Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаманские ритуальные атрибуты 3 страница




Однако внимательное знакомство с описанием рисунков, приведенным Л. П. Потаповым в этой работе, показывает, что на бубне нет символического изображения нижнего мира. В верхних двух секторах нанесена схема верхнего мира и даны виды духов-помощников шамана, участвующих в камланиях, посвященных божествам-небожителям. В нижних двух нарисованы шаманские духи, защищающие людей от нападения злых духов или помогающие шаману при камлании к различным духам-хозяевам - горным и озерному. Далее, к третьей группе рисунков на бубне, из перечисленных Л. П. Потаповым, относятся лишь изображения самого шамана и "священной березы" (с. 135). Последняя может быть отнесена к первой группе, так как, согласно мифологии, каждый мир, каждая территория имеет свое священное дерево, а на бубне, очевидно, показана почитаемая береза верхнего мира. Обычай же помещать изображение самого шамана на его бубне связан с тем, что сакральные символы, нанесенные на нем, имели цель передать окружающим информацию о "силе" шамана. Они сообщали о количестве и разновидностях духов, подчиненных шаману, указывали, к каким божествам и духам-хозяевам он может совершать обряды. В связи с этим нельзя, конечно, искусственно разделять на отдельные группы изображения на бубне, являющиеся цельной картиной, имеющей свой оригинальный единый сюжет. Невозможно также полностью согласиться с мнением Л. П. Потапова о том, что "/трехчленная структура устройства вселенной характерна для шаманизма" (с. 136). Действительно, шаманы признавали существование трех миров, но представления о них сформировались у тюрков Сибири независимо от шаманизма еще до того, как этот культ стал у них играть главенствующую роль в религиозной жизни.

Возвращаясь к знакомству с бубном качинских шаманов, отметим, что колотушку (орба) к нему делали из кости. "Одну ее сторону обтягивали камусами самца козули, другую украшали медными бляхами. На ручку прикрепляли кольцо с лентами (ялама)" [Прокофьева, 1961, с. 443].

В целом бубны качинских шаманов имеют сходство с бубнами саамских шаманов. Как установил Е. Емшеймер, рукоятка бубна качинцев аналогична рукоятке одного из типов саамского бубна (Emsheimer, 1948 г., цит. по [Потапов, 19811). По мнению Л. П. Потапова, у саамов и качинцев существовал общий обычай наносить на бубен пиктографические рисунки; колотушка для бубна у тех и других называется одинаково. "В этом отношении шаманский бубен отразил ранние нсторико-генетические связи далеких предков саамов и саяно-алтайских народов" [1981, с, 126-127].

Качинские шаманы пользовались новым бубном разное количество лет. Срок обновления бубна будто бы указывал хозяин Каратага, т. е. сразу в день его изготовления устанавливалось время, когда нужно вновь собраться и сделать новый атрибут. Хозяин Каратага "определял" и продолжительность жизни нового шамана, сообщая о количестве бубнов, которыми он сможет пользоваться за свою жизнь. При смене бубна повторялся весь цикл обрядов, описанных выше.

Бубен у качинцев тоже считался священным предметом, и им мог пользоваться только тот, для кого его делали. После смерти шамана бубен вешали на дерево, недалеко от места его погребения. Колотушку родственники оставляли у себя для передачи преемнику. При изготовлении бубна для новичка железные привески "старались взять из бубна умершего - шамана-предка" (с. 130-134).

Качинский шаманский костюм состоял из каштана или куртки и шапки. Шаманы качинцев в основном имели кафтаны, которые шили из шкуры козули или черного сукна. Кафтан из шкуры козули "имел прямой покрой... Подол обшивали бахромой из ровдужных лент с нашитыми на них цветными кусочками материи. Кафтаны из черного сукна шили покроем кимоно (без вшитых рукавов), полы спереди расставляли большими тупыми клиньями и завязывали (застегивали) встык". По подолу, вороту, полам и рукавам кафтаны украшали цветной каймой. Кафтаны из шкур шили мехом вовнутрь. Они имели снаружи нашивки из этого же меха в виде полосок и украшались раковинами каури. На спины суконных кафтанов нашивали от ворота до середины лопаток "лоскут красного-сукна с узором из раковин каури...". Ниже лоскута "подвешивали бубенцы разных размеров и густую бахрому. Бахрома (длиной ниже подола кафтана) состояла из узких лент цветной материи; часто центральную ленту бахромы делали шире других и на нее нашивали вырезанное из материи (черной или белой) изображение человека.

С боков подвешивали два (по одному с каждого бока) крыла хищной птицы, а также высушенные птичьи лапы. На плечи иногда пришивали высушенные головы мелких животных. Характерными для качинцев были крупные круглые бубенцы, плоские широкие колокольчики, плоские, почти квадратные пластины, половинки бубенцов" [Прокофьева, 1971, с. 64] (рис. 5).

Куртки качинских шаманов отличались от кафтанов покроем, местом расположения привесок и т. п. (с. 64).

Более интересны качинские шаманские накидки. Их получали начинающие шаманы. Накидка представляла "собой прямоугольный кусок материи (почти всегда красного цвета) с круглым воротом и разрезом спереди". Края накидки, спереди и сзади, были обшиты редкой бахромой из узких лент разноцветной материи. По мере "возмужания шамана к бахроме подвешивали металлические подвески, колокольчики. Чем старше шаман, тем многочисленнее и разнообразнее были подвески на его накидке" (с. 66). По мнению Е. Д. Прокофьевой, костюм качинского шамана первоначально состоял из "накидки и только впоследствии она соединилась с кафтаном" (с. 67).

б в
а г
Рис. 5.

а - изображение духов на ленте, пришитой на спине костюма хакасского шамана; б - медные подвески на плечах и на спине; в - бубенец на плече; г - тёс на спине костюма (ветка, дна пера, три уголька на нитке). ХКМ Оф № 3674.

У качииских шаманов шапка была островерхой. Шили ее "из красного или коричневого сукна (бархата) на подкладке. По нижнему краю всю шапку обшивали каймой из черной материи. Переднюю часть шапки украшали каймой, узорами из раковин каури и редкой бахромой из материи, закрывавшей лицо и грудь шамана... На верху шапки пришивали пучок птичьих перьев" (с. 68-69). По данным П. Островских, у качинцев существовала традиция пришивать на передней стороне шапки голову филина и сверху его хвост [1895, с. 343]. Качинские шаманские шапки обязательно имели хвост-косу. Это была "широкая суконная лента или пучок матерчатых лент. На конце косы подвешивали один или несколько колокольчиков" [Прокофьева, 1971, с. 69]. В целом костюм качинских шаманов символизировал "птицу, в которую превращается шаман, когда "посещает" другие миры" (с. 70).

Сагайцы. Бубны сагайских шаманов были схожи с телеутско-шорскими (с. 443). Обечайка гнулась из куска тальника. Бубен обтягивали кожей дикой козы, иногда медведя [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. К-V, оп. 1, д. 475, л. 2]. Образцом сагайского может служить бубен умершей сагайской шаманки Д. Барахтаевой, входящий в коллекцию, собранную для Русского музея А. В. Андриановым в 1906- 1907 гг. в Минусинском уезде Енисейской губернии [ГМЭ СССР, кол. 1282] (см. фото 18).

Бубен имеет резную рукоятку с прорезями для держания, железную поперечину с семью железными привесками и шесть железных подвесок, называемых мечами, висящих внутри обода, в верхней его части. На обечайке укреплены семь рогов. На внутренней и внешней стороне обтяжки были рисунки. Изображения, нанесенные на внутренней стороне кожи, стерты. Они были сделаны красной краской. На лицевой стороне бубна рисунок сохранился лучше. По краю бубна темной краской начерчен овал. Чуть выше его середины проведены две параллельные линии, между ними красной краской нанесен зигзаг. Слева, в верхней части овала, темной краской выполнено изображение всадника на каком-то животном и еще одного животного; справа белой краской обозначено дерево. Вокруг верхней половины бубна, между ободом и чертой, которой обведен овал, изображены звезды. Остальные рисунки, бывшие в верхней части бубна, стерты. В нижней части бубна сохранилось лишь два антропоморфных символа, нанесенных справа под поперечной линией. Бубен в нижней части пробит - нет куска кожи. Это сделано потому, что его хозяйка умерла. Очевидно, А. В. Андрианов взял его с дерева возле ее могилы. Об этом свидетельствует и указание места сбора атрибутов - улус Черпаково в устье р. Аскызы. Любопытно, что у этой шаманки было две колотушки для бубна. Одна - деревянная с ленточками джалама на ручке, другая - костяная, подбитая с тыльной стороны железом, и тоже с джаламой на ручке [кол. 1282-29, 30, 31] (см. фото 18).

При исполнении обрядов сагайские шаманы придавали бубну различное значение. В одних случаях называли его своим щитом, в других он считался конем или лодкой, иногда его использовали в качестве волшебного лука, а колотушка соответственно осознавалась как плеть, весло и стрела [Катанов, 1897, с. 31; АИЭ АН СССР (ЛО), ф. K-V, оп. 1, д. 475, л. 18].
В комплект личных атрибутов сагайских шаманов входили камных тон (верхняя одежда), шапка (см. фото 19-21) и сапоги. Верхняя одежда, по мнению Е. Д. Прокофьевой, была заимствована сагайцами у качинцев [Прокофьева, 1971 ]. Шапка у сагайских шаманов имела коническую форму, в отличие от алтайской прямоугольной, На верху шапки пришивали пучок перьев или голову хищной птицы (сова?). Шапка украшалась раковинами каури, перламутровыми белыми пуговицами, имела бахрому по нижнему краю, сделанную из подосок материи [ГМЭ СССР, кол. 1282-32] (см. фото 18).

Весь комплект личных атрибутов сагайских шаманов оставлялся на дереве у его могилы. Возможно, с костюма снимали все железные привески. Так, на костюме Д. Барахтаевой, упомянутой выше, судя по описи, нет ни одной металлической детали [кол. 1282-33] (см. фото 18).

Бубны остальных этнических групп хакасов - бельтиров, койбалов и кызыльцев, как указала Е. Д. Прокофьева, относились к шорскому варианту южно-сибирского типа бубнов [Прокофьева, 1961] (рис. 6). Очевидно, другие их атрибуты тоже совпадали с ритуальными принадлежностями - качинских и сагайских шаманов. Заканчивая описание атрибутов хакасских шаманов, необходимо отметить, что и они пользовались при совершении обрядов опахалом. Так, у кызыльцев был атрибут, называвшийся ак-кёк (бело-синий). Он состоял из двух полосок материи шириной в один вершок, нанизанных на крученую нитку п привязанных ею к березовой ветке. Этим видом опахала шаманы пользовались при жертвоприношении ак-тёсу (светлому покровителю, изображением которого служила белая заячья шкурка (Умай?) и при молениях, посвященных родовым горам (таих) [ГМЭ СССР, ф. 1, оп. 2, д. 4, л. 24 об.].

Шорцы. К числу атрибутов шорских шаманов относился посох. "Он представляет собой деревянную, круглую в сечении, чуть изогнутую палку с орнаментально срезанной корой в виде спиральных и прямых линий по всей длине. На одном конце этой палки (длиной 69 см) на конопляной нитке подвешен кусок свернутой бересты (размером 6х10 см). Шорские шаманы таким предметом проводили камлание над больным человеком" [Дьяконова, 1981, с. 150].

По заказу нового шамана шорцы сперва делали только коло тушку для бубна (орба). Ее изготовляли из части ветки таволги, имеющей развилку из трех или пяти отростков. Их обтягивали камусом дикой козы или белой шкурой зайца. На ручке колотушки сверлили дырку, в которую продевали петлю из ремешка. На конец ручки привязывали также полоски цветной материи [АИЭ АН CGCI (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 6; Прокофьева, 1961, с. 444].

Рис. 6. Бубен койбальской шаманки [Катанов, 1897, вкладыш без номера]

А - небесный мир: а - солнце (кюн), б - луна (ай), в - Венера (Солбан), г - звезды (чылтыс), Б - подземный мир: д - священная береза (пай казынг), е - дух, патрон шамана (ээзи), ж - желтые девы, русалки (сарыг кыс), з - черные люди (кара кизи), и - воплощение духов: водяного (суг ээзи) и горного (таг зэзи), к - вещие черные птицы (кара кус), л - сам шаман (кам позы), м - волк (пююр), н - горный дух (таг ээзи); В - три слоя земли, отделяющие небесный мир от подземного.

Срок пользования колотушкой равнялся сроку пользования бубном. По шорским поверьям, колотушка имела своего хозяина, кс торого шаман мог видеть, только сменив три бубна. "Хозяин" коло| тушки показывался ему в образе зайца [АИЭ АН СССР (ЛО) ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 7]. Такое "случалось", очевидно, если колотушка обтянута заячьей шкурой.

Обечайку бубна шорцы гнули из тальника. Ширинка ее 12 см и более. Размер бубна 60-70 см в диаметре. Форма круглая или овальная. Обечайку обтягивали двумя обручами из тонкой черемуховой ветви. На внешнюю сторону обечайки наверху (в той части бубна, где рисовалась схема верхнего мира) укрепляли пять небольших столбиков, вырезанных из березового нароста. Они изображали "губы", или "горбы", бубна. В обечайку вставляли рукоятку из березовой доски. Ее орнаментировали резьбой и высверливали в ней симметричные отверстия различной конфигурации. Рукоятка бубна, по шорским верованиям, считалась изображением духа-хозяйки бубна. Поперек верхней части рукоятки прикрепляли железный стержень, называвшийся тебир кириш - железная тетива. На него навешивали колокольчики, металлические полые трубочки и полоски материи разных цветов. Над поперечиной, по обеим сторонам от рукоятки, на обечайку вешали по три ножеобразных железных подвески. Их называли "саблями" или "мечами" шамана. Бубен обтягивали кожей самца марала или оленя. На внешнюю сторону обтяжки шорцы наносили сакральные изображения [Прокофьева, 1961, с. 444]. В верхней части были символические космогонические изображения - небесные светила, звезды и сверхъестественные объекты. К последним относились священные березы и тополь, молочное озеро. Шаманская береза, по шорским поверьям, достигает облаков и там соединяется двумя параллельными шелковыми нитями с небесной сферой. По березе и нитям шаман будто бы поднимайся в верхний мир.
Священный тополь соединяет якобы шамана (место, где он совершает обряд) с территорией его духа-покровителя Каным, которая находится где-то в среднем мире, т. е. на земле. Молочное озеро - это тоже мифический объект среднего мира. В нем шамана "купался" для "очищения" от скверны после камлания в нижний мир. У молочного озера "жили" мифические кони шамана, приходившие к нему во время камлания [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 11, оп. 1 д. 101, л. 35-40 ].

Кроме космогонических рисунков на верхней части бубна изображали духов-помощников шамана. Главный из них - антропоморфный дух Шор тегри, считавшийся руководителем всех духов-помощников. В число их входили птицы: кара-куш (черная птица - орел?), кас (гусь) и карлык (стриж). Каждый шаман имел определенное количество духов. Поэтому на бубне могли быть нарисованы одна или две птицы кара-куш, один или два гуся. Изображение стрижа, по записям А. В. Анохина, было одно. В этой же части бубна находились изображения мифических животных - бура. Часть их служили шаману для "езды" при камлании к Ульгену. Один из этих мифических персонажей назывался тын бура (животное, олицетворяющее сверхъестественную суть шамана; утрата его приводила будто бы к потере сверхъестественных шаманских свойств) [д. 39-43].

На нижней части лицевой стороны бубна имелись антропоморфные и мифические изображения. К числу антропоморфные духов относились дух-хозяин колотушки бубна и дух, стреляющей из лука в злых духов. Среди помощников шамана, нарисованных на нижней части бубна, были мифические кони для поездок к Эрлику, фантастический зверь по имени Кер-Бос и духи в образе пресмыкающихся - лягушки, змеи и двух видов ящериц [л. 57-58].
Перечисленные выше типы изображений, по мнению А. В. Анохина, встречались постоянно. Кроме них бывали и "случайные" рисунки [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 11, оп. 1, д. 101, л. 58]. Последние, возможно, символизировали персональных духов-помощников конкретного шамана.

После "оживления" бубен становился личным сакральным атрибутом шамана. Им мог пользоваться в случае необходимости только шаман, обладающий более сильными духами. Рядовым верующим запрещалось трогать бубен - мог "задавить" его дух-хозяин. Если же ломалась рукоятка бубна, то шаман-владелец будто бы умирал. В том случае, когда во время камлания рвалась обтяжка бубна, заплатку делали после специального камлания к Улъгену с просьбой о разрешении. Бубен по окончании срока пользования относили в лес и вешали на березу [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 7-8, 15].

Шорские шаманы не пользовались сложным ритуальным костюмом. Так, С. Е. Малов писал, что у шорцев Кузнецкого уезда шаманской одеждой служит кафтан (шабыр), преимущественно из белого холста, не имеющий специального назначения для камлания, и сшитая из белого холста шапочка с перьями из хвоста филина (югю). Когда нет шапочки, на голову повязывается женский платок, которым и придерживаются филиновые перья [Малов, 1909, с. 39].

Эти данные подтвердила Н. П. Дыренкова. Она, кроме того, отметила, что в прошлом шорские шаманы в камланиях к Ульеену пользовались берестяным колпаком [АИЭ АН СССР (ЛО), ф. 3, оп. 2, д. 61, л. 23]. Аналогичный атрибут использовали кумандинцы при исполнении обряда Коча-кан, входящего в круг обрядов родового культа духов-покровителей [Сатлаев, 1974].

Тувинцы. Ритуальные атрибуты тувинских шаманов еще должным образом не описаны. В классификации их до сих пор нет единства. Так, С. И. Вайнштейн выделил два типа - восточно-тувинский (Тоджа, Тере-Холь) и центрально-западно-тувинский, а В. Диосеги отметил наличие трех локальных вариантов [Dioszegi, 1960, р. 143- 179].

В. П. Дьяконова отметила существование самостоятельного типа атрибутов у южных тувинцев [19816,-с. 138-139]. Решению этой проблемы, очевидно, необходимо посвятить специальное исследование. В связи с этим ограничимся краткой сводкой имеющихся данных.

Л. П. Потапов отметил, что бубен западных тувинцев был почти круглой формы (диаметр 60-70 см), с резной внутренней рукояткой. Посредине она была круглой, и за нее шаман держал бубен. Концы рукоятки вырезались в виде лопастей, орнаментированных "резьбой и иногда имеющих прорези". Поперечный горизонтальный прут, на котором укреплялись железные подвески, делали из тонкого

Рис. 7. Карта-схема распространения вариантов южно-сибирского типабубнов.

Штриховкой показан основной вариант бубна каждой этнической группы, а в круге за схемой символом указан второй вариант бубна.
Усл. обозн. см. к рис. 1.

железа или из дерева (белый тальник). Обечайка бубна была широкая (15 см). Бубен обтягивали кожей (обычно самцов диких копытных промысловых животных - козла, оленя, марала), а его наружную сторону окрашивали в красный цвет. Колотушки к бубну западные тувинцы, как и алтайцы, называли орба и обтягивали также камусом (с ног дикого козла, марала). Наряду с этим типом бубнов у кемчик-ских тувинцев встречались бубны, близкие к североалтайским, а также "с антропоморфной одноголовой рукояткой, характерной для южных алтайцев, с рисунками на внешней стороне, наподобие алтайских, или на внутренней поверхности кожи, как это делали шаманы у теленгитов и у восточных тувинцев" [Потапов, 1969а, с. 350]. Такое разнообразие, по мнению Л. П. Потапова, объяснялось смешанным родо-племенным составом обитателей бассейна Кемчика. В связи с этим он подчеркнул источниковедческую ценность подробного изучения артибутов шаманства (с. 350).

У западных тувинцев шаманы могли иметь два бубна и два костюма. "К началу деятельности шамана ему всегда шили кызыл териз (красный плащ), головной убор с перьями орла, делали кызыл дунгур (красный бубен). Позже, когда шаман набирал "силу", мог видеть черный путь, дорогу, ему делали второй бубен (кара дунгур - черный бубен), шили второй плащ (кара териг - черный плащ), изготовляли вторую шапку, к которой прикрепляли перья ворона (кускун), делали специальный набор духов-помощников (ээрен). Облачение и атрибуты этого порядка чаще имели только шаманки" [Дьяконова, 19816, с. 139-140] (рис. 8).

Шаманы западных тувинцев шили костюм из овчины в виде прямоспинного кафтана. На нем было множество привесок, изображавших змей. Их шили из узких полосок (6-8 см) цветных тканей, набивали материей или обшивали тканью толстую ленту войлока. На заостренную головку нашивали медную пластину с изображением глаз. Змея имела разинутую пасть, из которой высовывался красный язычок (кусочек фигурно вырезанной красной ткани). Некоторых из больших змей шили многоголовыми, многохвостыми. К хвостам пришивали пучок ровдужных лент. Змей делали круглыми и плоскими, различных размеров, различных цветов. На кафтанах западно-тувинских шаманов имелись также матерчатые и кожанйю жгуты. На спинке кафтана укреплялась "железная дужка с бубенцами, трубчатыми и другими подвесками. На плечи нашивали пучки перьев коршуна" [Прокофьева, 1971, с. 72] (см. фото 22).

У шаманов западных тувинцев шапки были в виде налобной повязки из материи, на которой укрепляли раковины каури и сверху прикрепляли маховые или рулевые перья птицы. "Шаманскую обувь шили из лосиной ровдуги, покрой ее был такой же, как у бытовой обуви. Голенище увешивали колокольчиками, железками, нашивали на них раковины каури. Костюм в целом символизировал птицу, птичью шкуру" (с. 73). Это описание посвящено выявлению общих черт костюма тувинских шаманов. Но, судя по музейным коллекциям, тувинские шаманские атрибуты обладали многими специфическими особенностями. Так, в ГМЭ СССР имеется рукоятка бубна тувинского шамана, изображающая Эрлик-хана. Этот экспонат приобрел Ф. Я. Кон [ГМЭ СССР, ф. 1, он. 1, д. 341, л. 41 об.]. С. И. Вайнштейн отметил, что в фонде Тувинского краеведческого музея хранится головной убор, который имеет оригинальный художественный стиль изображения лица духа-предка, обнаруживающий "некоторые неожиданные параллели в искусстве северо-американских индейцев" [Вайнштейн, 1980, с. 99]. В. П. Дьяконова опубликовала описание уникального костюма шаманки Матпа Ондар, привезенного в 1959 г. в, МАЭ АН СССР Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедицией ИЭ АН СССР [Djakonova, 1978, р. 325-339; 19816, с. 140-144; 1981а, с. 147-150; МАЭ АН СССР, кол. 6655].

Тоджинцы. Тоджинские "шаманские жезлы имели развилки s верхней части. Каждый зуб развилки назывался ваш (голова). Обычно развилки были трезубые, но встречались и двух-, пяти- и девятизубые. Нередко зубьям придавали антропоморфную форму" [Вайнштейн, 1961, с. 177].

Бубны тоджинских шаманов изготовлялись овальными по форме, диаметром 60-80 см. Обечайку делали из срубленного кедра. На нее натягивали кожу самца лося или марала. На тоджинских бубнах крепились резонаторы. Плоская рукоятка украшалась геометрическим орнаментом. Она имела сходство с рукоятками бубнов тофаларов и селькупов.
"По малому диаметру описываемого бубна поверх рукоятки была укреплена круглая деревянная планка (чажаа), к которой прикрепляли железную дугу кудурга (подхвостник). К внутреннему ободу бубна были прикреплены два дугообразно согнутых железных прутика (сырга), на каждый из которых подвешивали три или четыре латунные конусообразные подвески (хонгура). Бубен хранили в чуме у стенки, напротив входа. В Тодже применялся также бубен с двумя горизонтальными планками, совершенно аналогичный типу, распространенному у тофаларов". Колотушку для бубна делали обычно из рога животного, кожей которогобыл он обтянут. "Ударную часть колотушки обтягивали затем шкурой с лапы медведицы (иногда использовали шкуру диких животных, например лося). Тыльную часть орба иногда орнаментировали разными линиями, на ней обычно укрепляли узкую железную пластинку с железными кольцами. На конце орба делали петлю (илдирге) из кожи лося или марала. К илдирге привязывали чалама - ленты черного и белого цвета, предназначенные для духа-хозяина колотушки (орба ээзи). В своих призываниях шаманы часто называли колотушку даш орба (каменная колотушка)" [Вайнштейн, 1961, с. 179-181].

Тоджинцы шили плащ или кафтан шамана (ала куяк) из шкуры оленя-самца. Снаружи его обшивали черной или синей материей. На нем вышивали подшейным волосом оленя схематическое изображение скелета человека. Часть "тоджинских шаманов изображения костей скелета делали из латуни".

К рукавам плаща навешивали короткие разноцветные жгуты, оканчивающиеся кисточками из полосок кожи. Более длинные жгуты имелись на грудной части плаща. Считалось, что они являются "крыльями" шамана. Сзади к плащу пришивали "толстый жгут, изображавший хвост, а рядом с хвостом - жгуты, изображавшие стреляющих змей...". На спине висели железные и бронзовые трубочки, обозначавшие стрелы, и латунные подвески - "шаманские лопаты, первоначально символизировавшие, вероятно, пластинки панциря... На спину вешали также круглую медную пластинку, изображавшую луну....Сильные шаманы носили также нагрудники (теш), на которых подшейным оленьим волосом были вышиты грудные кости? (с. 184-185).

Головные уборы шаманов-тоджинцев С. И. Вайнштейн разделил на три типа. Первый "состоял из налобной повязки, сделанной из синей, красной или черной ткани, по которой подшейным волосом...оленя были вышиты либо три спирали... стилизованные изображения солнца и луны, либо условное изображение человеческого лица, иногда в сочетании с геометрическим орнаментом. С внутренней стороны повязку обшивали шкурой косули, а по краю - шкурой ягненка или овцы. Сверху к повязке были прикреплены семь или более перьев... самки глухаря или беркута, а с боков и снизу шапки пришиты жгуты из тряпочек и кожи... и длинные ленты... желтого и красного цвета. Перья на головном уборе шамана символизировали, вероятно, его способность летать" (с. 183-184].

Ко второму типу С. И. Вайнштейн отнес головной убор начинающих шаманов. Он состоял "из обычной шапки... обшитой внутри шкурой косули. Верхнюю часть тульи обшивали кожаным кольцом, в которое вставляли три пера из хвоста глухаря-самца.

Третий тип - кымзар берт - представлял собой облегавшую голову круглую шапку, верхняя часть которой была сшита из шкур, а нижняя сплетена из сухожилий копытных. Ее край был оторочен матерчатой каймой, к которой были пришиты манчаки. По словам наших информаторов, кымёар берт имели только "сильные" шаманы, надевавшие их во время камлания и новолуние (в чуглуг берт камлали в лунные ночи)" (с. 184).

Тоджинские шаманы имели также специальную ритуальную обувь. Ее изготовляли из ровдуги самца оленя. Ее внешнюю часть, кроме подошвы, обшивали черной или синей, а края - цветной, обычно красной, тканью. Спереди на сапоге были вышиты белым подшейным волосом изображения суставов ноги - ее костей (малая и большая берцовая, пяточная и пять фаланг пальцев ступни).

Тофалары. Тофаларские обряды, связанные со становлением шаманов и изготовлением шаманского бубна и костюма, никем не описаны. В музеях сохранились тофаларские бубны и шаманские костюмы. По материалам Е. Д. Прокофьевой, "тофаларский бубен (тюнгюр) был круглой формы, большого размера (до 60 см в диаметре), имел широкую обечайку (до 25 см), сделанную из лиственницы. Это были самые глубокие бубны в Сибири. На наружной стороне обечайки имелся ряд довольно высоких бугорков, на внутренней - одна или две железные скобки с подвесками. Обечайку обтягивали кожей марала, прикрепляя ее к самому краю редкими стежками. Шкуру хорошо выделывали и продымливали.

Рукоять (тута) представляла собой деревянную пластину с прорезями, украшенную орнаментом. Рукоять пересекали (вверх и вниз) две деревянные полудуги". К верхней части рукоятки бубна тофалары привязывали два длинных ремня, называвшихся поводьями. "Колотушку (уорба) делали из рога лося. Одну сторону ее обтягивали камусом дикого марала или горного козла, на другой - укрепляли железную пластину с кольцами". По верованиям тофаларов, бубен был маралом-самцом, "на котором шаман "ездил" в "верхний мир", а колотушка-плетью" [Прокофьева, 1971, с. 441-445].

Бубен из комплекта атрибутов тофаларской шаманки, хранящийся в ГМЭ СССР, не круглый, а овальный. По размерам он больше: высота 73 см, ширина 62 см, но мельче по глубине - ширина обечайки 14 см [ГМЭ СССР, кол. 2486-305 а-в]. В остальном он близок к бубну, изученному Е. Д. Прокофьевой. Любопытна колотушка осмотренного мной бубна. Она сделана "в виде волнообразной лопаточки с ручкой". Ударная часть колотушки вся обтянута черным конским камусом. "В пустоте под обтяжкой перекатываются кусочкп какого-то металла, вложенные для усиления звука" [ГМЭ СССР, опись кол. 2486 ]. Напомним, что у сагайцев зафиксировано вкладывание в колотушку мелких камней. Судя по экспонату из ГМЭ СССР колотушки для бубнов обтягивались и конским камусом.

Е. Д. Прокофьева отметила, что в полный комплект Тофаларского шаманского костюма входили кафтан, шапка и обувь [Прокофьева, 1971, с. 73]. Судя по материалам ГМЭ СССР, в отдельных случаях у тофаларских шаманов имелся и нагрудник [ГМЭ СССР, кол. 2486-302 ]. В описанном Е. Д. Прокофьевой шаманском кафтане нагрудник лишь намечен аппликацией на левой поле. Основа кафтана выкроена на цельной шкуры изюбра, мехом внутрь. В верхней его части есть "разрезы для вшивания рукавов, как и на кафтанах кетов и селькупов". Одной шкуры оказалось недостаточно, чтобы закрыть грудь, поэтому к узким полам пришили полоски того же меха, чтобы, полы сходились встык. Левая пола внизу расширена вставным клипом. Застежки сделаны справа. На левую полу нашиты цветные матерчатые полоски, создавая рисунок нагрудника. Кафтан украшен аппликацией и вышивкой. На нем полосками материи и вышивкой оленьим волосом изображены кости птицы: "На рукавах - кости-крыла, на спинке - позвоночник, ребра, лопатки, кости таза. При этом не забывали вышить суставы. Широкая полоса по талии означала пояс. Кроме вышивки, изображающей позвоночник, на спинке находились три длинные вышитые, фигурно вырезанные ленты, имевшие то же значение. Средняя лента несла на нижнем конце медную резную пластину, представляющую кости копчика". По всей спинке" подолу и рукавам кафтана имеются многочисленные жгуты и бахрома, означавшие перья, крылья "и хвост птицы. На кафтане металлических подвесок было немного. "К рукавам подвешивались колокольчики (хайлар), в верхней части спинки между лопатками - две проволочные дужки с трубчатыми подвесками (хонера). К нагруднику прикреплялись два мелких кружка, изображавшие соски, и один кружок большего размера - сердце. На спинку некоторых кафтанов в беспорядке подвешивались железные ромбовидные пластины....Иногда шаманка привязывала к поясу кисет для угощения духов табаком будто бы там хранящимся. Такие же кисеты привязывали, и тувинские шаманы и в них действительно держали табак. Имелись на кафтанах тофаларов и маленькие "плетки" - деревянные палки с веревкой" [Прокофьева, 1971, с. 74-75].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.