Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия 18 века




Рационализм европейской философии 17 века.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677)Заимствует терминологию Декарта. Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства - это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) Рационалист. Его философия -переход от материализма к объективному идеализму. Внутренняя активность – энтопикия - душа свойственная каждой манаде. Каждая манада - соединение прошлого и будущего - живое зеркало Вселенной.

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)Переход от субъективного идеализма к объективному идеализму. Вещи вокруг нас - это комплексы наших ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым.

В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала осно­вой метафизического метода. Наука из покорной служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления но­вых научных фактов, разработки общей методологии познания. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определённых систем, ценностей. Одновременно с этим перед философами и учёными стоит вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии. В процессе решения этих проблем образовались два основ­ных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Ро­доначальником эмпиризма стал английский философ Ф.Бэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж.Локка, Д.Беркли, Д.Юма. Основной тезис эмпиризма гласит: в ра­зуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, разум - лишь систематизатор чув­ственных данных. Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индук­тивный метод, в основе которого - наблюдения, анализ, срав­нение и эксперимент.

БЭКОН. Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Бэкон различает 2 вида опытов:

1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку

2. “светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей

Значительным препятствием в развитии действительного познания служат

предрассудки, вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти представления идолами. Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Аллегорически он называет их идолами рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется в том, что "предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть". "Идолы пещеры - это идолы человека как индивида. Идолы рынка – идолы, которые возникают путем взаимного общения. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Идолы театра – влияние авторитетов.

Метод Бэкона: Исходный пункт – достаточное и правильное описание природы и эксперимента. Это описание он упорядочивает в таблице:

1–таблица позитивных инстанций (наличия) – обозрение основных проявлений исследуемых свойств.

2-таблица негативных инстанций (отсутствие наличия) – обзор случаев, в которых данное свойство не присутствует.

3-таблица степеней или сравнений – обзор случаев, в которых исследуемое свойство содержится в большей или меньшей степени зависимости от того убывает или прибавляется оно. Сравнение данных трёх таблиц может привести к определенным знаниям. Бэкон Свой метод иллюстрировал на изучении свойств тепла.

Фрэнсис Бэкон (1561- 1626). Труды: - Новый Органон

- Работа о достоинстве и приращении наук

- Новая Антарктида (утопия)

Говорил о значимости правильного метода, но признавал ошибки в познании. Одна из причин – это поклонение «идолам»:

- идолы рода (заблуждения, присущие сему человеческому роду)

- идолы пещеры (суеверия)

- идолы рынка (привычка опираться на расхожие мнения и суждения)

Он ценил Демокрита более всего из античных философов, но считал, что античность больше известна своими усердиями, нежели открытиями.

Бэкон является основателем эмпирического метода. Он считал накопление фактов, материалов самым главным. Он также основатель индуктивного метода /путь изучения явлений, когда частные факты наводят на общие положения/.

«Знания – сила»

Конечная цель его учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания.

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.