Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Возрождения. Идеи натурфилософии и гуманизма в философии эпохи Возрождения




ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

 

¨ Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

¨ Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело– жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

¨ Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де­лил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

¨ Гуманизм (от латинского гуманос–человечный) – есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм

 

¨ имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный – о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось

парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче­ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

* * *

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выделяется особая

 

значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или, Ренессанса (приблизительно XIV – XVI вв.). В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др. Каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии?

Итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это – безличный неоплатонизм, в котором еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергался существенной трансформации: на место Единого-Блага был поставлен Бог, в соответствии с этим стали понимать содержание Мирового Ума (Христа), Мировой Души (Святого Духа), Космоса (всего природного). В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теоцентризм и монотеизм. При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.

Естественно, встает вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности и средневековья принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не Ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Системный характер философских построений в результате перехода от сакрального (святого) неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. ОТ первого перенимается

 

эстетическое внимание ко всему телесному, природному.э. восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотверенной личности, что предохраняет от вульгврного материализма.

Итак, основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.

Николай Кузанский (1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

 

Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр (нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже бесконечен.

Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже (идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание» – несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

Философия Н.Кузанского максимально наглядно демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям: Бог как возможность становления – его становления в человеке – всякое становление как предельный переход, наглядно представляемый в геометрических построениях, - сам Бог как предел (круг замкнулся!).

В сущности главное философское открытие Кузанского состояло в развитии предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

 

Процесс познания по Н.Кузанскому

Он выделял три виды ума: - чувства (низший инструмент познания, даже животные обладают чувственными познаниями. Чувственное познание ограниченно).

- рассудок (рассудок упорядочивает чувственное познание. Чувства и рассудок – это инструмент для познания природы)

- разум (это инструмент для познания Бога. Его познать невозможно, к пониманию Бога, истины можно лишь приблизиться).

 

Мистический пантеизм Н.Кузанского (Бог – абсолютный минимум и абсолютный максимум). Три вида ума. Человека по его мнению – это малый мир.

Гуманизм: Центр фигура не Бог, а человек. Бог-начало всех вещей, человек - центр всего мира. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек д действительность сам. Данте Алигьери: к бла­женству ведут человеческий разум и “дух поучение”, исходящее из святого духа. Задача человечества - реализация возможностей разума.

Марсилий из Падуи: 2 предпосылки человеческого счастья - мир и власть монарха. Народ - источник всякой власти.

Фран­ческо Петрарка: активная самореализация человека, обращал вниманиее на внутренние, этические проблемы человека.

Лоренцо Валла: подчеркивал естественность человека, добродетель - все, что относится к инстинкту самосохранения.

Марсилио Фичино: задача человека самосовершенствоватьсяся и тем самым возно­ситься к Богу.

Пико делла Мирандола: надо практически действенно проникать в тайны природы. Человек сам творит свое счастье и судьбу.

Эразм Ротер­дамский: философия должна заниматься основными вопро­сами жизни человека.

Монтень: идея самостоятельности и независимости человеческой личности. Философия должна вести к прав жизни.

Натурфилософия: На смену теизму приходит пантеизм (“Бог во всем”). Бог сливается с природой, и она обожествляется.

Кузанский: Учение о совпадении противоположностей - абсолютного maxимума и абсолютного minимума: единое (min-мум) есть все, оно тождественно бесконечному (max-му). С max совпадает min, а max тем самым находится во всем. Этот абсолютный max есть Бог. Отношения мира и Бога - отношения части и целого. Бесконечный мир, Вселенная - ограниченный max, который произошел от абсолютного посредством ограничения, так как все конечные или ограниченные вещи находят свое место между абсолютным max и абсолютным min. Центр и окружность Космоса - Бог, так как мир не бесконечен, но его нельзя помыслить и конечн, так как у него нет пределов, в которых он был бы замкнут.

Бруно: единство и бесконечность, несотворимость и неуничтожимость мира. Земля не м б центром Космоса, т.к. в мире вообще нет ни центра, ни границы и сущ-ет много солн систем.

Возрождение. з арождение – философского и социологического учения в эпоху становления раннего б уржуазного общест ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ееразвития приобрела антисхоластическую направленност ь. Успехи символов в математике, сломлено господство церкви (Декамерон,Гаргантюа, Эразм Роттердамский).

Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики,словопрений и изучение самой природы; 2) материалисты античности -Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.