Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контент-анализ. Многие события нельзя наблюдать непосредственно




 

Многие события нельзя наблюдать непосредственно. Одни из них отделены от исследователя временем, другие возникают непредсказуемо, и у экспериментатора нет возможности застать их, и, наконец, есть события, когда исследователь не может вмешиваться в реальный ход и ему приходится изучать их только после того, как они произошли. Обычно их исследуют по художественным произведениям, средствам массовой информации, известным речам, дневниковым записям, по картинам и другим продуктам деятельности человека.

Для этих целей в 1940-50-е годы сформировался метод контент-анализа для исследования содержания продуктов деятельности человека, заключающийся в выделении и подсчете частоты встречаемости или объема смысловых единиц. Это метод наблюдения не людей, а того, что они производят.

Первоначально метод, названный контент-анализом, использовался для анализа сообщений печати, известных речей и так далее. Сейчас его широко используют в социальной психологии для различных целей: как вспомогательный метод при анализе ответов на открытые вопросы анкет, для анализа данных, полученных в ходе интервью, или как дополнительный инструмент в проективных методах. Часто он является первым этапом исследования, необходимый для формулирования гипотез. Кроме того, он используется как главный метод в тех случаях, когда исследование объекта невозможно другими способами. В социальной психологии часто проводят контент-анализ в сочетании с другими методами для изучения общения, ценностных ориентаций, взаимодействия в группе. Иногда применяется в науковедческих целях, для исследования научной литературы по социальной психологии. Например, выявления преобладающих проблем, методов исследования по материалам учебников.

 

В МГУ было проведено исследования восприятия молодежью телекоммуникаторов. В исследовании приняло участие 100 человек, студентов вузов, ПТУ, рабочих, учащихся старших классов. Для сбора информации использовался модифицированный вариант теста М. Куна. В классическом варианте испытуемому дается вопрос «Кто Я такой?», и он должен придумать 20 вариантов ответа. Для оценки коммуникатора использовали вопрос «Данный коммуникатор -- кто он такой?», где естественно указывали конкретную фамилию. Объектом исследования стали различные телекоммуникаторы: ведущие обозреватели, дикторы, герои телесюжетов. Ответы обрабатывались с помощью контент-анализа по следующим категориям: 1. ролевые характеристики, в качестве которых стали социально-демографические характеристики (профессия, пол и т.д.); 2. индивидуальные характеристики, которые были представлены тремя субкатегориями: – внешние характеристики (физические, одежда...), – функциональные характеристики (речь, голос, мимика, интонации...), – личностные характеристики (умный, добрый...); 3. отношение (положительное, нейтральное, отрицательное). Кроме того, полученные ответы анализировались по двум факторам социально-психологической модели коммуникатора или двум типам отношений: коммуникатор-сообщение и коммуникатор-аудитория. Результаты показали, что при восприятии телекоммуникаторов основное влияние оказывают индивидуальные личностные характеристики, которые употребляют чаще всего. Кроме того, сочетание двух факторов психологической модели оказалось разным для различных коммуникаторов, но в целом подтвердилась правильность модели, так как оба этих фактора оказались одинаково важными для восприятии телекоммуникаторов.  

 

Можно условно выделить следующие этапы проведения контент-анализа. Первоначально формулируется гипотеза, на основе которой определяются объект исследования и основные категории. В качестве категорий могут выступать различные виды деятельности, социально-психологические феномены. По сути, это основные понятия проводимого исследования. Одна из самых важных задач осуществить репрезентативный выбор материала. Если мы изучаем телевидение, то необходимо выбрать какие программы, в какое время будет исследователь смотреть. Затем должен быть решен вопрос о единицах анализа, качественных и количественных. Качественные единицы – это содержательные элементы, которыми могут быть отдельные слова, темы, целые сообщения, поведенческие акты. Количественные – частота встречаемости объем, продолжительность и т.д.

Но возможны и более специфические формы представления, и обработки данных. Например, Осгуд (С. Osgood) разработал вариант оценки зависимости элементов содержания. Процедура состоит в регистрации наличия определенных единиц содержания, а также их совместной встречаемости и определения, является ли их совместное появление неслучайным. Можно также рассчитать уровень значимости неслучайного появления, выделить плеяды взаимосвязанных единиц.

Обычно результаты представляются в виде матрицы возможных и фактически совместных появлений в тексте.

Задание: представьте, что вам необходимо провести исследование, основная цель которого составить типичный женский и мужской портрет по брачным газетным объявлениям. Как вы подберете необходимую выборку газет и какие единицы выделите для контент-анализа. На втором этапе проводится само исследование, и данные представляются в виде матрицы, где в столбцах представлен исследуемый материал, а в строках – элементы анализа.
  a b c ... n
a - 0.08 0.24    
b 0.06 - 0.12    
с 0.38 0.02 -    
...          
n          

 

 

На третьем данные анализируются количественно и качественно. Данные представляются в виде частотного или процентного распределения, рассчитывается коэффициент корреляции, очень часто проводится факторный анализ.

 

 

Если элемент А встретился в 40 процентах исследуемых материалов, а В -- в 20 процентах, то вероятность совместного появления будет равна 0.08. Но А и В встретились только в 6 процентах, т.е. их совместное появление можно считать случайным.

Используя подобную процедуру Осгуд с сотрудниками (Osgood, 1959) проанализировали беседы одного из американских радиокомментаторов и выявили неслучайную связь между такими понятиями, как «молодежь» и «болезненные проявления», а также общую консервативную направленность его выступлений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.