Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания. Идеи говорят об общем родовом признаке в вещах, то есть являются лишь копиями вещей чувственного мира и ничего не дают для его познания




Идеи говорят об общем родовом признаке в вещах, то есть являются лишь копиями вещей чувственного мира и ничего не дают для его познания.

ü В основе размышлений Аристотеля лежит разработка теории о понятиях, которая переходит в логику. Именно Аристотелю Принадлежит теория о научном доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома. Таким образом, Аристотель в разуме признаёт способность усмотрения высших начал (сходство с Платоном). Так с Аристотеля начинается разработка формальной логики.

ü Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по Аристотелю, общее познаётся из частного.

ü Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой логическим законом → знание имеет логическое основание. Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее. Но истинное знание должно быть положительно, должно соответствовать действительности, должно восприниматься опытом → Необходимо соединить умозрение с опытом. Логическая деятельность содержится уже в самом восприятии, так как воспринимая предмет, мы уже воспринимаем общее начало, содержащееся в нём (в каждом частном – свойства общего). Посредством памяти возникает отвлечение, позволяющее составить понятие общего.→ Опыт, по Аристотелю, это не источник знания, а его необходимое условие.

Всеобщее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание, а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и переходим к закономерностям. Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого. Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться. Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание внутренних целей. Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет. Этика Аристотеля связана с идеей блага. В стремлении к благу человек деятелен→ это разумная деятельность.

Формулировал свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот чувственный мир является первичной реальностью, природой которая ничем не определена, которая непротиворечива и неизменна.

Материя – всеобщая причина, так как без нее нет бытия. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом, чтобы вселиться в форму. Движущаяся сила проходит путь от материи вообще к конкретной. Под материей вообще он понимает возможность бытия, бытие как потенцию.

Вещи – реальная действительность, то, из чего они состоят – возможное, потенциальное бытие.

Форма – набор свойств, отличаетодин предмет от другого. Существует и форма вообще – Бог. Резко критиковал Платона за его «идеи», которые, по его мнению лишь понятия, отражающие материальный мир, копии вещей но не наоборот. Сам же полагал, что реально существующий мир постигаем нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познананию.

Душа человека дает смысл и направленность жизни. Душа есть причина и начало живого тела, ведь душа – причина как источника движения, как сущность одушевленного тела. Тело – материя органического вещества. Как форма господствует над материей, так и душа над телом, разум над чувствами.

Первая – растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

Вторая – чувственная, ею наделены животные, которые отличны от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.

Третья – разумная, присущая человеку, она познает и думает.

Теория познания строится с позиции эмпиризма, суть вещей познается с помощью ощущений. Мы познаем только форму, но не материальный субстрат. Хотя ощущения дают только единичное, в нем потенциально содержится знание общего. Опыт – только фундамент знания, это еще не само знание, поэтому над опытом находится наука, которая постигает общее. Над наукой надстраивается философия, совпадает во многом с логикой. Знание законов логики Аристотель сопоставляет с мудростью. Он считает основу формальной логики.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречий, с которыми сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, поэтому на уровне сущностной диалектика исчезает. Диалектика – низший уровень логики, она связана с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика). Аристотель – диалектик только применительно к сфере возможности. Аристотель не признает противоречий в действительности и отрицает объектив диалектику.

Значительное место занимает человек и проблемы обществ жизни. Широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое животное, которому присуща инстинктивная устремленность к совместному сожительству. Назначение государства видит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом.

Государство – естественный способ бытия людей, общение подобных в целях лучшего существования. Рабы по природе обязаны повиноваться.

6 форм государства, 3 правильных: монархия, аристократия и полития, 3 неправ-х: тирания, олигархия, демократия. Наилучшая – полития, так как сочетает свойства умеренно демократии и олигархии. Значительное место занимают этические проблемы. Сократ искал основ принцип нравственности в душе человека, Платон – в мире божественных идей, Аристотель выстраивал социальные системы моральных отношений и в общественных отношениях искал основные принципы нравственности. В отдельном индивиде не может проявиться нравственность, только в обществе поведение может быть добродетелью или недобродетелью. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, на достижение справедливости. Справедливость – то, что соответствует законам, всяк, кто нарушил закон, несправедлив.

Аристотель. Старался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.