Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социально-психологического воздействия




 

Вопрос о структуре социально-психологического воздействия является достаточно сложным в силу, во-первых, его недостаточной проработанности в литературе, и, во-вторых, в силу многообразия способов воздействия и связанных с ними изменений, описанных в ней в достаточно хаотическом виде.

Классическая структура социально-психологического воздействия представлена в рамках подхода с позиции теории коммуникации и включает следующие компоненты:

1. Субъект социально-психологического воздействия – человек, группа, информационный ресурс, средства массовой информации и т.п. организующие и реализующие систему действий, направленных на изменение системы социальных установок (аттитюдов), представлений, отношений, поведения и т.п. личности или группы с целью достижения поставленной цели.

2. Объект социально-психологического воздействия – отдельный индивид, группа, общество, на которые направлено социально-психологическое воздействие.

3. Содержание социально-психологического воздействия – сообщение, информация, действия, направленные на изменение существующей системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п.

4. Средства социально-психологического воздействия – способы, технологическое сопровождение, приемы посредством которых достигается изменение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п.

5. Результат социально-психологического воздействия – изменения в социальных установках, представлениях, отношениях, поведении людей, достигнутые посредством воздействия, направленного на достижение определенных целей.

Перечисленные элементы структуры социально-психологического воздействия представляют авторскую интерпретацию, сопровождаемую признанием правомерности и других подходов. Теперь остановимся на характеристиках отдельных компонентов обозначенной структуры.

В качестве субъектов социально-психологического воздействия могут выступать отдельный индивид, группа, информационный ресурс, средства массовой информации, ситуация и многое другое. Общим является здесь то, что от них исходит воздействие, направленное на изменения в объекте воздействия. Отдельный индивид может стремиться произвести соответствующее впечатление на свое окружение прилагая определенные усилия для этого, например, внешний облик. Группа может оказывать давление на своих членов, добиваясь их подчинению групповым нормам. Сегодня в ситуации бурного развития интернета в качестве субъекта воздействия может выступать и определенный информационный ресурс, объединяющий группу пользователей, исходно привлеченных его возможностями, а впоследствии становящийся объектом решения прагматических задач, например, рекламирования определенных товаров. Средства массовой информации, ведя пропаганду тех или иных продуктов, идей, стремятся формировать соответствующее мировоззрение своей аудитории, прививая ей определенные идеалы и ценности. Попадая в специально организованную обстановку человек начинает испытывать на себе ее влияние, призванное склонить его к определенному поведению. Примером чему является интимная обстановка, располагающая к определенного рода отношениям.

В качестве объектов воздействия могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и более широкие общности, например общества и сообщества. При организации воздействия на них учитываются индивидуальные особенности, присущие им в связи со спецификой используемого способа или средства воздействия. В случае внушающего воздействия учитывается уровень внушаемости личности, в случае убеждающего воздействия – интеллектуальные способности и склонность к рациональному обоснованию психологических особенностей аудитории. В случае группового воздействия, в качестве детерминант эффективности воздействия могут выступать та же внушаемость (склонность к безотчетному, некритическому принятию мнения группы), конформность (склонность к демонстрации солидарности с группой при внутреннем разногласии с ней), нонконформность (склонность к отстаиванию собственной позиции вне зависимости от мнения группового большинства) и негативизм (склонность к отрицанию всего во имя самоутверждения).

Под содержанием воздействия традиционно понимается соответствующим образом выстроенное сообщение, призванное к склонению адресата воздействия к заданным изменениям объекта воздействия. Квалифицированное сообщение предполагает тщательный отбор и структурирование информации, определенную последовательность ее предъявления, проанализированные в уже приводившейся модели коммуникации / воздействия МакГайра. Значение содержания воздействия стало особенно тщательно прорабатываться в последние годы, о чем свидетельствует привлечение специалистов из разных областей знания в качестве экспертов по выстраиванию имиджа и т.п.

Со средствами социально-психологического воздействия обычно ассоциируются такие его способы как убеждение, внушение и заражение. При этом под внушением понимается «процесс воздействия на психическую сферу человека связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного, активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта» (Психологический словарь, с. 57). Эффективность внушения определяется: 1) свойствами внушающего (социальный статус, представительность, волевое, интеллектуальное и характерологическое превосходство и т.п.): 2) особенностями самого внушаемого (высокая степень внушаемости, состояние эмоционального возбуждения или подавленности; напряженность и т.п.); 3) отношения, складывающиеся между внушающим и внушаемым (авторитетность, доверие, зависимость); 4) способ построения сообщения (императивность, уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление другими воздействиями);

Под убеждением понимается воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. При убеждении имеет место отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой функциональной задаче (Там же, с. 413). В данном случае речь идет о воздействии, адресованном рациональному мышлению адресата. Такого рода воздействие предполагает в качестве основания для склонения к предлагаемому решению или действию посредством предоставления исчерпывающей аргументации, логической обоснованности и последовательности ее предъявления с учетом возможной контраргументации. В данном случае часто используются модели принятия решений, с учетом которых и прострагивается логика и содержание воздействия.

Наконец, в случае заражения речь идет о процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции, т.е. циклического, нарастающего подзараяживания друг от друга участниками массового действия. Эта реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т.д. И служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной социальной эффективности. Однако вышедшее из под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы (Там же с. 121). В случае социально-психологического воздействия заражение может использоваться и как один из механизмов подталкивания потребителя к заданному действию, например покупке определенного товара.

В случае результата социально-психологического воздействия речь идет прежде всего о тех изменениях, которые происходят у объекта воздействия в его результате. Перестройка системы социальных установок (аттитюдов), представлений, отношений, поведения и т.п. личности или группы под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата затрагиваемых аспектов, так и по стойкости их изменений. По первому критерию, по мнению В.Н. Куликова, различаются парциальные и более общие изменения. Под парциальными подразумевается изменение одного или небольшого количества компонентов, например аттитюдов. Так, силой педагогических воздействий воспитатель может перестроить отношение ученика к тому или иному учебному предмету. О более общих изменениях можно говорить тогда, когда перестраивается целая система представлений, например мировоззрение.

По критерию стойкости изменения могут быть временными и более или менее постоянными, устойчивыми. Возможны случаи, когда измененное под влиянием воздействия отношение или поведение через некоторое время еще раз меняется. В психологическом воздействии всегда можно различать субъект и объект, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Но нередко этот процесс принимает характер психологического взаимодействия, т.е. представляет собой соединение двух сопряженных актов, когда индивид А воздействует на индивида Б, а последний не только реагирует на это воздействие, но в свою очередь оказывает воздействие на индивида А. В таких случаях субъект и объект воздействия, а точнее – субъекты взаимовоздействия, как бы после­довательно меняются местами.

Во всех случаях социально-психологическое воздействие, будь то воздействие воспитателя на воспитанника или руководителя на подчиненного, должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями. Эти связи и отношения, как бы надстраиваясь друг над другом, влияют друг на друга и на эффективность социально-психологического воздействия в целом. На когнитивном уровне партнеров по социально-психологическому воздействию связывает взаимное, хотя и с разными целями, познание. Так, воспитатель стремится познать воспитанника для того, чтобы определить стратегию и тактику воздействия, выбрать наиболее эффективный прием. В свою очередь, объект воздействия познает субъекта воздействия, прежде всего, с целью определения степени доверия или недоверия к нему, к его воспитательным воздействиям.

В.Н. Куликов считает, что по своему внутреннему существу социально-психологическое воздействие представляет три взаимосвязанных между собой и последовательно переходящих друг в друга этапа. Это, во-первых, так называемый операционный этап, заключающийся в воздействии одной личности или группы на другую личность или группу. Вторым является процессуальный этап, т.е. процесс принятия или отвержения личностью или группой оказываемого на них воздействия. Наконец, третий этап – результативный, представляющий ответные реакции объекта воздействия (1984, с. 161).

В любой форме (воспитательной, управленческой и т.д. социально-психологическое воздействие всегда основывается на определенных мотивах и преследует конкретные цели. А эти последние определяются идеологией, политикой и моралью того общества или класса, к которому принадлежит субъект воздействия и чьим интересам он служит. Идеологически и политически нейтрального воздействия на массы нет и быть не может.

Включенность социально-психологического воздействия в процессы труда, воспитания, пропаганды и другие сферы жизнедеятель­ности людей делает весьма актуальной проблему этики воздействия. Проблема этики встает не только перед воздействующим, но и объектом воздействия. В любом случае, особенно при использовании специальных техник – внушения, НЛП, субсенсорных воздействий – должен весьма ответственно обсуждаться вопрос о праве воздействующего использовать их, о его персональной ответственности за результаты. И даже если получено согласие объекта воздействия следует понимать, что он не всегда отдает себе отчет в возможных рецидивах и недостаточно полно представляет то, что предполагается, полагаясь только на оценку с позиций здравого смысла или неукротимого желания изменений, подавляющего и инстинкт самосохранения. Проблема состоит в том, что как только до объекта воздействия доводится вся его механика и возможные негативные последствия, существенно снижается, либо становится просто невозможным, его эффект, например, в случае внушения.

Избирательность отношения личности и группы к психологическим воздействиям связана с тем, что на пути этих воздействии стоит психологическая защита (Ф.В. Бассин, В.Н. Куликов, Б.Ф. Поршнев и др.). Она является своеобразным «фильтром», отделяющим желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения от противоречащих им.

Таким образом, психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызывать известные изменения в психике людей, а через нее – в их деятельности и поведении.

Принятие личностью и группой воспитательных, управленческих, пропагандистских, рекламных и других воздействий возможно благодаря тому, что как личность, так и группа обладают податливостью к внешним воздействиям или восприимчивостью к ним. Эта особенность свойственна всем людям, хотя и в разной степени. Применительно к разным способам психологического воздействия она выступает как внушаемость (суггестивность), убеждаемость, конформность и т. д.

Дальнейшие прикладные исследования социально-психологического воздействия должны изучить виды и закономерности податливости людей внешним влияниям. Важной задачей является также разработка «портативных» методик для определения степени податливости личности и группы воспитательному, пропагандистскому, управленческому и другим воздействиям, а это требует изучения разновидностей обозначенного феномена, их специфических особенностей и закономерностей.

Обсуждение прикладных проблем, связанных с субъектом и объектом психологического воздействия, подводит к рассмотрению самого процесса воздействия. Много вопросов связано здесь со способами воздействия: убеждением, заражением, внушением и др., которые в любых формах воздействия, как правило, действуют совместно. Например, педагог разъясняет своим студентам те или иные положения, убеждает в их правильности определенных представлений, ценностей, внушает необходимость следовать им и т.п. Среди этих способов основным следует признать убеждение, которое рассчитано на сознательное и критическое отношение к внешним воздействиям. Способы психологического воздействия, рассчитанные на сниженную сознательность и критичность тех, на кого они направлены, должны рассматриваться как подсобные.

Для практического использования способов психологического воздействия необходимо четкое представление о каждом способе. Между тем они нередко смешиваются: убеждение с внушением, внушение с заражением, внушаемость с конформностью, конформность с негативизмом и т.д. Необходимо сравнительное изучение различных способов психологического воздействия. В.Н. Куликов предлагает ряд критериев. Во-первых, разные способы психологического воздействия следует сравнивать по степени активности субъекта воздействия. Так при внушении внушающий проявляет значительную активность, старается внушить внушаемому то или иное содержание, повторяет воздействие, порой преодолевает значительные препятствия на пути к цели. В то же время субъект подражания может не проявлять никакой активности, может даже не знать, что ему кто-то в чем-то подражает. Во-вторых, критерием отличия одного способа воздействия от другого может быть степень активности объекта воздействия. В процессе убеждения убеждаемый проявляет значительную активность: сам делает выводы, приходит к суждениям и заключениям и т. д. Убеждающий лишь подводит его к этим выводам, дает факты и доказательства истинности того или иного положения. В то же время при внушении внушающий воздействует «готовым» содержанием, «передает» внушаемому те или иные установки, взгляды, отношения и т. п. Последний принимает их или не принимает, но в формировании практически не участвует. В-третьих, важной сравнительной характеристикой способов психологического воздействия является степень критичности принятия его содержания. Например, внушение принимается внушаемым при сниженной степени критичности, а убеждение требует достаточного уровня критичности убеждаемого.

Представленное описание структуры социально-психологического воздействия позволяет сформировать первое впечатление о его особенностях и компонентах. Вместе с тем в социально-психологическом воздействии присутствует и определенная специфика в зависимости от источника воздействия, к анализу которой мы и приступаем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.