Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-философские предпосылки интеракционистского подхода




Интеракционистский подход в социальной психологии и его специфика

 

Центральной категорией интеракционистского подхода исходно стало взаимодействие в его социальном контексте. Наибольшую популярность интеракционизм приобрел в рамках социологии и социологического направления в социальной психологии, долгое время игнорировавшегося психологической социальной психологией. Однако на заре третьего тысячелетия эта длительная контрадикция стала затухать, что пробудило интерес к идеям и самому подходу. Специфика подхода определяется, по мнению Клайда Франклина (C. Franklin), в следующих основополагающих идеях: (1) индивид и общество неотделимы друг от друга; (2) индивиды представляют собой рефлексивную и интерактивную сущность, обладающую самостью; (3) индивиды реагируют на объекты окружающего мира в соответствии со значениями, которыми они обладают для них. Именно вокруг этих основополагающих идей и концентрируются рассуждения исследователей, идентифицирующих себя как представителей интеракционистского подхода. Акцентация внимания на мире значений, которыми оперирует человек в своем взаимодействии с окружающим миром, нашла свое выражение и в его названии – символический интеракционизм. В виду крайне ограниченной известности данного направления отечественному читателю, я остановлюсь более подробно на его философско-методологических основаниях.

Основания символического интеракционизма формировались в работах философов, экономистов, психологов и историков. Эти основания могут быть прослежены в рассуждениях Аристотеля, однако в более или менее целостном виде они представлены в принципах шотландской философии морали, как первой предшественницы символического интеракционизма. Именно Адам Смит, Давид Юм и Адам Фергюссон заложили предпосылки для оформления философского прагматизма, оказавшего самое сильное влияние на создание фундаментальных основ подхода.

Основные принципы шотландской философии морали могут быть сведены к следующему: (1) приверженность к индукции как теоретической стратегии и интроспекции как методологическому методу; (2) приверженность к эмпиризму, подчеркивающему значимость практики; (3) принятие в качестве источников человеческого поведения таких явлений, как симпатия, привычка, чувства и представления морали; (4) представление о том, что симпатия как основной источник поведения представляет собой основу для формирования взаиморазделяемых чувств и взаимосогласия между людьми в обществе; и (5) представление о том, что обычай, привычки являются источниками человеческого поведения, приобретаемыми в процессе взаимодействия и коммуникации между людьми.

Эти положения отражают идеи американского прагматизма, явившегося философской первоосновой символического интеракционизма. Такие представители философского прагматизма, как Чарльз Пирс (Pierce) (1839 – 1914), Вильям Джемс (James) (1842 – 1910), Джон Дьюи (Dewey) (1859 – 1952), Джеймс Болдуин (Baldwin) (1861 – 1934) оказали огромное влияние на первооснователей символического интеракционизма Чарльз Хортон Кули (Cooley) (1864 – 1929), Вильям Томас (Thomas) (1863 – 1947) и Джордж Герберт Мид (Mead) (1863 – 1931), большинство из которых прямо или косвенно ассоциируются с Чикагским университетом, для которого, по словам Джорджа Мида, был характерен «психологический дух».

Именно благодаря гармоническому соединению этой психологической интеллектуальной атмосферы с философским прагматизмом и удалось сформировать одно из самых продуктивных направлений в социальной психологии, обретающих сегодня все большую и большую популярность.

С точки зрения философского прагматизма значение объекта не является внутренне присущим объекту, а порождается поведением объекта, проявляемым от ситуации к ситуации. Именно этот постулат прагматизма в модифицированном виде принимается интеракционистами. Подчеркивая активную роль человека в формировании его окружения, интеракционисты приходят к выводу о том, что значение объекта представлено в поведении, направленном на него, а не в объекте самом по себе. Точка зрения Джемса о том, что люди изменяют объекты своими решениями, идеями, восприятиями и чувствами, направленными на них, является наилучшей иллюстрацией сказанного.

Еще одной методологической посылкой подхода является признание мыслительной активности как процессуальной. Именно рассмотрение социальности человека как процессуальной по своей природе существенно расширяет возможности рассмотрения социально-психологической феноменологии, хотя, в свою очередь, создает и ряд сложностей для теоретических построений и, главное, их эмпирического подтверждения. Последнее приводит к доминированию в рамках интеракционистского подхода имплицитно-структурированного теоретизирования со всеми его преимуществами и ограничениями.

Современный символический интеракционизм представляет достаточно пеструю картину школ, направлений и отраслей, определяемую различными авторскими интерпретациями идей Мид. В целях интеграции этой общей картины полезно выделить два основных направления: процессуальный символический интеракционизм и структурный символический интеракционизм. К процессуальному символическому интеракционизму можно отнести те ветви, которые фокусируются на основных аспектах природы взаимодействия как процесса. Структурный символический интеракционизм представляет те ветви, которые касаются вопросов влияния социальной структуры (например, ролей, определений ситуации, статуса и т.д.) на социальное взаимодействие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.