Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии




 

Каждый человек видит мир по своему, отражая собственную субъективность. Понимание этой субъективности, индивидуально уникальным образом окрашивающей само- и мировосприятие предполагает изучение природы субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе человеческих предубеждений, иррациональных действий и т.п.

Смещение акцентов в сторону «оживления» социальной психологии посредством обращения к феноменологии реальной жизни реальных людей было простимулировано и бунтом студентов психологических факультетов американских университетов против академической психологии с ее ориентацией на использование естественнонаучной методологии и лабораторного эксперимента. Едкие замечания о том, что американская экспериментальна социальная психология дает лишь знания об особенностях американских студентов - психологов, составлявших подавляющее большинство участников лабораторных экспериментов, и ничего более вынуждали искать новые подходы и инструменты исследования.

Теории, основывающиеся на позициях экзистенциально-феноменологического подхода, оказались наиболее продуктивными в нахождении ответов на поставленные вопросы. Не смотря на существующие расхождения в трактовке понятий и интерпретаций анализируемых феноменов, общим для них является интерес «жизненной» эмпирии и интерпретации.

Поток переживаний Чикченмихая. Как уже отмечалось выше, наряду с вопросами конструирования собственного само- и мировосприятия, столь же актуальными является проблемная область рассмотрения самости. Одной из линий, инициированных ещё Джемсом и описанных мною выше, является рассмотрение самости как потока сознания. В 1990-е годы наблюдается своеобразная реминисценция интересов к такого рода рассмотрению, наиболее интересной же версией является предложенная Чикченмихай (Csikszentmihalayi).

Чикченмихай в своих исследованиях сосредотачивается на анализе феномена «потока переживаний». Идея необходимости изучения данного феномена возникла под влиянием тех ощущений, которые испытываются людьми, находящимися либо в состоянии высшей удовлетворенности самими собой, либо скуки. Сам Чикченмихай интересовался именно аспектом удовлетворенности самим собой.

Сознание рассматривается в значении «осознания некоторый специфических событий (ощущений, мыслей, интенций) которым человек может управлять... Таким образом, мы можем говорить о сознании как об интенциально упорядоченной информации» (1992: 26). В данном определении фиксируется не аспект репрезентации, а сознательной управляемости. Такое направление (или интенциальность) предполагает «осознанное упорядочивание информации» (там же, с. 27). Чикченмихай приравнивает концентрацию внимания с психической «энергией». Он рассматривает способность контролирования данных ресурсов (т.е. способность произвольной концентрации внимания, а не созерцания потока сознания), как обладающую бесценным значением для жизни, противопоставляя ее тому, что он называет «энтропией», предполагающей разрушение упорядоченности сознания интенциальности вторжением посторонних событий и мыслей. Поток имеет место в случае, когда поступающая информация соответствует преследуемой цели, способствуя усилению потока энергии. Это состояние определяется им как «оптимальное переживание». В этом состоянии проявляется полная произвольная управляемость вниманием, способствующая полной мобилизации и концентрации.

Примерами подобного состояния является ощущение актером успешности исполнения роли; шахматистом – полной реализации замыслов; родителями – успешности воспитания детей и т.п. в определенном смысле в данном случае можно говорить о явлении аналогичном социальной фасилитации с той лишь разницей, что у человека присутствует осознание полного контроля над происходящим.

Поток предполагает концентрацию сознания, направляемую достижением определенного итога, цели деятельности. Он определяется не только характером исполняемой деятельности, но и природой самой активности. Чикченмихай подчеркивает, что ключевой характеристикой потока переживаний является ощущение достигнутости некоторой цели, т.е. конечности.

Это ощущение потока переживаний с точки зрения Чикченмихай является высшим удовлетворением для человека. Если людям удается добиться того, что состояние потока переживаний у них возникает регулярно. То это приводит к существенному возрастанию качества жизни.

Применительно к экзистенциально-феноменологическому подходу работы Чикченмихай фиксируют принципиальную возможность управления человеком своим потоком переживаний, а так же его проявления в самых разнообразных типах социальной активности.

Состояния мышления Дональдсон. Маргарет Дональдсон (M. Donaldson) пришла к проблеме состояний мышления после долгих лет исследований, проводимых в области психологии развития, будучи скорее ориентированной на эмпирические нежели феноменологические аспекты.

Основываясь на собственных наблюдениях в области детской психологии, а так же анализе исследований других авторов, Дональдсон пришла к заключению о существовании различных «состояний мышления». Каждому состоянию соответствует отличное ощущение пространства и времени. Она различает четыре таких состояния: точечное, линейное, конструктное и трансцендентное. Точечное состояние относится к непосредственному опыту, реализующемуся здесь и сейчас. Линейное состояние характеризуется обладанием возможностью припоминать прошлое и антиципировать будущее. Конструктное состояние представляет способность конструирования понятий, независимых от конкретных примеров, и трансцендентное состояние появляется с развитием абстрактного мышления.

По мере взросления ребенка он постепенно переходит из одного состояния в другое. Линейное состояние мышления формируется к 8-10 месяцем и в последующем дифференцируется на четыре отличные формы - мышление, эмоции, восприятия и целенаправленные действия. Конструктное состояние начинает формироваться к возрасту 3-4 лет и характеризуется повышенным интересом к выяснению природы вещей. Дональдсон различает три типа конструктных состояний – интеллектуальное, ценностное и ядерное. На уровне интеллектуального конструктного состояние доминирует интеллектуальные и познавательные интересы. Ценностное конструктное состояние характеризуется чувствами и ценностями. На уровне ядерного конструктного состояния осуществляется формирования ядерных конструктов, включающих сложное переплетение когнитивных и аффективно-ценностных элементов. «По мере нашего развития, – пишет Дональдсон, – мы развиваем представления о природе универсума, о наших социальных группах, о других социальных группах – и о самих себе» (1992: 83). Они включают большинство интимных аспектов самих себя – ядро системы эмоциональных представлений, составляющих своеобразие нашего характера и аттитюдов. Именно в них, ядерных конструктах, по мнению Дональдсон, и представлено своеобразие конкретной человеческой самости.

Особым состоянием является трансцендентное, характеризующееся полной абстрактностью и рудиментарные формы которого проявляются к 9 годам. По мнению Дональдсон, трансцендентное состояние мышления является производной от интеллектуальной и эмоциональной форм. Интеллектуальное трансцендентное состояние представляет реальность абстрактных мыслей аналогичных математике и логике. Ценностное же или эмоциональное трансцендентное состояние, наоборот, проявляется в духовных или религиозных переживаниях, а так же в искусстве.

По мнению Стивенса (Stevens), рассуждения Дональдсон не всегда являются последовательными и доступными пониманию и зачастую кажутся просто умозрительными. Не смотря на то, что она использует термин «мышление», более адекватным является термин «сознание» в контексте описания его различных состояний. Выделение интеллектуального и ценностного или переживаемого состояний так же является достаточно малоаргументированным.

Очевидным является оригинальность подхода и подчеркивание динамичности и своеобразности состояний индивида, подкрепляемое богатейшей эмпирической феноменологической базой.

Изучение трансцендентных состояний. Проблема изучения трансцендентных состояний получила достаточно широкое развитие, причем, иногда и в самых драматических и противоречивых своих проявлениях. К числу таких, неоднозначно воспринимаемых и оцениваемых подходов к изучению феноменологии сознания относятся использование психоделических наркотиков и медитативных техник.

Первоначально использование таких психоделических наркотиков, как псилоцибин и ЛСД, было начато психологами Гарвардского университета Тимоти Лири (T. Leary), Ричард (Richard) и Алперт (Alpert) в 1962 году. В 1960-е годы, стимулированные наркотиками психические «путешествия», стали особенно популярными. Наибольшее распространения подобного рода исследования получили в рамках психодинамической эго-психологии, пытавшейся таким образом добраться до свободного от импульсов или конфликтов сфер эго, а так же от влияния рационального мышления. Последователи классического психоанализа, наоборот, пытались таким образом дойти до первичного Id, не обремененного цензурой. Стремления «ощутить» чистые чувства, испытать более тесную связь с телесными ощущениями, освободиться от социального давления и жить здесь и сейчас были особенно характерными для хиппи.

Действительно такие наркотики, как ЛСД способствовали описанию многих специфических феноменов, связанных с «открытым» сознанием, с интенсивными чувствами, однако они же приводили к серьезным психическим нарушениям, что и привело к отказу от практики их использования.

Другой подход к исследованиям трансцендентных состояний сознания был связан с использованием различных медитативных техник, аутогенных тренировок, групп встреч и марафонов. Наиболее показательными в этом контексте, по мнению Мишел (Mischel), являются «Гештальт терапия» Фрица Перлса (Perls), расширение человеческой осведомленности в достижении «удовлетворенности» и искренней коммуникации (Schutz, 1967), вызывание «пика переживаний» и «самоактуализации» (Maslow, 1971). В своих ранних версиях гештальт терапия включала элементы конфронтации, которые драматически изменяли характер описываемых участниками переживаний, иногда интерпретируя их как поверхностные и защитные. В более поздних версиях присутствуют более постепенные и эмпатические попытки постижения внутренних переживаний индивида в его собственных понятиях. Основной целью такого рода усилий является осознание участниками более полных и искренних самоощущений. Процесс продвижения как самоосведомленности, так и осведомленности в межличностных отношениях ставится в центр внимания психотерапевта в его попытках создания условий для более полного соприкосновения с миром переживаний.

Идеи экзистенциально-феноменологического подхода в последние годы обретают все большее число сторонников. Интерес к тому, как человек конструирует интерпретацию событий и рассматривает себя в окружающем мире вызвал все возрастающее число исследований. Основные черты феноменологического подхода представлены в приводимой таблице:

 

Основные единицы:     Причины поведения:   Способствующие данные:   Наблюдаемые реакции, используемые как: Фокусы исследований:   Подходы к изменению личности:     Роль ситуации Переживаемая самость; личностные конструкты и Я-концепции; субъективные ощущения и восприятия; атрибуции Я-концепции, чувства и конфликты, атрибуции; свобода выбора Личные переживания, восприятия и интерпретации. Сигналы (внутренние состояния личности, восприятия или эмоции) Я-концепции; самоосведомленности и экспрессия; человеческий потенциал и самоактуализация; эмоции; атрибутирование Увеличение самоосведомленности, искренность личности, внутреннее соответствие и самопринятие; изменение конструктов; альтернативные истолкования Как контекста переживаний и выбора; концентрация на ситуации как она воспринимается

Таблица Х.Х. основные черты феноменологического подхода.

Приводится по: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, с. 281.

 

Как следует из приведенной таблицы основными единицами анализа экзистенциально-феноменологического подхода являются переживаемая самость, а так же представления и чувства личности. Индивид рассматривается как обладающий свободой выбора и потенциалом самонаправляемых изменений. В качестве основных данных выступают самоописания личностных конструктов и чувств, предоставляющие возможность проникновения во внутренние состояния, эмоции и «видения» мира глазами клиента. Основной целью исследований является проникновение в мир само- и мироощущений и восприятий человека в целях постижения адекватности сформированных его образов и эмоционального фона. Считается, что более адекватное прикосновение к миру собственных искренних чувств, восприятий и интерпретаций позволит человеку осознать собственную целостность, реализовать потенциал роста и самоактуализации.

Данный подход позволяет уделить должное внимание вопросам, отвергавшимся или игнорировавшимся другими традициями и подходами: самости, эмоциям, текущим субъективным переживаниям и социальному восприятию и интерпретации. Экзистенциально-феноменологический подход в своих современных версиях создает мощную альтернативу относительно узкому, механистическому рассмотрению как личности, так и социально-психологической проблематики в целом.

Концентрация на прошлом и будущем, на здесь и сейчас, как оно переживается человеком, а так же на антиципируемом будущем составляет сильную сторону подхода. Как это обычно бывает сильные стороны соседствуют и с известными слабостями, общая характеристика которых представлена в приводимой таблице:

 

Вклад Ограничения
Фокусирование на ранее избегавшихся вопросах: текущие субъективные переживания субъекта, эмоциях и восприятиях; научное изучение самости Фокусирование на настоящем и будущем Отношение к личности как к ученому и потенциальному эксперту - но способном допускать систематические ошибки и нарушения Фокусирование на здоровой личности и позитивных стремлениях Сложность связывания восприятий и переживаний личности с объективными условиями и внешними причинами отрицание прошлой истории развития Личность может обладать искаженными представлениями и описаниями; сложность объективации переживаний личности Чрезмерная вера в личностный рост; не применимость к острым нарушениям в психике, лицам с задержками в психического развития и с отсутствием устной речи

Таблица Х.Х. Вклад и ограничения экзистенциально-феноменологического подхода.

Приводится по: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, с. 282.

 

Одним из наиболее существенных уязвимых мест экзистенциально-феноменологического подхода является наличие многочисленных предубеждающих искажений, иллюзий, ошибок у людей, а так же ограниченность находящейся в их распоряжении осознаваемой информации. Реагируя на данное справедливое замечание. Исследователи, работающие в рамках данного подхода, в последнее время обратили пристальное внимание на исследование предубеждений.


 

Глоссарий
Angst – беспокойство, возникающее в связи с признанием того, что в мире нет никаких иных значений кроме тех относительных, которые мы создаем сами, что мы не можем полагаться на несомненность фактов или целей, что мы не можем знать того, что с нами произойдет если мы будем отвергнуты миром, когда мы перестанем быть людьми. Deisen – бытие-в-мире – всеобщность, неразрывное единство или взаимосвязанность индивида и его мира... В истинном смысле, личность рассматривается как не обладающая существованием вне мира, а мир - как не обладающий существованием вне личности. Интенциальность – структурная тенденция или “данность”, через которую существуют отношения, фундаментальные, единовременные и не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром, в которых “реальность, как человечески переживаемая, формируется или интерпретируется Поток переживаний – состояние осознания собственного могущества над происходящим, безграничности возможностей. Поток имеет место в случае, когда поступающая информация соответствует преследуемой цели, способствуя усилению потока энергии. Это состояние определяется им как «оптимальное переживание». Феноменология – методологический подход, обосновывающий необходимость рассмотрения человека с позиции постижения его жизненных переживаний и интерпретаций с целью прояснения того, как переживается человеком объектный мир и как он представлен в нашем сознании. Так, например, феноменология пытается более адекватно понять человеческие состояния, в том виде как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Экзистенциальный аспект феноменологии – идея о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое, обнаруживается в неизбежном процессе отношений или движения от бытия, в конечном счете, приводящего к небытию
Вопросы для обсуждения
1. В чем своеобразие экзистенциально-феноменологического подхода? 2. В чем суть феноменологического метода исследования? 3. В чем выражается экзистенциальный аспект феноменологии? 4. Каковы основные тенденции развития современного экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии?
Для дополнительного чтения
1. Бинсвангер Л. Бытие в мире: Избранные статьи. – М.: «КСП+», СПб.: «Ювента», 1999. – 300 с. 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: МГУ, 1984. – 200 с. 3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2001. 4. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология. / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М: РАПС, 1998, с. 24-29. 5. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. – СП б: Изд-во «Речь», 2003. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – Мн.: Университетское, 1994. – 144 с. 7. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 256 с. 8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М: Прогресс. 1990. 9. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. – М: Независимая фирма «Класс», 1999. – 575 с. 10. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. – Мн.: Бестпринт, 2000.  
Основной источник
1. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. – М: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1998.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.