведений, работники государственных больниц, библиотек, музеев, почты, телеграфа – т. е. вся совокупность людей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, независимо от характера их деятельности.

В узком смысле слова под государственной службой подразумевается только персонал органов государственной власти и управления, т. е. лица, обладающие исполнительно-распорядительными полномочиями от имени государства. Это классифицированная государственная служба. Во многих странах данных лиц относят к чиновникам и отличают от простых государственных служащих. С точки зрения права различия между ними состоят в том, что служебные права и обязанности, правовой статус чиновников определяется нормами административного права, а права и обязанности простых государственных служащих, их правовой статус в трудовых отношениях – нормами трудового права (посредством трудового договора). Кроме того, чиновник поступает на службу особым образом, имеет некоторые привилегии (например, несменяемость), приносит присягу на верность конституции и т. д.

Во многих зарубежных странах именно деятельность многочисленной группы работников государственного сектора называют публичной службой. Деятельность же собственно государственных служащих относят к гражданской службе. В то же время гражданская служба понимается как разновидность публичной службы. Во Франции, например, публичной службой считают именно то, что в России называется государственной службой. При этом публичная служба не рассматривается как любая другая профессия. Она является социальной функцией. Государственный служащий выполняет публичную функцию в том смысле, что он служит не частным (privés), а общественным (publiques) интересам[33].

Кроме гражданской службы, в системе государственной службы выделяют военную и правоохранительную службу. В некоторых государствах так же, полицейскую, судебную и др. В Российской Федерации судебная служба может быть отнесена как к категории гражданской (служба в Федеральных судах общей юрисдикции, и в арбитражных судах РФ), так и к военной (военные суды и трибуналы). Так же в РФ есть такой вид службы как казачья служба, которую можно отнести как к разряду военной, так и к правоохранительной службе, в зависимости от использования. Административное право устанавливает строгую соподчиненность государственных служащих – вводятся классы, ранги, разряды, чины. Обычный список классов (разрядов) таков: 1) администраторы; 2) профессионалы; 3) исполнители; 4) высшие технические служащие; 5) канцелярские работники; 6) субклерки и обслуживающий персонал.

Администраторами являются главы департаментов министерств и их заместители. На ступень ниже стоят профессионалы – инженеры, агрономы, врачи и другие специалисты, работающие в системе министерств и их региональных органов. Определенная часть специалистов занимают высокие посты на канцелярской работе. Субклерки и обслуживающий персонал – технические работники. Существует также ряд должностей, которые считаются политическими и на замещение которых конкурс не производится. К политическому классу государственных служащих относятся министры, руководители Федеральных служб и Российских агентств и некоторые их заместители, иногда – главы департаментов.

Государственная служба регулируется различными социальными нормами (правом, моралью, обычаями, традициями) и выполняет частичную функцию по государственному управлению[34].

Из сказанного следует, что государственное управление составляет содержание государственной службы. Именно государственная служба во многом реализует волю государства, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью убеждения, регламентации и санкций. Государственная служба реализует на практике легитимное принуждение, монополия на которое принадлежит исключительно государству.

Таким образом, государственное управление составляет содержание деятельности государственной службы. Если для высших государственных органов – правительства, парламента – это только одна из многочисленных функций, то для государственной службы государственное управление составляет основное содержание. Государственные служащие должны обладать управленческими знаниями, умениями и навыками, управленческими способностями и опытом управления.

Вся административная деятельность лиц, состоящих на государственной службе строго регламентирована нормами административного права, основу которых составляют правовые принципы, закрепленные в законах Российской Федерации. Ранее нами уже рассматривались принципы деятельности государственных служащих закрепленные в Федеральном законе РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации. В число таких принципов государственной службы входят: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Все названные принципы свойственны не только для государственной гражданской службы, но и для военной и правоохранительной службы равным образом.

 

 

Как мы уже отметили, государственная служба в Российской Федерации представлена тремя разновидностями, каждая из которых выполняет свойственные ей функции государства:

1) государственная гражданская служба;

2) государственная военная служба;

3) государственная правоохранительная служба.

Правовую основу всех названных видов государственной службы составляет Конституция РФ, Федеральные законы Российской Федерации, руководящие акты Президента РФ и Правительства РФ.

Наиболее полно деятельность государственной гражданской службы регламентирована Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Вместе с тем, различные вопросы государственной служебной деятельности закреплены и в ряде других нормативных правовых актов, к числу которых так же относятся:

Федеральные законы:

1. от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

2. от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Существенное значениедля регламентации деятельностигосударственной гражданской службы имеют руководящие акты Президента РФ и Правительства РФ.

Указы Президента РФ:

1. от 01.02.2005 №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

2. от 01.02.2005 №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»;

3. от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

4. от 01.02.2005 №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

5. от 16.02.2005 №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

6. от 30.05.2005 №609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;

7. от 28.12.2006 №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

8. от 03.03.2007 №269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»;

9. от 19.11.2007 №1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»;

10. от 18.05.2009 №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

11. от 18.05.2009 №558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»);

12. от 18.05.2009 №559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»);

13. от 18.05.2009 №561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;

Постановления Правительства РФ:

1. от 19.01.2005 №30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;

2. от 06.05.2008 №362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» и др.

Важная роль в правовой регламентации различных структур государственной гражданской, государственной военной и государственной правоохранительной служб отводится отраслевым правовым актам, которыми являются Положения о прохождении определенного вида государственной службы в различных государственных структурах, закрепляемые Постановлениями Правительства РФ. Примером таких правовых актов являются: 1) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 О Министерстве финансов Российской Федерации; 2) Положение о Министерстве финансов Российской Федерации Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329; 3) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе. Аналогичные Положения о прохождении государственной службы, утверждаемые Постановлениями Правительства РФ, предусмотрены не только для структур государственной гражданской службы, но и для всех иных видов государственной службы.

Военная служба — это особый вид федеральной государствен­ной службы. Она заключается в повседневном выполнении граж­данами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключи­тельным по важности и необходимости. Исполнение обязаннос­тей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федера­ции предусматривает непосредственное участие в боевых действи­ях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужа­щим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований во­инской дисциплины. Правовые основы военной службы составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" с изменениями от 08.05.2010 № 83-ФЗ; Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с изменениями от08.02.2011.

Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами госу­дарственной службы. Она требует от военнослужащих полной са­моотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответ­ственности за исполнение обязанностей.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательно­му уровню, морально-психологическим качествам и уровню фи­зической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязатель­ное принятие каждым гражданином Военной присяги. Граждане принимают Военную присягу на верность своей Родине — Рос­сийской Федерации.

Отличительной чертой военной службы является высокая сте­пень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обя­занностей или уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе.

Наиболее характерной особенностью военной службы являет­ся беспрекословность служебного подчинения.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации является единоначалие. Оно заключается в на­делении командира (начальника) всей полнотой распорядитель­ной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уста­вов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопус­тимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа являет­ся воинским преступлением.

Отличительной чертой военной службы также является уста­новление взаимоотношений между военнослужащими, которые по степени подчиненности характеризуются как по должности, так и по возможному званию.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальника­ми или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие под­чинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоя­щие на военной службе: маршал Российской Федерации, генера­лы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и млад­шие офицеры. Сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и тре­бовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским звани­ям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной служ­бы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламен­тированы Федеральными законами и другими нормативно-пра­вовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства.

Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается прежде всего на Конституции Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.