Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социально-психологической феноменологии




 

В соответствии с логикой рассуждений Биджоу и Байера, анализ поведения должен строится на следующих основополагающих представлениях: (1) о детерминизме окружающей среды, включающем продолжающееся взаимодействие между организмами (в том числе генетическую одаренность) и их социальным окружением; (2) принципе эволюционности, в соответствии с которым поведение осуществляется на основе соответствующих механизмов, отбираемых в процессе эволюции; (3) подчеркивании объективного наблюдения как инструменте познания действительности; (4) функциональности анализа взаимодействий и объяснений.

Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание роли окружения в его влиянии на человеческий организм до его реагирования, в подчеркивании генетической одаренности организма и чувствительности к подкреплению в соответствии с его значимостью для выживания. Теперь остановимся на более подробном рассмотрении основных положений теории анализа поведения.

Биджоу и Байер определяют свой анализ, как психологическое развитие человека, включающее прогрессивные изменения во взаимодействии поведения человека с событиями и фактами окружающей действительности. Пытаясь оставаться в рамках естественнонаучного подхода, авторы пытаются избежать включения ненаблюдаемых гипотетических построений – причин поведения – и, наоборот, придерживаются идеи о том, что человеческое поведение представляет собой некоторую функцию специфических характеристик биологического созревания организма в его взаимодействии с окружающим миром. Таким образом, предметом анализа поведения является взаимодействие человеческого поведения с окружающим миром.

Поведение разграничивается на две широкие категории – респондентное и оперантное. Расширение значения понятия «реакция» достигается за счет введения понятия «класс реакций», основывающегося на суждении о том, что реакции человека изменчивы во времени. Класс реакций относится к тем варьирующимся формам реагирования, которые выполняют сходную функцию. Одни представители класса реакций сходны, в то время как другие весьма отличны и лишь одно условие объединения остается неизменным – влияние на окружение или одинаковое реагирование на сходные события в окружении.

Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов. Индивид частично представляет окружение внутри собственной самости. Представленность окружения в индивиде может измеряться по косвенным проявлениям: либо через предшествующие наблюдавшиеся взаимодействия, генерируемые биологическими структурами и их функционированием (например, желудочная боль от перенасыщения), либо собственно поведением индивида (например, речью, мускульным напряжением и т.д.). Таким образом, индивид может быть источником стимулов, которые обусловливают респондентное поведение, источником стимулов усиливающих, ослабляющих, либо не оказывающих никакого влияния на имеющиеся условия.Именно по этой причине анализ поведения рассматривает индивида, как «группу взаимосвязанного оперантного и респондентного поведения и как источник стимулов, приобретающих специфические функциональные качества для этого поведения». Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека, тем не менее, обладают внешними источниками. И каждый из них должен быть измерен через использование инструментов или через изменения в поведении индивида.

Окружение индивида включает два компонента: «специфические стимульные события», включающие физические объекты (дома, машины и т.д.), химические объекты ( аромат цветов, пищи, парфюмерии и т.д.), организмы (обсуждавшиеся ранее) и социальные объекты (присутствующие действия и взаимодействия других людей); а также «обрамляющие объекты» или контекст, в котором происходит стимульно-реактивное взаимодействие. Обрамляющие объекты включают физические и химические обрамления (земля - вода, чистый воздух – загрязненный воздух и т.д.), организмические обрамления (насыщенное, ограниченное, опасное поведение, присутствие наркотиков в организме, физиологический цикл и т.д.) и социальные обрамления ( культура, дом, церковь, присутствие значимых других и т.п.)

Специфические стимульные события, как компоненты окружения могут анализироваться в характеристиках их физических измерений и \ или функциональных аспектов. Когда специфические стимульные события описываются в характеристиках их физических атрибутов (красный автомобиль, высокий голос и т.п.) конкретизируются физические характеристики стимулов. Стимулы могут также измеряться изменениями в поведении индивида и это составляет функциональный аспект стимулов (функция стимулов). Если поведение показывает наличие значимой связи между стимулом и реакцией, то для анализа значимым становится понятие функции стимула. Функциональный анализ стимулов предполагает рассмотрение развитие стимульных функции как следствия истории взаимодействий между стимулами и реакциями. Важным является и то, что понятие стимульной функции позволяет означенно организовать многообразие стимульных событий и на этой основе избежать необходимости использовать субъективные понятия.

Другим понятием, введенным Биджоу и Байером, является понятие класс стимулов, позволяющее объединить сходные стимулы, проявляющиеся в разных обстоятельствах. Стимулы в рамках одного класса могут существенно различаться физически или быть схожими, однако, важным является то, что ихэффект по отношению к поведению должен быть одинаков(так, сцена из телепередачи, картина, запах из кухни могут приводить к одному и тому же эффекту – желанию кушать)

Вторым компонентом окружения являются обрамляющие факторы. Они раскрывают силу и характеристики конкретных стимулов и функции реакции во взаимодействии. Их природа может быть физической, химической, органической или биологической, социальной или культурной и повседневной жизни они могут представать в различных комбинациях друг с другом. В случае их объединения друг с другом повышается вероятность актуализации определенного поведения, т.е. усиливается стимульно-реактивная функция.

Наконец, вкачестве решающих аспектов анализа поведения выступают продолжительность и взаимность взаимодействия между индивидом и окружением.В этой логике рассуждений индивид и окружение формируют поле взаимодействия, результирующее взаимные и не обособляемые эффекты. Анализ поведения фокусируется на прошлых и настоящих фактах и реакциях окружения, частично используя Скиннеровские понятия и принципы, представленные ранее. Концепция допускает движение от простых до сложных взаимодействий, стремясь сохранить естественнонаучную точку зрения. В тоже время, как отмечают сами авторы, она (1) не дает убедительных ответов на вопрос – почему? Т.к. он не является, по мнению авторов, теоретическим и (2) она рассматривает причинность как предшествующее или последующее условие.

Поведенческий анализ устанавливает, что утверждение функциональных отношений адекватно отвечает на вопрос «почему?» и якобы гипотетически отрицает объяснительные отчеты, т.к. такие объяснения нарушают соответствие между теоретической и эмпирической деятельностью в науке. С определенной долей иронии можно сказать, что подобную же критику можно отнести и к когнитивной теории, в которой чувства и состояния мышления предшествуют поведению по двухтактному образцу классической механики. В любом случае, система современного анализа поведения не рассматривает стимульные условия, предшествующие или следующие за реакциями, как причину реакций; стимульные условия рассматриваются как один из фактов множественного поля.

Теория анализа поведения носит глобальный характер, т.к., по мнению авторов, строится на «понимании всевозможных взаимодействий человеческого поведения и окружения» (Bijou и Baer, р. 4)

Представленный анализ становления и развития теоретических основ бихевиористского направления в социальной психологии позволяет нарисовать общую панораму своеобразия данного подхода.

Пройдя длительную эволюцию, пережив периоды полного расцвета и падения, внеся непереоценимый вклад в становление и утверждение социальной психологии как полноценной, самостоятельной области знания, бихевиоризм сегодня подошел к этапу кардинального переосмысления своих основ.

В числе основных заслуг бихевиористского направления в социальной психологии следует отметить привнесение традиций научности, строгости теоретических построений и их обязательного подтверждения в эксперименте, детальной проработки вопросов формирования, проявления и изменения поведения. Многие научные находки и сегодня являются основополагающими в построении подходов к решению прикладных задач, в частности, рекламного воздействия.

Не ставя себе целью фиксацию недостатков подхода, получивших достаточно широкое освещение в рамках отечественной психологической литературы (См., например: М.Г. Ярошевский, 1985), подчеркнем необходимость его конструктивного переосмысления. К сожалению, в предшествующие годы доминировала критика ради критики.

Характеризуя современные тенденции в направлении, следует отметить все большую его конвергенцию с когнитивной традицией в социальной психологии. Особенно она прослеживается в работах Альберта Бандуры и его последователей. Однако после кризиса когнитивной психологии начала восьмидесятых годов становится очевидной необходимость новой спирали в процессе построения интегративной социальной психологии, в которой роль бихевиористской традиции будет столь же великой. Особенно это касается проблематики социальное поведения.


 

Глоссарий
Вероятность подкрепления – условия проявления определенных оперантных действий в соответствующих обстоятельствах. Обстоятельства проявления определенных оперантов часто определяются как схемы подкрепления. Генерализация стимулов – имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантными стимулами, а другие стимулы, имеющие сходство сними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства. Депривация – состояние лишенности желаемого объекта, выражающееся в обретении со временем объектом тенденции обладания потенциалом подкрепления, становление «запретного плода» сладким. Дискриминантные стимулы – индикаторы проявления определенных оперантов, сигнализирующие об обстоятельствах вызывания стимула. Дифференциальное подкрепление – имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Затухание – процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при неподкреплении условий проявления операнта. Моделирование – процесс научения в котором индивид (индивиды) актуализирует реакции, наученные посредством наблюдения за действиями и их последствиями со стороны других людей. Негативное наказание – сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении, приводящее к сокращению проявлений нежелательного поведения. Негативное подкрепление – стимулы, способствующие устранению проявления определенных оперантов. В случае негативного подкрепления речь идет о сокращении окружения, способствующем прекращению проявлений нежелательного поведения. Нейтральные подкрепления – события и последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем. Оперант – поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окружении. Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., т.е. любые измеряемые реакции. Позитивное наказание –сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении индивида, приводящее в случае применения после их проявления к повышению вероятности будущих проявлений желательного поведения. Позитивное подкрепление – события, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления. Респондент – реакция организма на определенного рода стимуляцию. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведения к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами, предшествующими им. Стимул – события, последствия или изменения в окружении индивида, оказывающие воздействие на его поведение.
Вопросы для обсуждения
1. В чем своеобразие бихевиористского подхода к анализу социально-психологической феноменологии? 2. В чем причины избрания естественнонаучного подхода (позитивистского) как ведущей методологии исследования? 3. Каковы основные тенденции развития современного бихевиоризма в социальной психологии? 4. Почему бихевиористы избегают рассмотрения внутренней активности личности как детерминанты поведения?
Для дополнительного чтения
1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 2. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.  
Основной источник
1. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.