Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фома Аквинский




Теология Фомы Аквинского явилась образовательной для западного христианского мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия конкретного. Фома Аквинский Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как, живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Фома Аквинский Примиряет внешнего и внутреннего человека.

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание?

Начальный период р-я философии характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность.

Следующий периодд.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства;

средневековье: теоцентризм - природа и человек как творение Бога. Длится период: 5 (пад. Римск. имп.)-15 в. (Возрожд.). 2 основных источника формирования средневековой философии: древнегреческая философия и Священное писание, повернувшие эту философию в русло христианства. На смену языческим религиям многобожия пришли религии единобожия, сл. становление институтов религиозной власти и рост религиозных настроений. Христианство сформировало средневековое мировоззрение европейцев, которое теоцентрично и опирается на 2 принципиальных положения:

а) идею творения - основа онтологии христианской философии;

б) идея откровения - фундамент учения о познании. Влияние христианской церкви распространяется на все сферы общественной жизни, в том числе на духовную. Философские вопросы мироздания, рациональности или иррациональности бытия затронула как философию, так и религию. В древнегреческой философии религия не играла существенной роли в направленности философских взглядов. Философская мысль, свободная от внешних ограничений, была направлена на исследование природы, куда включается все сущее, в том числе человек. Философия средних веков оказалась в зависимости от религии. В первую очередь европейская философия решала вопросы в рамках теоцентризма. Теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступ. Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступень в системе знания помещается теология - наука о Боге, ниже нее находится философия. Также в средневековой философии существует принцип, по которому Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, преходящую, находящуюся в постоянном изменении (креационизм). Всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей управляет божественное провидение.

1й этап становление средневековой философии - патристика: обоснование христианства, опираясь на античную философию (Платона)- Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций.

2й этап становления - схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Отличительная черта, символ средневековой схоластики - острая борьба реализма и номинализма. Вопрос: обладают ли общие понятия реальным существ-ем.

Представители реализма считают, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.

Крайний реализм: сторонники Платона, например, Ансельм Кентерберийский. Универсалии образуют особый идеальный мир, пребывающий в отрыве от конкретных вещей.

Умеренный реализм - Фома Аквинский. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общественных понятий, но и не отрицали их присутствие в конкретных вещах. Фома: универсалии существуют до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах (неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеческом разуме - результат абстрактного мышления).

Противоположное направление - номинализм. Полагает, что объективно, реально существуют единичные вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке.

Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха. Влияние номинализма сказалось в последние века, что объясняет близостью к материалистическим взглядам и ориентацией на опыт. Традиции средневекового номинализма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк, Юм. Особенности средневековой философии(патристика и схоластика)Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схоластики”. (опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в. (христианство уже государственная религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехристианской философской школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философии идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианства, а за ней возникла патристика - сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Со 2в. Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующие греческие философы, но дает более завершенное их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - существует непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и человеческой мудростью. Не создав философской системы апологеты однако наметили круг вопросов, которые стали основными для христианской философии (о боге, о творении мира, о природе человека и его целях).

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природу материального тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог.

Схоластика. Главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах.

3 периода:

1. ранняя схоластика (9-12в)

2. период зрелости(13в)

3. упадок (14-15в) Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, то есть о природе общих родов и понятий.

Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1. общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм. (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в божеском разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в человеческом разуме как результат абстракции. - умеренный реализм (существует и крайний реализм - общее существует только вне вещей -Ансельм). Пьер Абеляр - существуют только единичные вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходна и основная возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по которым бог творит вещи.

2. Универсалии не существуют реально, независимы от человека. Они суть только имена. (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. - номинализм.

Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, то есть о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схоластики Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. Адьберт Больштедский - 13в. Проводил исследования в науках о природе, защищал философию против богословия. В опр о универсалиях - умереный реалист (см. п. 1) Отношение между верой и разумом - некоторые догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Арист. канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи. (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схоластики. Схоластика должна была истолковывать свое отношение к материи, так как Иисус Христос был явлен в виде человека, то есть объединил в себе божественную (идеал) и человеческую (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалификация материи Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Доказательство существования бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога - верховной причины.

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который связан с христианской религией. В Европе получило развитие христианство, которое возникло в 1 веке. Христианство сформировало и средневековое мировоззрение европейцев которое по сути своей теоцентрично и опирается на 2 принцип положения: а) идею творения лежащую в основе онтологии христианской философии б) идею откровения составляющую в ф-фии фундамент теории познания Теоцентризм - такое понимание мира в к-ром источником и причиной всего сущего выступает Бог Он центр мироздания активное и творящее его начало Принцип тео­центризма распространился и на по­знание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в систему знания помещается теоло­гия- ”наука” о Боге ниже ее - философия, еще ниже- частные и прикладные науки. Патристика- совокупность теолого-философских взглядов “ отцов Церкви”Периоды патристики: 1)апологетика, 2) классическая патристика,1)Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Тертуллиан активно поддерживал тезис о несое­ди­нимости философии и религиозной веры. Непри­миримо выступал против соединения философии христианства, утверждал, что между верой и разу­мом нет никаких точек соприкосновения. Принцип Тертуаллиана “верю потому, что нелепо” полностью выражает содержание и смысл его учения. Философии он противопоставлял религию, языческой науке-христианскую веру, против разума он ставил божественное открове­ние. То есть разум христа воспринять не может, только вера. Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологии.(Тит Флавий Климент, Ориген) 2) Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систе­матизировать христианство Систематизация была необходима для борьбы с еретическими учениями. (Григорий из Назиана, Василий Вели­кий, Григорий из Ниссы) Григорий из Ниссы был убежден в возможности согласия между откро­вением и философией и даже определил некоторые границы этих отношений. Философия должна быть ин­струмен­том объяснения “истин” догматики, принятых официально Церковью. Разум становится орудием христианской веры. В сфере идеальной жизни существуют 3 основные субстанции: единое, разум и миро­вая душа. Божественная сущность выражает единство бога и существует самостоятельно, но в то же время она содержится в каждой из своих субстанций. Крупнейшим христианским мыслителем - Аврелий Августин. Философия Аврелия возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Христ основе своей философии Аврелий придавал особое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: cделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим - Бог являлся высшей сущностью. Только его существование вытекает из собственного естества. Бог является причиной суш-ия всего сущего Бог явл-ся наиважнейшим предметов познания. Он также является причиной познания, он вносит свет в человеческий дух и мысль. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Направленность человека к богу естественна и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Душа не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. От тела душа отлича­ется совершенством. Это совершенство происходит от бога, что душа близка Богу и бессмертна. Начало схоластики приходится на 9 столетие и ее развитие происходит до конца 15 столетия Главным предназначением схоластической философии было непосредственное слияние с теоло­гией.

Средневековая философия в Европе – это христианская философия. Главные идеи – теологические: как понимать бога, Троицу, творение. Майоров: «Своеобразие средневековой философии в ее сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, к-рые были чужды античному мировоззрению».

Специфика: характерные свойства средневековой философии – ретроспективность и традиционализм, т.е. обращенность в прошлое: чем древнее суждение, тем оно подлиннее. Таким образом, Библия, как самый древний текст, - это единственный правильный в своем роде свод всех возможных истин. Достаточно усвоить смысл библейских высказываний, чтобы знать о мире все. Но т.к. их смысл не лежит на поверхности, задача философа – расшифровать Библию. Философия становится экзегезой, истолковывающей, думающей, толкованием священных текстов. Флософия носила дидактический (назидательный) характер: развитие античной мысли – счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание.

Т.к. существовал лишь культ Священного писания, философия носила анонимный характер, т.к. человек старался не приписывать себе творимое: творимое им – творимое Святым Духом.

В отличие от античности, где истиной нужно было овладевать, в средние века предполагалось, что ч-к рожден в истине, что он должен ее постичь не ради себя, а ради нее самой, т.к. ею был Бог, воплощением которого был Христос в единстве божественной и человеческой природы.

В основе христианского отношения к миру принцип креационизма: всеобще-необходимое знание принадлежит только Богу. На человеческом уровне роль этого знания начала исполнять этика, цель которой – реализация идеи спасения. Путь к достижению познания – самопознание, которое понималось как богопознание. Исповедь и есть философствование. Т.о. ум ставится в подчиненное духу положение.

В отличие от античности, изучающий макрокосм (космоцентрично), в средние века изучает микрокосм (познание направлено внутрь себя; теоцентрично – реальностью, определяющей все сущее, является не природа, не космос, а сверхъестественное начало, Бог).

 

Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители – апологетами. Их сочинения носили характер апологий (отсюда и название), т.к. были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения. Они решали 2 взаимосвязанных задачи:

1) непосредственно-практическую – защита христианской общины от преследований, что предполагало выяснение отношений христианства к государству и обществу

2) идейно-теоретическую – разработка и теоретическое обоснование своего учения, что предполагало осмысление многочисленных мифологических образов

 

Патристика (лат.patres-отцы) – период деятельности отцов церкви, 4-8 вв. Происходит систематизация христианства. Первостепенная проблема – выяснение отношений с языческой философской традицией.

1 этап – выбор м/д условным принятием и полным отрицанием античной философии

2 этап – античная философия может послужить предварительной ступенью в процессе воспитания человечества богом

3 этап – вопрос об отборе пригодного для новой идеологии из античной философии.

Идеализм Платона импонировал большинству деятелей патристики, т.к. познание было направлено внутрь себя; у Аристотеля была взята концепция бога как первопричины и цели мира.

Основные идеи патристической теологии:

· монотеизм – против языческого дуализма

· супранатурализм – сверхъестественная природа бога, его абсолютная свобода и власть над созданным им миром

· апофатическая (отрицательная) теология – бог не имеет атрибутов и не поддается определению, т.к. находится за пределами бытия

· тезис о бессмертии души, к-рый раскрывает моральную судьбу ч-ка в потусторонней жизни

Наиболее влиятельным отцом церкви был Августин. Доказывал, что бог является высшим бытием. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природу материального тела и обладает разумной душой и свободной волей. Душа нематериальна, бессмертна. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви. Зло – простой недостаток добра: там, где добро не реализуется в полной мере, появляется пространство для зла.

 

Схоластика. 9-14 вв. Базовая тема – соотношение разума и веры. Главная цель человека – богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования должны быть подчинены задачам богопознания и спасения души. Проблема – помогает ли рациональное познание на пути богопознания или отвлекает от поиска истины. Ответ: истины веры и разума не могут противоречить друг другу. Поэтому христианская церковь покровительствует образованию.

Метод анализа философских проблем в схоластике. Любое знание рассматривается в неразрывной связи с его словесной формой. Т.к. язык адекватно отображает реальность, путем анализа структуры языка можно получить знание о мире.

Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор об универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовало 2 основных решения этого вопроса.

1. универсалии существуют реально, независимо от человека – реализм.

Фома Аквинский выделил 3 вида существования универсалий: (троякость существования) "до вещей" в божественном разуме, "в самих вещах" как их сущность или формы и "после вещей" - в чел. разуме как результат абстракции.

2. Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предметом познания - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Отделил знание от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.