Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология




ЯНЧУК В.А.

 

 


ББК 74.20

Э41

УДК 37.012

 

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В.М. Козубовский

доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов

 

Янчук В.А. Социальная психология. Учебник для вузов. – Мн.: АПО, 2003. – 824 с.

ISBN 5—7367—0146—0

 

С позиций развиваемого автором интегративно-эклектического подхода представлена панорама современных социально-психологических знаний, накопленных в мировой науке и практике к началу третьего тысячелетия. Отличительной особенностью учебника является подробное описание широкого спектра психологических подходов к анализу основных проблемных областей с представлением основных персоналий, теоретических моделей и понятийного аппарата, привлекаемого к изучению и объяснению изучаемых явлений. Многие подходы и разделы предлагаются русскоязычному читателю впервые. Логика изложения материала подчинена цели формирования у читателя современного концептуально-понятийного аппарата и понимания сути изучаемых явлений.

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей, психологических специализаций, заинтересованных в получении современных знаний, накопленных в мировой социальной психологии, а также широкого круга читателей, стремящихся познакомиться с социально-психологической проблематикой.

 

УДК 37.012

ББК 74.20

 

 

ISBN 985-6038-34-0

© АПО, 2003

 



 

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 9

ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 12

Предмет социальной психологии. 12

Эволюция представлений о предмете социальной психологии. 12

Области социально-психологических исследований. 14

История развития социальной психологии. 16

Исторические особенности развития зарубежной социальной психологии. 16

Исторические особенности развития отечественной социальной психологии. 24

Основные тенденции развития социально-психологического знания. 30

Роль метатеоретических метафор в развитии психологического знания. 30

Перспективы развития социально-психологического знания: от модернизма к постмодернизму 31

ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 37

Понятие теории в социальных науках. 37

Традиционный идеал теории. 39

Развитие и изменение теории. 41

Функции теории. 43

Критерии оценки теории. 44

Философские аспекты социально-психологической теории. 46

Вопросы эпистемологии. 47

Вопросы онтологии. 51

Вопросы аксиологии. 53

ЧАСТЬ III. МНОГООБРАЗИЕ ПАРАДИГМАЛЬНЫХ КООРДИНАТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 58

Парадигмальные координаты современного социально-психологического знания. 58

Понятие парадигмы и его психологическая специфика. 58

Оценочные критерии соотнесения психологических парадигм в условиях множественности координат 63

Критериальное поле соотнесения парадигмальных координат социально-психологического знания 70

Бихевиористская традиция в социальной психологии. 77

Основные понятия современного бихевиоризма. 78

Основоположения современного бихевиоризма. 82

Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социально-психологической феноменологии 83

Психодинамический подход в социальной психологии и его специфика. 87

Основные отличия психодинамического подхода. 87

Основополагающие понятия индивида и группы в психодинамическом подходе. 88

Интеракционистский подход в социальной психологии и его специфика. 91

Историко-философские предпосылки интеракционистского подхода. 91

Процессуальный символический интеракционизм.. 92

Основоположения процессуального символического интеракционизма. 96

Структурный символический интеракционизм.. 97

Основоположения структурного символического интеракционизма. 97

Когнитивный подход в социальной психологии и его специфика. 100

Теоретические основания когнитивного подхода к анализу социально-психологической феноменологии 100

Социально-когнитивные модели рассмотрения человека как субъекта социально-познавательной активности. 101

Понятийный аппарат когнитивного анализа социально-познавательной активности. 103

Феноменологический подход в социальной психологии и его специфика. 106

Философско-методологические основания экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии. 106

Основополагающие теоретические подходы к личности в рамках экзистенциально-феноменологического подхода. 108

Особенности экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии. 109

Конструктивистский подход в социальной психологии и его специфика. 115

Методологические основания конструктивистского подхода в социальной психологии. 115

Основные теоретические подходы в социальном конструктивизме. 116

Специфика и основоположения конструктивистского подхода в социальной психологии. 121

Гендерный подход к социально-психологической проблематике и его специфика. 126

Содержательные рамки гендерного подхода в социальной психологии. 126

Эпистемологические основания гендерного подхода. 126

Специфика методов исследования в гендерном подходе. 129

Гендерная проблематика в социальной психологии. 130

Интегративно-эклектический подход к анализу социально-психологической феноменологии и его специфика. 133

Методолого-психологические основания интегративно-эклектического подхода. 133

Механизмы интегративной эклектики. 137

Межпарадигмальный диалог современного социально-психологического знания. 141

ЧАСТЬ IV. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 148

Социально-психологическое исследование и его специфика. 148

Измерение в социальной психологии. 150

Валидность социально-психологического исследования. 152

Проведение социально-психологического исследования. 159

Основные методы социально-психологического исследования. 161

Эксперимент.. 161

Наблюдение. 171

Контент-анализ. 175

Метод опроса. 176

Тестирование. 180

Проективные методы.. 181

Методы шкалирования. 183

Социометрия. 185

Репертуарные решетки. 186

Дискурсный анализ. 187

Сравнительные исследования. 191

Кросс культурные исследования. 192

Феноменологическое интервью.. 195

Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании 197

Решения проблемы оптимального сочетания возможностей количественных и качественных методов. 202

Многочертные-многметодные матрицы.. 202

Sensemaking. 204

Подход с позиций обоснованной теории. 207

Методологический подход интегративной эклектики путем триангуляции. 210

Необходимость пересмотра позитивистских оснований методологии и методов социальной психологии. 216

Гуманитарная парадигма в методологии психологического исследования. 218

ЧАСТЬ IV. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.. 223

Личность как предмет исследования в социологии и психологии. 223

Специфика социально-психологической проблематики личности. 225

Теоретические подходы к проблематике личности. 227

Психодинамический подход. 227

Когнитивный подход. 228

Социально-когнитивно-поведенческий подход. 228

Интеракционистский подход. 229

Социально-конструктивистский подход. 231

Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии. 232

Современные представления о самости и Я-концепции личности.. 235

Природа человеческой самости. 235

Многообразие теоретических подходов к изучению самости. 236

Социальная идентичность как существующая концепция самости. 242

Понятие социальной идентичности. 242

Теоретические подходы к социальной идентичности. 245

Содержание Я-концепции. 252

Теоретические модели организации системы Я-концепции. 258

Теоретические подходы к описанию структуры и содержания самости. 261

Формирование Я-концепции личности. 265

Принципы формирования Я-концепции. 265

Возрастная динамика Я-концепции. 269

Психологическая устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания. 270

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.. 276

Понятие социализации. 276

Теоретические подходы к проблеме социализации. 281

Стадии социализации. 296

Механизмы социализации. 297

Институты социализации. 303

Феноменология и направления социализации. 304

ЧАСТЬ V. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА.. 308

Социальное познание личности и особенности его организации. 308

Основные категории социального познания. 310

Категоризация. 311

Прототипы.. 312

Схемы.. 313

Эвристики. 317

Стереотипы.. 318

Социальные репрезентации и особенности их организации. 319

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА.. 329

Формирование впечатления о личности другого человека. 329

Управление впечатлением о личности. 330

Самопрезентация в структуре управления впечатлением о личности. 330

Теория самомониторинга Снайдера. 332

Концепция самоверификации Свана. 333

Социально-психологические детерминанты процесса управления впечатлением о личности 334

Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы. 335

Теоретические подходы к феномену межличностной аттракции. 335

Факторы межличностной аттракции. 337

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ.. 342

Теории атрибуции. 342

Наивный анализ действий Хейдера. 342

Теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса. 343

Ковариационная модель Келли. 345

Прикладные исследования атрибутирования. 347

Индивидуальные различия и стиль атрибутирования. 347

Влияние предубеждений в атрибутировании. 348

Атрибутивная теория мотивации и эмоций Вейнера. 351

Атрибутирование и наученная беспомощность. 353

Феномен наученной беспомощности. 353

Преодоление наученной беспомощности. 354

Атрибутивная терапия. 355

Понятие атрибутивной терапии. 355

Стиль атрибутирования. 356

Техники атрибутивной терапии. 357

Атрибутивная терапия и педагогический процесс. 358

Направления современных исследований в области атрибутирования. 360

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.. 363

Психологическая сущность и структура социально-психологического воздействия. 363

Понятие социально-психологического воздействия. 363

Теоретические модели воздействия. 364

Структура социально-психологического воздействия. 370

Воздействие массовой коммуникации. 373

Изменение аттитюдов: теоретические подходы и исследования. 375

Типы исследований изменения аттитюдов. 376

Эмпирические детерминанты изменения аттитюдов. 378

Предсказание поведения. 380

Теория обоснованных действий Фишбейна и Айзена. 381

Модель межличностного поведения Триандиса. 382

Подход с позиции теории социальных решений Шерифа. 383

Устойчивость к социально-психологическому воздействию и ее механизмы.. 384

Психологическая защита как механизм социально психологической устойчивости к воздействию 384

Психологическое прививание. 386

Метод самозащиты Ранка. 387

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.. 391

Теоретические подходы к межличностному взаимодействию.. 391

Межличностное взаимодействие: сущность и содержание. 391

Межличностное взаимодействие как общение. 391

Взаимодействие как организация совместной деятельности. 395

Типология межличностного взаимодействия Бейлса. 396

Подход к межличностному взаимодействию в символическом интеракционизме. 397

Взаимодействие как взаимозависимость: теория взаимозависимости Тибо и Келли. 398

Нормативная регуляция межличностного взаимодействия. 401

Нормативно-ролевая регуляция межличностного взаимодействия. 401

Психологические механизмы формирования и действия социальных норм. 402

Межличностное взаимодействие и социальный контекст. 405

Межличностное взаимодействие как взаимопонимание. 406

Межличностное взаимодействие как процесс формирования единого поля значений. 406

Межличностное взаимопонимание как нахождение сходства. 407

Межличностное взаимопонимание как процесс построения взаимоотношений. 411

Пространственное расположение значений. 415

Цикличность конструирования единого поля значений в межличностном взаимодействии 416

Межличностное взаимодействие как культурно-исторически детерминированный диалог 418

ЧАСТЬ VI. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ. 422

Понятие и исторические особенности формирования проблематики малых групп. 422

Понятие малой группы.. 422

Развитие теоретических подходов к малой группе за рубежом.. 426

Теоретические подходы к малой группе. 429

Подход групповой динамики. 429

Эксперименталистский подход. 430

Развитие исследований малой группы в отечественной традиции. 430

Генезис и развитие малой группы.. 433

Детерминанты возникновения малой группы.. 433

Этапность развития малой группы.. 434

Механизмы групповой динамики. 437

Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы. 442

Структурные характеристики малой группы.. 442

Нормативное поведение в малой группе. 447

Групповая сплоченность. 459

Процесс группового функционирования. 465

Экологический аспект группового функционирования. 465

Личность в групповом процессе. 470

Межличностные отношения в групповом процессе. 475

Процесс принятия группового решения. 480

Феномены управления групповым процессом.. 490

Феномен лидерства. 490

Теоретические подходы к лидерству. 491

Руководство малой группой. 494

Межгрупповые отношения. 500

Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. 500

Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции. 504

Факторы детерминации межгрупповых отношений. 505

ЧАСТЬ VII. МАССОВИДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.. 509

Массовые информационные процессы.. 509

Массовая коммуникация как социальный феномен. 509

Функции массовой коммуникации. 510

Условия эффективности массовой коммуникации. 511

Признаки массовых информационных процессов. 511

Психологические эффекты массовых информационных процессов. 513

Стихийные процессы передачи информации. 517

Слухи как форма стихийной передачи информации. 517

Типология слухов. 518

Возникновение и прекращение слухов. 519

Феномен внеколлективного поведения. 522

Исходные понятия. 522

Субъективные признаки внеколлективного поведения. 522

Роль коммуникации во внеколлективном поведении. 523

Толпа как социально-психологический феномен.. 526

Понятие и теоретические подходы к объяснению феномена поведения человека в толпе. 526

Разновидности толпы.. 529

Динамика формирования и поведения толпы.. 529

Управление поведением толпы.. 530

Паника как социально-психологический феномен.. 533

Паническое поведение и его особенности. 533

Возникновение и прекращение паники. 534

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 537

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 541

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 542

АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 543

ЛИТЕРАТУРА: 544


 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Идея данной книге родилась у автора в результате длительных размышлений автора о ситуации, сложившейся в отечественной социально-психологической традиции в 1990-е годы. Разрушение многолетней информационной изоляции от мировой социальной психологии, доступной до этого времени лишь избранным, да и то испытывавшим сильнейшее идеологическое давление, привело к осознанию факта существования огромного количества исследований в диковинных проблемных областях. Сохранение предшествующего идеологического апломба о существовании единственно правильной и самой верной из всех - советской социальной психологии стало, по меньшей мере, неуместным. Надежды на то, что после открытия границ внешний интерес обрушится на нас, оказались чистой иллюзией и не более. Увы, по сложившейся в мире традиции место под солнцем надо завоевывать и завоевывать не апломбом, а знанием того, что в нем делается. И коль они не стремятся за нашими достижениями, а мы стремимся к интеграции в единую мировую социальную психологию, то ее, как минимум, надо знать. Отсутствие же этого знания может привести только к одному – дополнительным сложностям в самопредъявлении. Конечно же, ортодокс от науки может воскликнуть – ну и не нужны они нам. Ему то может и не нужны, т.к. у него может многое, что обнаружиться из того, что не хотелось бы демонстрировать, но новые знания, информированность о том, что делалось и делается в мире социальной психологии нужно подрастающему поколению свободному от идеологических шор.

Сказанное и послужило основным мотивом автора для написания книги, в которой заинтересованный читатель может получить широкую панораму представлений о том, что делалось и делается в мире и не только западном, но и восточном. Собственный авторский опыт чтения лекций в университетах Великобритании, участие в конференциях и семинарах, владение самой современной англоязычной литературой и достаточный уровень эрудированности в широком спектре проблемных областей социальной психологии обусловили необходимость написания книги, в которой представлены размышления о ситуации в ней.

Основной задачей, которую автор ставит перед собой, является предложение читателю своей версии становления и развития социальной психологии, эволюции ее взглядов и возможных перспектив развития в максимально возможном спектре аспектов, избегая критических измышлений.

В идеологии книги лежит интегративно-эклектический подход, разрабатываемый автором и предполагающий мирное сотрудничество и партнерство различных психологических традиций друг с другом, направленное на взаимообогащение и взаиморазвитие. Данный подход и определяет стремление представить в максимально полной и доступной форме наиболее продуктивные подходы и школы, познакомить с наиболее известными исследователями и их разработками, очертить аспекты и измерения различных проблемных областей.

Избранный подход определяет и интернациональность воззрений автора. Будучи расположенным к Европейской, на мой взгляд более философичной традиции, я постараюсь показать и все достойное обсуждения в самой плодовитой и мощной – американской традиции, не оставляя без внимания и наиболее близкие к ним разработки отечественных авторов. Без излишней апологетики нам пора уже разобраться в том, кто есть, кто и что есть, что в мире социальной психологии.

Авторское написание подобного рода книги связано, конечно же, с определенными трудностями. В отдельных областях исследований и психологических традициях я менее информирован в других – более. Поэтому, не претендуя и никогда не претендовав на абсолютность оценок, буду стараться придерживаться максимально остраненного взгляда. Единое авторство, наряду с отмеченными недостатками, обладает и достоинствами – возможностями выдерживания единой логики, последовательности изложения и сохранения авторской позиции.

Я приглашаю читателей не к авторскому монологу, а к диалогу, в котором могут сформироваться новые знания, новые взгляды и подходы к интереснейшему миру социально-психологической феноменологии. И проникновение в этот многообразный мир даст продуктивные всходы в лице приобщенности к мировой социальной психологической традиции.

Архитектоника книги построена по принципу продвижения от общего к частному исходя из авторских представлений о необходимости исходного информирования читателя в общем, спектре проблем, метатеоретических построениях, а затем переходу к их детализации на уровне теорий среднего уровня и конкретных эмпирических исследований. Учитывая большую потребность в практико-ориентированных знаниях, при необходимости приводятся достаточно подробные описания технологических решений. Так как учебное пособие состоит из двух томов, то в первом из них будут представлены теоретико-методологические основания современного социально-психологического знания, дано общее представление об основных подходах и исследовательских традиций. В силу того, что в качестве системообразующей категории выступает личность как субъект и объект социально-психологической феноменологии, а также того обстоятельства, что эта категория традиционно рассматривалась как второстепенная в советской социальной психологии, в первом томе будет представлен широкий спектр аспектов социально-психологического изучения личности в ее взаимодействии с социальным окружением.. Во втором же томе будут рассмотрены традиционно широко представленные в отечественных учебниках по социальной психологии проблемные области общения, малых групп, массовидных социально-психологических явлений, дополненные новыми разделами, посвященными проблемам предубеждений, просоциального поведения, межгрупповых отношений и некоторым прикладным областям социальной психологии.

Понимание специфики теоретических подходов и построений невозможно без знания и понимания их методологических оснований. По этой причине в книге сразу же дается достаточно широкий обзор философских оснований в их эпистемологическом, онтологическом и аксиологическом аспектах. Понимание сути теории невозможно без понимания специфики научной теории, что обусловило максимально подробное ознакомление с критериями, принципами построения научной социально-психологической теории и ее проверки. Наряду с традиционно доминирующими эксплицитно структурированными теориями дается подробное представление имплицитно структурированных теорий, приобретающих особую популярность сегодня. Причем, раздел теории значительно шире чем в зарубежных учебниках, что обусловлено стремлением автора к более глубокому ознакомлению отечественного читателя с малодоступными разработками в данной области. Столь же подробный анализ представлен и по отношению к методологическим основаниям, т.к. именно в них кроется фундамент идею многомерности как знания, так и истины.

Методологические основания неотделимо соседствуют с методами социально-психологического исследования. Наряду с традиционными методами широко представлены качественные методы, как приобретшие новое дыхание в современном социально-психологическом ренессансе интереса к феноменологии и дискурсу. Представление методов построено в логике описания их возможностей и ограничений. При невозможности отсылки к первоисточникам приводятся конкретные иллюстрации применения методов.

В виду слабой информированности отечественного читателя в многообразии теоретических традиций, существующих за рубежом в книге представлен широкий обзор их специфики без идеологического критиканства, а с акцентом на прослеживание обусловленной уровнем культуры и временем причинности определенной трактовки социально-психологической феноменологии и использования специфического исследовательского инструментария. Особое внимание уделено теоретическим традициям, не получившим должного освещения – экзистенциально-феноменологической, социально-конструктивистской, психодинамической, интеракционистской и интегративно-эклектической. Общая логика представления этих традиций предполагает рассмотрение предпосылок становления, методологических оснований, понятийного аппарата, теоретических основоположений, персоналий и перспектив развития.

В качестве базовой категории, на которой основывается все здание социальной психологии, как уже отмечалось выше, избрана личность в ее социально-психологическом аспекте и именно категория самости, как определяющей социальную сущность человека. Подробнейший анализ проблемы самости связан с явным дефицитом современных представлений в области человеческого Я в отечественной традиции. Другими областями, анализу которых так же уделено значительное место, являются области социального познания, социального объяснения, социального воздействия.

Ориентированность издания на студентов - психологов предполагает более строгий научный стиль изложения с корректным цитированием первоисточников и приведением популярных иллюстраций лишь при необходимости. Необходимость их информирования в литературе вопроса определяет привлечение к списку рекомендованной литературы наиболее интересных зарубежных первоисточников. Это обусловлено расширением реальных возможностей ознакомления с ними, а так же полным отсутствием отечественных аналогов по некоторым проблемным областям.

Методическое построение книги предполагает резюмирование каждого раздела, предложение вопросов для обсуждения, а так же включение заданий на осмысление на протяжении обсуждения тех или иных вопросов. Так же включены инструменты самоанализа и описание путей и средств самосовершенствования.

Фамилии зарубежных исследователей приводятся в русскоязычном переводе и оригинальном написании. Это связано, прежде всего, с тем, что те их транскрипции, которые встречаются в русскоязычной литературе, часто весьма далеки от оригиналов и создают предпосылки для дезориентации.

Книга будет полезной и для преподавателей социальной психологии и психологии личности, стремящихся расширить и осовременить свои представления, а так же для широкого круга читателей.

 

Доктор психологических наук, профессор

В.А. Янчук





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.