КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология
ЯНЧУК В.А.
ББК 74.20 Э41 УДК 37.012
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В.М. Козубовский доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов
Янчук В.А. Социальная психология. Учебник для вузов. – Мн.: АПО, 2003. – 824 с. ISBN 5—7367—0146—0
С позиций развиваемого автором интегративно-эклектического подхода представлена панорама современных социально-психологических знаний, накопленных в мировой науке и практике к началу третьего тысячелетия. Отличительной особенностью учебника является подробное описание широкого спектра психологических подходов к анализу основных проблемных областей с представлением основных персоналий, теоретических моделей и понятийного аппарата, привлекаемого к изучению и объяснению изучаемых явлений. Многие подходы и разделы предлагаются русскоязычному читателю впервые. Логика изложения материала подчинена цели формирования у читателя современного концептуально-понятийного аппарата и понимания сути изучаемых явлений. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей, психологических специализаций, заинтересованных в получении современных знаний, накопленных в мировой социальной психологии, а также широкого круга читателей, стремящихся познакомиться с социально-психологической проблематикой.
УДК 37.012 ББК 74.20
ISBN 985-6038-34-0 © АПО, 2003
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 3 ПРЕДИСЛОВИЕ.. 9 ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 12 Предмет социальной психологии. 12 Эволюция представлений о предмете социальной психологии. 12 Области социально-психологических исследований. 14 История развития социальной психологии. 16 Исторические особенности развития зарубежной социальной психологии. 16 Исторические особенности развития отечественной социальной психологии. 24 Основные тенденции развития социально-психологического знания. 30 Роль метатеоретических метафор в развитии психологического знания. 30 Перспективы развития социально-психологического знания: от модернизма к постмодернизму 31 ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 37 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 37 Понятие теории в социальных науках. 37 Традиционный идеал теории. 39 Развитие и изменение теории. 41 Функции теории. 43 Критерии оценки теории. 44 Философские аспекты социально-психологической теории. 46 Вопросы эпистемологии. 47 Вопросы онтологии. 51 Вопросы аксиологии. 53 ЧАСТЬ III. МНОГООБРАЗИЕ ПАРАДИГМАЛЬНЫХ КООРДИНАТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 58 Парадигмальные координаты современного социально-психологического знания. 58 Понятие парадигмы и его психологическая специфика. 58 Оценочные критерии соотнесения психологических парадигм в условиях множественности координат 63 Критериальное поле соотнесения парадигмальных координат социально-психологического знания 70 Бихевиористская традиция в социальной психологии. 77 Основные понятия современного бихевиоризма. 78 Основоположения современного бихевиоризма. 82 Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социально-психологической феноменологии 83 Психодинамический подход в социальной психологии и его специфика. 87 Основные отличия психодинамического подхода. 87 Основополагающие понятия индивида и группы в психодинамическом подходе. 88 Интеракционистский подход в социальной психологии и его специфика. 91 Историко-философские предпосылки интеракционистского подхода. 91 Процессуальный символический интеракционизм.. 92 Основоположения процессуального символического интеракционизма. 96 Структурный символический интеракционизм.. 97 Основоположения структурного символического интеракционизма. 97 Когнитивный подход в социальной психологии и его специфика. 100 Теоретические основания когнитивного подхода к анализу социально-психологической феноменологии 100 Социально-когнитивные модели рассмотрения человека как субъекта социально-познавательной активности. 101 Понятийный аппарат когнитивного анализа социально-познавательной активности. 103 Феноменологический подход в социальной психологии и его специфика. 106 Философско-методологические основания экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии. 106 Основополагающие теоретические подходы к личности в рамках экзистенциально-феноменологического подхода. 108 Особенности экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии. 109 Конструктивистский подход в социальной психологии и его специфика. 115 Методологические основания конструктивистского подхода в социальной психологии. 115 Основные теоретические подходы в социальном конструктивизме. 116 Специфика и основоположения конструктивистского подхода в социальной психологии. 121 Гендерный подход к социально-психологической проблематике и его специфика. 126 Содержательные рамки гендерного подхода в социальной психологии. 126 Эпистемологические основания гендерного подхода. 126 Специфика методов исследования в гендерном подходе. 129 Гендерная проблематика в социальной психологии. 130 Интегративно-эклектический подход к анализу социально-психологической феноменологии и его специфика. 133 Методолого-психологические основания интегративно-эклектического подхода. 133 Механизмы интегративной эклектики. 137 Межпарадигмальный диалог современного социально-психологического знания. 141 ЧАСТЬ IV. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 148 Социально-психологическое исследование и его специфика. 148 Измерение в социальной психологии. 150 Валидность социально-психологического исследования. 152 Проведение социально-психологического исследования. 159 Основные методы социально-психологического исследования. 161 Эксперимент.. 161 Наблюдение. 171 Контент-анализ. 175 Метод опроса. 176 Тестирование. 180 Проективные методы.. 181 Методы шкалирования. 183 Социометрия. 185 Репертуарные решетки. 186 Дискурсный анализ. 187 Сравнительные исследования. 191 Кросс культурные исследования. 192 Феноменологическое интервью.. 195 Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании 197 Решения проблемы оптимального сочетания возможностей количественных и качественных методов. 202 Многочертные-многметодные матрицы.. 202 Sensemaking. 204 Подход с позиций обоснованной теории. 207 Методологический подход интегративной эклектики путем триангуляции. 210 Необходимость пересмотра позитивистских оснований методологии и методов социальной психологии. 216 Гуманитарная парадигма в методологии психологического исследования. 218 ЧАСТЬ IV. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.. 223 Личность как предмет исследования в социологии и психологии. 223 Специфика социально-психологической проблематики личности. 225 Теоретические подходы к проблематике личности. 227 Психодинамический подход. 227 Когнитивный подход. 228 Социально-когнитивно-поведенческий подход. 228 Интеракционистский подход. 229 Социально-конструктивистский подход. 231 Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии. 232 Современные представления о самости и Я-концепции личности.. 235 Природа человеческой самости. 235 Многообразие теоретических подходов к изучению самости. 236 Социальная идентичность как существующая концепция самости. 242 Понятие социальной идентичности. 242 Теоретические подходы к социальной идентичности. 245 Содержание Я-концепции. 252 Теоретические модели организации системы Я-концепции. 258 Теоретические подходы к описанию структуры и содержания самости. 261 Формирование Я-концепции личности. 265 Принципы формирования Я-концепции. 265 Возрастная динамика Я-концепции. 269 Психологическая устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания. 270 СОЦИАЛИЗАЦИЯ.. 276 Понятие социализации. 276 Теоретические подходы к проблеме социализации. 281 Стадии социализации. 296 Механизмы социализации. 297 Институты социализации. 303 Феноменология и направления социализации. 304 ЧАСТЬ V. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА.. 308 Социальное познание личности и особенности его организации. 308 Основные категории социального познания. 310 Категоризация. 311 Прототипы.. 312 Схемы.. 313 Эвристики. 317 Стереотипы.. 318 Социальные репрезентации и особенности их организации. 319 СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА.. 329 Формирование впечатления о личности другого человека. 329 Управление впечатлением о личности. 330 Самопрезентация в структуре управления впечатлением о личности. 330 Теория самомониторинга Снайдера. 332 Концепция самоверификации Свана. 333 Социально-психологические детерминанты процесса управления впечатлением о личности 334 Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы. 335 Теоретические подходы к феномену межличностной аттракции. 335 Факторы межличностной аттракции. 337 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ.. 342 Теории атрибуции. 342 Наивный анализ действий Хейдера. 342 Теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса. 343 Ковариационная модель Келли. 345 Прикладные исследования атрибутирования. 347 Индивидуальные различия и стиль атрибутирования. 347 Влияние предубеждений в атрибутировании. 348 Атрибутивная теория мотивации и эмоций Вейнера. 351 Атрибутирование и наученная беспомощность. 353 Феномен наученной беспомощности. 353 Преодоление наученной беспомощности. 354 Атрибутивная терапия. 355 Понятие атрибутивной терапии. 355 Стиль атрибутирования. 356 Техники атрибутивной терапии. 357 Атрибутивная терапия и педагогический процесс. 358 Направления современных исследований в области атрибутирования. 360 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.. 363 Психологическая сущность и структура социально-психологического воздействия. 363 Понятие социально-психологического воздействия. 363 Теоретические модели воздействия. 364 Структура социально-психологического воздействия. 370 Воздействие массовой коммуникации. 373 Изменение аттитюдов: теоретические подходы и исследования. 375 Типы исследований изменения аттитюдов. 376 Эмпирические детерминанты изменения аттитюдов. 378 Предсказание поведения. 380 Теория обоснованных действий Фишбейна и Айзена. 381 Модель межличностного поведения Триандиса. 382 Подход с позиции теории социальных решений Шерифа. 383 Устойчивость к социально-психологическому воздействию и ее механизмы.. 384 Психологическая защита как механизм социально психологической устойчивости к воздействию 384 Психологическое прививание. 386 Метод самозащиты Ранка. 387 МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.. 391 Теоретические подходы к межличностному взаимодействию.. 391 Межличностное взаимодействие: сущность и содержание. 391 Межличностное взаимодействие как общение. 391 Взаимодействие как организация совместной деятельности. 395 Типология межличностного взаимодействия Бейлса. 396 Подход к межличностному взаимодействию в символическом интеракционизме. 397 Взаимодействие как взаимозависимость: теория взаимозависимости Тибо и Келли. 398 Нормативная регуляция межличностного взаимодействия. 401 Нормативно-ролевая регуляция межличностного взаимодействия. 401 Психологические механизмы формирования и действия социальных норм. 402 Межличностное взаимодействие и социальный контекст. 405 Межличностное взаимодействие как взаимопонимание. 406 Межличностное взаимодействие как процесс формирования единого поля значений. 406 Межличностное взаимопонимание как нахождение сходства. 407 Межличностное взаимопонимание как процесс построения взаимоотношений. 411 Пространственное расположение значений. 415 Цикличность конструирования единого поля значений в межличностном взаимодействии 416 Межличностное взаимодействие как культурно-исторически детерминированный диалог 418 ЧАСТЬ VI. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ. 422 Понятие и исторические особенности формирования проблематики малых групп. 422 Понятие малой группы.. 422 Развитие теоретических подходов к малой группе за рубежом.. 426 Теоретические подходы к малой группе. 429 Подход групповой динамики. 429 Эксперименталистский подход. 430 Развитие исследований малой группы в отечественной традиции. 430 Генезис и развитие малой группы.. 433 Детерминанты возникновения малой группы.. 433 Этапность развития малой группы.. 434 Механизмы групповой динамики. 437 Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы. 442 Структурные характеристики малой группы.. 442 Нормативное поведение в малой группе. 447 Групповая сплоченность. 459 Процесс группового функционирования. 465 Экологический аспект группового функционирования. 465 Личность в групповом процессе. 470 Межличностные отношения в групповом процессе. 475 Процесс принятия группового решения. 480 Феномены управления групповым процессом.. 490 Феномен лидерства. 490 Теоретические подходы к лидерству. 491 Руководство малой группой. 494 Межгрупповые отношения. 500 Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. 500 Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции. 504 Факторы детерминации межгрупповых отношений. 505 ЧАСТЬ VII. МАССОВИДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.. 509 Массовые информационные процессы.. 509 Массовая коммуникация как социальный феномен. 509 Функции массовой коммуникации. 510 Условия эффективности массовой коммуникации. 511 Признаки массовых информационных процессов. 511 Психологические эффекты массовых информационных процессов. 513 Стихийные процессы передачи информации. 517 Слухи как форма стихийной передачи информации. 517 Типология слухов. 518 Возникновение и прекращение слухов. 519 Феномен внеколлективного поведения. 522 Исходные понятия. 522 Субъективные признаки внеколлективного поведения. 522 Роль коммуникации во внеколлективном поведении. 523 Толпа как социально-психологический феномен.. 526 Понятие и теоретические подходы к объяснению феномена поведения человека в толпе. 526 Разновидности толпы.. 529 Динамика формирования и поведения толпы.. 529 Управление поведением толпы.. 530 Паника как социально-психологический феномен.. 533 Паническое поведение и его особенности. 533 Возникновение и прекращение паники. 534 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 537 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 541 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 542 АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 543 ЛИТЕРАТУРА: 544
ПРЕДИСЛОВИЕ
Идея данной книге родилась у автора в результате длительных размышлений автора о ситуации, сложившейся в отечественной социально-психологической традиции в 1990-е годы. Разрушение многолетней информационной изоляции от мировой социальной психологии, доступной до этого времени лишь избранным, да и то испытывавшим сильнейшее идеологическое давление, привело к осознанию факта существования огромного количества исследований в диковинных проблемных областях. Сохранение предшествующего идеологического апломба о существовании единственно правильной и самой верной из всех - советской социальной психологии стало, по меньшей мере, неуместным. Надежды на то, что после открытия границ внешний интерес обрушится на нас, оказались чистой иллюзией и не более. Увы, по сложившейся в мире традиции место под солнцем надо завоевывать и завоевывать не апломбом, а знанием того, что в нем делается. И коль они не стремятся за нашими достижениями, а мы стремимся к интеграции в единую мировую социальную психологию, то ее, как минимум, надо знать. Отсутствие же этого знания может привести только к одному – дополнительным сложностям в самопредъявлении. Конечно же, ортодокс от науки может воскликнуть – ну и не нужны они нам. Ему то может и не нужны, т.к. у него может многое, что обнаружиться из того, что не хотелось бы демонстрировать, но новые знания, информированность о том, что делалось и делается в мире социальной психологии нужно подрастающему поколению свободному от идеологических шор. Сказанное и послужило основным мотивом автора для написания книги, в которой заинтересованный читатель может получить широкую панораму представлений о том, что делалось и делается в мире и не только западном, но и восточном. Собственный авторский опыт чтения лекций в университетах Великобритании, участие в конференциях и семинарах, владение самой современной англоязычной литературой и достаточный уровень эрудированности в широком спектре проблемных областей социальной психологии обусловили необходимость написания книги, в которой представлены размышления о ситуации в ней. Основной задачей, которую автор ставит перед собой, является предложение читателю своей версии становления и развития социальной психологии, эволюции ее взглядов и возможных перспектив развития в максимально возможном спектре аспектов, избегая критических измышлений. В идеологии книги лежит интегративно-эклектический подход, разрабатываемый автором и предполагающий мирное сотрудничество и партнерство различных психологических традиций друг с другом, направленное на взаимообогащение и взаиморазвитие. Данный подход и определяет стремление представить в максимально полной и доступной форме наиболее продуктивные подходы и школы, познакомить с наиболее известными исследователями и их разработками, очертить аспекты и измерения различных проблемных областей. Избранный подход определяет и интернациональность воззрений автора. Будучи расположенным к Европейской, на мой взгляд более философичной традиции, я постараюсь показать и все достойное обсуждения в самой плодовитой и мощной – американской традиции, не оставляя без внимания и наиболее близкие к ним разработки отечественных авторов. Без излишней апологетики нам пора уже разобраться в том, кто есть, кто и что есть, что в мире социальной психологии. Авторское написание подобного рода книги связано, конечно же, с определенными трудностями. В отдельных областях исследований и психологических традициях я менее информирован в других – более. Поэтому, не претендуя и никогда не претендовав на абсолютность оценок, буду стараться придерживаться максимально остраненного взгляда. Единое авторство, наряду с отмеченными недостатками, обладает и достоинствами – возможностями выдерживания единой логики, последовательности изложения и сохранения авторской позиции. Я приглашаю читателей не к авторскому монологу, а к диалогу, в котором могут сформироваться новые знания, новые взгляды и подходы к интереснейшему миру социально-психологической феноменологии. И проникновение в этот многообразный мир даст продуктивные всходы в лице приобщенности к мировой социальной психологической традиции. Архитектоника книги построена по принципу продвижения от общего к частному исходя из авторских представлений о необходимости исходного информирования читателя в общем, спектре проблем, метатеоретических построениях, а затем переходу к их детализации на уровне теорий среднего уровня и конкретных эмпирических исследований. Учитывая большую потребность в практико-ориентированных знаниях, при необходимости приводятся достаточно подробные описания технологических решений. Так как учебное пособие состоит из двух томов, то в первом из них будут представлены теоретико-методологические основания современного социально-психологического знания, дано общее представление об основных подходах и исследовательских традиций. В силу того, что в качестве системообразующей категории выступает личность как субъект и объект социально-психологической феноменологии, а также того обстоятельства, что эта категория традиционно рассматривалась как второстепенная в советской социальной психологии, в первом томе будет представлен широкий спектр аспектов социально-психологического изучения личности в ее взаимодействии с социальным окружением.. Во втором же томе будут рассмотрены традиционно широко представленные в отечественных учебниках по социальной психологии проблемные области общения, малых групп, массовидных социально-психологических явлений, дополненные новыми разделами, посвященными проблемам предубеждений, просоциального поведения, межгрупповых отношений и некоторым прикладным областям социальной психологии. Понимание специфики теоретических подходов и построений невозможно без знания и понимания их методологических оснований. По этой причине в книге сразу же дается достаточно широкий обзор философских оснований в их эпистемологическом, онтологическом и аксиологическом аспектах. Понимание сути теории невозможно без понимания специфики научной теории, что обусловило максимально подробное ознакомление с критериями, принципами построения научной социально-психологической теории и ее проверки. Наряду с традиционно доминирующими эксплицитно структурированными теориями дается подробное представление имплицитно структурированных теорий, приобретающих особую популярность сегодня. Причем, раздел теории значительно шире чем в зарубежных учебниках, что обусловлено стремлением автора к более глубокому ознакомлению отечественного читателя с малодоступными разработками в данной области. Столь же подробный анализ представлен и по отношению к методологическим основаниям, т.к. именно в них кроется фундамент идею многомерности как знания, так и истины. Методологические основания неотделимо соседствуют с методами социально-психологического исследования. Наряду с традиционными методами широко представлены качественные методы, как приобретшие новое дыхание в современном социально-психологическом ренессансе интереса к феноменологии и дискурсу. Представление методов построено в логике описания их возможностей и ограничений. При невозможности отсылки к первоисточникам приводятся конкретные иллюстрации применения методов. В виду слабой информированности отечественного читателя в многообразии теоретических традиций, существующих за рубежом в книге представлен широкий обзор их специфики без идеологического критиканства, а с акцентом на прослеживание обусловленной уровнем культуры и временем причинности определенной трактовки социально-психологической феноменологии и использования специфического исследовательского инструментария. Особое внимание уделено теоретическим традициям, не получившим должного освещения – экзистенциально-феноменологической, социально-конструктивистской, психодинамической, интеракционистской и интегративно-эклектической. Общая логика представления этих традиций предполагает рассмотрение предпосылок становления, методологических оснований, понятийного аппарата, теоретических основоположений, персоналий и перспектив развития. В качестве базовой категории, на которой основывается все здание социальной психологии, как уже отмечалось выше, избрана личность в ее социально-психологическом аспекте и именно категория самости, как определяющей социальную сущность человека. Подробнейший анализ проблемы самости связан с явным дефицитом современных представлений в области человеческого Я в отечественной традиции. Другими областями, анализу которых так же уделено значительное место, являются области социального познания, социального объяснения, социального воздействия. Ориентированность издания на студентов - психологов предполагает более строгий научный стиль изложения с корректным цитированием первоисточников и приведением популярных иллюстраций лишь при необходимости. Необходимость их информирования в литературе вопроса определяет привлечение к списку рекомендованной литературы наиболее интересных зарубежных первоисточников. Это обусловлено расширением реальных возможностей ознакомления с ними, а так же полным отсутствием отечественных аналогов по некоторым проблемным областям. Методическое построение книги предполагает резюмирование каждого раздела, предложение вопросов для обсуждения, а так же включение заданий на осмысление на протяжении обсуждения тех или иных вопросов. Так же включены инструменты самоанализа и описание путей и средств самосовершенствования. Фамилии зарубежных исследователей приводятся в русскоязычном переводе и оригинальном написании. Это связано, прежде всего, с тем, что те их транскрипции, которые встречаются в русскоязычной литературе, часто весьма далеки от оригиналов и создают предпосылки для дезориентации. Книга будет полезной и для преподавателей социальной психологии и психологии личности, стремящихся расширить и осовременить свои представления, а так же для широкого круга читателей.
Доктор психологических наук, профессор В.А. Янчук
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |