Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикличность конструирования единого поля значений в межличностном взаимодействии




 

Циклическое конструирование значений может быть рассмотрено как включающее три широких компонента: (а) содержательный компонент, относящийся к значению слов в их широком понимании в культуре; (б) индивидуальный компонент, относящийся к типичным модификациям культурных кодов слушателя / говорящего и индивидуальным адаптациям форм культурного выражения; (в) контекстуальный компонент, относящийся к индивидуальной модификации слушателем привычных или культурных кодов к конкретным обстоятельствам (Montgomery, 1988).

Содержательный компонент социальных значений является согласованным ядром, сверяемым с культурными точками отсчета, например, например нахождением соответствующих значений, представленных в словарях, или представленных в невербальных системах коммуникации также культурно понимаемых (Keeley, Hart, 1994). Таким образом, культурные правила использования и выражения значений идей применимы и пригодны в качестве исходных базовых руководств для предъявления личностных значений.

Индивидуальный компонент обладает двумя элементами, отражающими друг друга: элементы говорящего и слушающего. Элемент слушающего основывается на его индивидуальных характеристиках личности (типичном способе осознания коммуникативных контекстов), стиле говорящего (общих способах подачи сообщений), намерениях личности, социальной позиции (пол, социальный класс, этническая принадлежность и т.п.), уровне знаний личности и их приспособления к системе значений слушателя и осведомленность говорящего в них. Элемент слушателя отражает те же характеристики, что и для говорящего: индивидуальные характеристики личности говорящего, атрибутирования намерений говорящего слушателем, уровень знаний слушателя о системе значений говорящего как модификаторах сообщений и целей коммуникации, наконец, осведомленности слушателя в них. Перечисленные элементы слушателя и говорящего, личностные вариации в их использовании (производные от общего личностного стиля или от моментальных приспособлений к обстоятельствам) в существенной степени основываются на ядерных социальных значениях, но также изменяют интерпретацию значений.

Контекстуальный компонент суммирует и выходит за рамки разделяемых социальных значений слов. Он является результатом окружения взаимоотношений, места / обстоятельств и социального контекста прошлых взаимоотношений или отношений культуры, способствующих прояснению для партнеров того, что общекультурное содержание или личностный стиль не являются чем-либо исчерпывающим их высказывания. Такое интерпретативное изменение центрального ядра социальных значений основывается на прошлых конструированиях партнеров друг друга, позволяющих им интерпретировать действия или слова в максимальном приближении к знаниям друг друга. Такое изменение также содержит способность распознания того, что любое необычное утверждение одновременно замещает, опровергает или отрицает привычные или ожидаемые ответы.

Эта декомпозиция различных влияний на конструирование значений взаимоотношений позволяет нам исследовать не только специфические высказывания в контексте, но и пути научения партнерами особенностям циклического выстраивания значений и их организации. В случае если партнеры не знакомы друг с другом большее влияние будет оказывать общее содержание и контекст. С другой стороны, индивидуальный компонент будет оказывать большее внимание в случае знакомства партнеров друг с другом.

Особая роль во взаимопостижении и формировании разделяемого поля значений принадлежит повседневной речи, в которой представлена не только трансляция некоторого содержания и отношения к нему, но информация об особенностях систем значений друг друга. Повседневная речь является не только нейтральным средством или простым экспрессивным действием, но также и организатором миров взаимоотношений, а также путей их поддержания, сохранения м продолжения. Повседневная речь во взаимоотношениях происходит между людьми, обладающими идентичностью и историей (некоторые обладают совместной историей) и каждое речевое высказывание формируется и формирует их влияние, как отмечал Бахтин (1981, 1984). Общение также продолжает идентичность и историю и распространяет их реальность на будущее взаимодействие.

В повседневном общении возможно получение очень ценной информации в любой момент времени, например: (1) о путях расщепления потока жизненных переживаний, которое может отражать особенности индивидуального способа действий (и который требует объяснения со стороны партнера); (2) выборах, которые каждый из партнеров делает описывая и антиципируя поток жизненных переживаний; способах конструирования и реконструирования воспоминаний о прошлом; (4) желании адекватно интерпретировать (обсуждать и уточнять значения друг с другом); и т.п. речь также создает фундаментальное основание для организации значений во взаимоотношениях.

Наряду с регуляцией взаимодействия общение создает фундаментальное основание для организации значений взаимоотношений. Это включает прямое влияние общения(например, уточняющие вопросы, адресованные друг к другу, предложения, аргументация и т.п.), а также пути, которыми разговоры о чем либо снабжают нас дополнительной информацией для выводов или заключений об особенностях взаимоотношений. Wood (1993) рассматривает общение как основное средство выстраивания взаимоотношений. Она утверждает, что «культура отношений порождается в коммуникации и становится все возрастающе влиятельной на способы познания партнеров, бытия и действий во взаимоотношениях друг с другом и внешним миром. Именно через общение люди определяют самих себя и свои взаимоотношения и посредством общения сформированные определения включаются и пересматриваются на протяжении взаимоотношений» (1982, с. 75).

Общение также создает предпосылки для совместного конструирования значений. Вполне очевидно, процесс создания совместного понимания является результатом и производной многих других процессов. Он основывается на индивидуальной циклической переработке информации, создании индивидуальных идиоматических кодов, ассимилируемых партнерами, договаривания о согласовании (разделяемых значениях) о совместном поведении. Исходной точкой отсчета взаимосогласия должна быть индивидуальная система значений, которую партнеры помещают во взаимоотношения и последующие взаимодействия между ними. Партнеры могут делать сравнения между собой и другими только исходя из своих исходных представлений, основанных на первом впечатлении. В последующем они начинают осознавать степень, в которой их индивидуальные представления пересекаются или согласовываются друг с другом. Процесс взаимного конструирования мысленных пересечений является расширяющимся и комплексным, делая взаимоотношения также расширяющимися и комплексными процессами. Эти процессы включают нечто большее чем простое прояснение значений друг друга. В реальной жизни, кооперирование, согласованное поведение и взаимопостижении являются не просто абстракциями, о которых пишут исследователи, а действиями, осуществляемыми через взаимодействие и речь (Duck, 1994, c. 1964). Процесс совместного конструирования значений действует как на индивидуальном, так и совместном уровнях. Он находит свое выражение как в повседневном общении так и в обыденном поведении.

По мнению Дака, партнеры по взаимоотношениям продвигаются в трех типах значений одновременно: (а) того, что было собрано двумя обособленными индивидами до их встречи, представляющего их личный взгляд на мир, проецируемый на взаимоотношения (две индивидуальные личностные системы значений); (b) того, что сконструировано двумя участниками взаимоотношений по мере их знакомства друг с другом (реконструкции жизненного опыта, интерпретации систем значений друг друга,); (с) того, что совместно выработано на протяжении совместных взаимоотношений по мере продвижения и разделения исходных и пересмотренных систем значений (1994, с. 146). Начиная согласовывать системы значений, партнеры обогащают их, делясь друг с другом и обсуждая их с самими собой. Согласовывая исходно отличные взгляды на жизнь, они конструируют систему совместных значений, присутствующую только во взаимоотношениях друг с другом. Природа совместной системы взаимоотношений диадична и выражается в новых взглядах, являющихся результатом обсуждения и согласовывания. Две отличные системы значений или способов характеристики событий соединяются вместе и образовавшаяся связь создает новый способ концептуализации той или иной области знания. Сформировавшаяся общая система значений определяет и процесс переосмысления как собственной истории, так и истории совместных взаимоотношений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.