Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Sensemaking




 

Термин Sensemaking дословно переводится как формирование смысла, значения объекта. Исходно данное понятие предполагает наличие активного субъекта, создающего разумные, имеющие смысл события, которые структурируют неизвестное. Исследователя, изучающего формирование смысла интересуют следующие вопросы: Как люди конструируют то, что они конструируют, для чего и насколько эфективно.

Исследователи, изучающие sensemaking по разному определяют это понятие. Ряд авторов (R.L.M. Dunbar, 1981); W.H. Starbuck и F. Milliken, 1988) определяют sensemaking как помещение стимулов в некую структуру. Включение стимулов в имеющуюся структуру позволяет людям «понимать, объяснять, атрибутировать, делать предположения и предсказания» (Starbuck, Milliken, 1988). К примеру, люди используют следующую стратегию, имеющую вид структуры, включающей поступление, производство, синтез, манипулирование и распространение информации таким образом, чтобы обеспечить формирование значения, цели и направления для организации» (Westly, 1990). М. Луис (M. Louis, 1980) считает, что sensemaking – это мыслительный процесс, который с помощью размышлений о прошлом объясняет неизвестное.

Sensemaking можно рассматривать как повторяющийся цикл, охватывающий последовательность событий, происходящих в течение какого-то периода времени. Этот цикл начинается с индивидуально сформированных осознанных и неосознанных предчувствий, антиципаций и предположений, которые выступают как предсказатели будущих событий. Далее индивид последовательно переживает некие события, которые не всегда соответствуют предсказаниям. Несоответствующие события или неожиданности вызывают потребность в их объяснении или постдикции и соответственно продуцируют процесс интерпретации неожиданностей. Интерпретация заключается в том, что неожиданностям приписываются значения. Необходимо отметить, что значение присваивается неизвестному в основном в результате процесса формирования смысла (Sensemaking), а не восприятия и определения различий. Поэтому понять особенности формирования смыслов означает одновременно понимание того, как люди справляются с возникающими перед ними при решении той или иной задачи препятствиями.

Томас с соавторами (J. Thomas, S.M. Clark и D.A. Gioja, 1993) описывают sensemaking как обоюдное взаимодействие потребности в информации, приписывания значения и действия, что предполагает включенность таких процедур как изучение окружающей реальности, интерпретацию и ассоциативные ответы. Сакман (M.S. Sackman, 1991) говорит о sensemaking как о механизмах, которые используются членами организации, чтобы приписывать значения событиям, механизмах, которые «включают стандарты и правила для восприятия, объяснения и действия, обычно используемые в данной культурной среде».

В то время как Томас и Сакман упоминают «действия» в связи с процессом формирования смысла, Фельдман (M.S. Feldman, 1989) настаивает на том, что часто sensemaking: «не заканчивается действием. Формирование смысла может закончиться пониманием того, что действие в данном случае невозможно, или, что необходимо лучшее понимание ситуации. Включиться в sensemaking, значит строить, ограничивать, создавать факты, переделывать субъективное в нечто более ощутимое.

Бренда Дервин (B. Dervin) определяет sensemaking как «ряд выводов и предположений, а также ряд методов, разработанных для изучения процесса формирования смыслов в повседневной жизни людей» [1992]. Прежде всего, и более всего, это ряд метатеоретических и предположений о природе информации, природе ее использования человеком, природы межличностной коммуникации. Некоторые из этих предположений принимаются как аксиомы, другие выводятся дедуктивно. К числу этих выводов и предположений относятся: положение о пространственно-временной континуальности между реальностью и органами чувств человека; между человеком и культурой, между человеком и социальными институтами; между институтами; между народами и т.п.

В рамках подхода осуществляется попытка изучения того, как концептуализируется информация. При этом информация не рассматривается как нечто находящееся вне человека и существующее независимо от него. Учитывая то, что в каждый момент времени человек не обладает исчерпывающей информацией, констатируется наличие информационных пробелов, заполнение которых и изучается в рамках sensemaking.

Формирование смысла подразумевает реальность, обретающую форму в результате ретроспективного формирования смысла ситуаций, в которых люди себя обнаруживают. Это процесс характеризуется сильным рефлексивным качеством. Люди формируют смысл вещей, наблюдая мир, в который, как им кажется, они уже погружены. Люди обнаруживают свои собственные изобретения, которые объясняют, почему sensemaking понимается как изобретение, и интерпретация понимается как открытие.

Можно выделить семь основных характеристик, которыми процесс формирования смыслов отличается от других интерпретационных процессов, таких как понимание, интерпретация, атрибутирование.

Sensemaking понимается как процесс:

основанный на конструировании идентичности;

ретроспективный;

предписанный чувствительным окружением;

социальный;

продолжающийся;

фокусирующийся на и посредством вычлененных сигналов;

движимый в основном правдоподобностью, а не точностью (Porac с соавт., 1989).

Они были отобраны как чаще всего упоминаемые в литературе. Каждая из представленных характеристик содержит в себе ряд исследовательских вопросов, касающихся самости и непосредственно связана с остальными шестью характеристиками. Каждая характеристика объединяет действие и контекст, которые являют собой ключевые аспекты процесса формирования смысла. Все семь характеристик вместе можно представить в виде последовательности: люди соприкасаются со своей идентичностью в контексте того, как другие связывают последующие события, из которых они извлекают ориентиры и ретроспективно формируют разумный смысл, что в конечном итоге приводит более или менее в порядок текущие события. Приведенные характеристики помогают изучить процесс осмысления, так как они раскрывают, что такое формирование смысла, как этот процесс действует, и в чем его слабые стороны. Эти характеристики выделены для того, чтобы ограничить феномен sensemaking. Ниже приводится обзор каждой из характеристик.

Прикладной аспект подхода применительно к анализу социальной феноменологии разрабатывается, начиная с 1970-х годов Дервин. Она попыталась создать альтернативный подход для изучения того, каким образом люди используют информацию и информационные системы в своем постижении окружающего. Теория формирования смысла изучает потребности, образы и удовлетворение пользователей информационных и коммуникационных систем, или короче – что пользователь хочет получить от системы, что он получает, и что он об этом думает. Этот подход имеет широкое практическое применение, поскольку формирование смысла – основа любой коммуникационной ситуации (внутриличностной, межличностной, массовой, кросс-культурной, общественной или межнациональной).

В самом общем смысле можно сказать, что смыслообразование представляет собой активность (одновременно, и внутреннюю и внешнюю), позволяющую индивиду планировать и осуществлять свои действия в пространстве и времени. Это форма коммуникативного поведения, т.к. в основе sensemaking, как и в основе коммуникации – поиск и использование информации, общая схема которого представлена на рис. 5.18.

 

 
 

 


Рис 5.18. Схема смыслообразования

Где: ситуации – это пространственно-временные контексты, в которых конструируется смысл; пробелы - потребности в информации или вопросы, возникающие у людей, конструирующих смысл и двигающихся в пространстве и времени; применения - то, как индивид использует вновь созданный смысл, во многих исследованиях трактуемый как информационная помощь и вред.

 

Ситуации включены в эту модель, поскольку формирование смысла ситуационно. Пробелы – поскольку теория sensemaking по сути дела их и изучает. Применение включено на том основании, что формирование смысла сфокусировано на их создании и не предполагает механической связи между информацией и применением. Каждое из этих трех измерений отождествляется с категорией переменных.

Sensemaking как метод исследования является одновременно и количественным и качественным. Более того, он не рассматривает ни один из них как обладающий преимуществами над другим. Важным является то, что они дополняют друг друга, схватывая противоположности. Будучи ориентированным на схватывание информационных пробелов и процессе их заполнения, данный метод предполагает и вертикальные и горизонтальные срезы сформировавшегося поля значений в максимальном приближении к их поточности. Посредством глубинного интервьюирования осуществляется попытка схватывания смыслов, затем они фиксируются при помощи специального кодирования, периодически осуществляется возвращение к ним и т.д.

При разработке теории формирования смысла было важно создать альтернативные средства интервьюирования респондентов. В рамках данного подхода был разработан ряд техник. В процессе работы их можно варьировать, изменять в зависимости от целей исследования.

1. Микро моментное временное интервью (Micro-Moment Time-Line Interview). Это основная техника теории формирования смысла. Она представляет собой опрос респондента с уточнением того, что пошагово происходило в изучаемой ситуации), что происходило первым, вторым и т. д. Затем по отношению к каждому шагу (называемому Time-Line), мы спрашиваем у испытуемого, какие вопросы у него возникли, что ему необходимо было прояснить, изучить, понять, распутать или осмыслить. Эти два элемента составляют ядро. Глубина анализа каждого вопроса определяется целями исследования. Особенность данного метода состоит в том, что данные на каждом уровне привязаны к конкретному микро-моменту, специфическому ситуационному моменту в пространстве и времени.

2. Помогающее / Вредящее сцепление. В фокусе внимания данного подхода – как испытуемый конструирует связь между информацией и своей самостью. Испытуемого просят привязать свои ответы к следующему вопросу: Как (библиотека, книга, база данных, статья и т. п.) помогают Вам? Сцепление предполагает нахождение повторяющихся ответов на вопросы типа: «А как это помогло Вам?” до тех пор, пока испытуемый не почувствует, что утверждение о помощи выражено в наиболее личностных терминах.

Существует два варианта сцепления:

а) прямое сцепление: интервьюер спрашивает респондента: «А как это помогло?» о каждой удачной помощи и «А как это повредило?» о каждом удавшемся вреде.

б) сложное сцепление: Респондента предупреждают, что информация (или событие) могут привести как к помощи, так и к вреду, а те, в свою очередь, также могут иметь двойственный результат (помощь/ вред).

3. Открытое неструктурированное интервью. Испытуемого изначально просят привязать себя к конкретной жизненной ситуации. Далее проделывается та же работа, что и в Time-Line, а затем испытуемый должен сосредоточиться на самом важном шаге. Это один из возможных вариантов. Можно сделать иначе: испытуемому предлагается ряд параметров, по которым ему следует выбрать ситуацию (например, выберите ситуацию, которая произошла с Вами недавно, в которой Вы столкнулись с каким-то препятствием, оказались выше статусом, чем другие и осуществили очень ценную для себя коммуникацию). После того, как испытуемый сосредоточился на конкретной жизненной ситуации, его обычно просят кратко описать ситуацию и рассказать, почему он выбрал именно ее, как она соотносится с критериями. Этот шаг позволяет сверить, насколько респондент и интервьюер одинаково понимают критерии. Далее респондента просят по семи бальной шкале оценить специфичность его ситуации, насколько необычные вопросы у него возникли и насколько специфичная помощь ему потребовалась.

4. Проверка сообщений. Эта методика работает с печатными сообщениями. Испытуемого просят при чтении какого-то сообщения останавливаться в тех местах, где у него возникает какой-либо вопрос (т.е. он хочет что-то выучить, понять, прояснить, вскрыть, найти этому объяснение и т. п.). Места остановки в тексте помечаются определенным значком. Далее проводится глубинный анализ возникших вопросов. Обычно исследователь оценивает, насколько вопросы связаны с жизненной ситуацией опрашиваемого, оценивает важность вопроса, выясняет, есть ли в тексте ответ на вопрос, оценивает полноту ответа, и насколько ожидания респондента о возможной помощи и вреде совпадают с реальностью.

Подход с позиции методологии sensemaking имеет хорошие перспективы и может служить в качестве образца для подражания т.к. он обладает способностью: схватывать динамику смыслообразования в ее относительно широкой пространственно-временной континуальности; сочетания продуктивного потенциала количественных и качественных методов; включения в процесс исследования рефлексирования и осуществления нового поиска в соответствии с возникшими инсайтами.

Идея циклического чередования глубинных интервью, направленных на схватывание особенностей заполнения информационных пробелов с последующим отслеживанием их динамики, представляется достаточно перспективной. Точно также как обладает определенной перспективой идея гармоничного сочетания возможностей количественных и качественных методов при разграничении их веса в случае ориентированности либо на номотетику, либо на идиографию.

Правда, как и любой инновационный подход (впрочем, и классический), sensemaking обладает и рядом ограничений. Во-первых, процедура его проведения предполагает огромные временные затраты. Во-вторых, прослеживание динамики смыслообразования с неизбежностью порождает схематизмы и шаблоны в их контроле. Наконец, в-третьих, он не дает исчерпывающих решений. К тому же уязвим по ряду процедурных и технологических моментов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.