Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия пифагореизма и ее традиции в европейской философии и науке. Важнейшим философским центром в Древней Греции была школа Пифагора




Важнейшим философским центром в Древней Греции была школа Пифагора. Пифагор придавал большое значение числу. Он является основателем математики как научной дисциплины. Его философские взгляды в значительной мере обусловлены математическим представлением. Все есть число, все вещи суть числа. В числах пифагорейцы видели начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле. Объекты мысли более реальны, чем объекты чувств познания, так как числа имеют вневременную природу, то есть вечны. Это некоторая реальность, которая стоит выше реальности вещей. Получается, существует мир, который доступен интеллекту, но недоступен чувству. Он был первым, кто обозначил космос как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму. Процесс познан мира – процесс познания управляющих им чисел. Единица – основа всего ряда чисел.

Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок — прообраз общего порядка. Познать мир — значит, познать управляющие им числа. Пифагор является основателем математики, геометрии. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям — гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) — это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка — это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка — образ четырех элементов природы. Мысль о том, что все в природе подчинено определенному численному соотношению, благодаря абсолюту чисел приводила Пифагора к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей — чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение — предел и беспредельное. Предел — огонь, беспредельное — воздух. (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Пифагор исследует взаимоотноше­ния чисел. В противоположность милетским мыслителям, которые первоосновой считали воду, огонь, воздух, землю - Пифагор основой всего сущего считал числа, являющиеся фундаментом, который образует порядок во Вселенной и обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в позна­нии чисел, управляющим этим миром. Пифагор впервые поставил вопроc о значении количественной стороны окружающего мира. Пифагорейцы все числа делят на четные и нечетные.

Основные - первые 4 числа арифметического ряда- 1, 2, 3, 4. Основа всех чисел - еди­ница, которая рассматривается как четно-нечетное число. Ноль они не знали. Числа - зеркальная сущность вещей. Нечетные числа - мужские, четные - жен­ские. В геометрической интерпретации этим числам соответствуют: точка, прямая, куб, квадрат. Сумма этих основных чисел дает число 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. 10 согласно пифагорейскому учению - такое число на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями. Совершенное число 10 обозначалось в виде совершенного треуголь­ника. Математический подход к миру заключался в определении количественных отношений между реально существ. вещами. В области геометрии отношение между количе­ственно выраженной взаимосвязью и объек­тивной реальностью является наглядным. Возмож­ность мысленной манипуляции с числами (как с абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы, как самостоятельно существующие объекты. Эти числа были про­возглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действитель­ности. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества Его учение о бес­смертии души(и ее перевоплощении)строится на принципах полной подчиненности человека богам.Пифагорейское учение представляет собой в зародышевой форме соединение ин-ма с метафизическим способом мышления(одностороннее, абстрактное, эклектичное) У Пифагора нет абстракции чисел. Любое число – развивает 1.Всякое число по отношению к 1 - цифра.

Пифагорейская школа. Космология. Теория чисел. Изобретение самого термина «философия» приписывается Пифагору. Так как Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому Пифагор утверждал, что он не воплощение мудрости – мудрец (софос), а лишь любитель мудрости – любомудр (философ). В Кралоне, где он быстро завоевал популярность, создал религиозно-философскую и политическую школу – Пифагорейский союз. Пифагорейский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. После Богов следует почитать правителей, родителей, старших, а также закон. Пифагор впервые употребил слово «космос» в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания, и важную сторону – упорядоченность, симметрию, а значит и красоту. Пифагорейцы исходили из того, что «порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны, но красота макрокосмоса – Вселенной, считали Пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный прекрасно устроенный образ жизни, то есть. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. «Пифагорейский образ жизни имел космическую жизнь – перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека». Космогонию пифагорейцев можно описать: мир, слагающийся из предела и беспредельного есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте и «вдыхающая» ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середине мира находится огонь, дом Зевса, связь мира и природы. Далее идут Противо Земля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противо Земля введена как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Космические тела произошли из центрального огня и вращаются вокруг него, прикрепленные к хрустальным сферам. Планеты, в том числе и Земля, вращаются с Запада на Восток, обращенные к центральному огню всегда одной стороной, поэтому мы его не видим. Наше полушарие согревается отраженными Солнцем лучами центрального огня. Космология и вопрос представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточное вращение вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений происхождением Луны междуд Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной. Философия числа: числа трактовались как сущности, принципы и причины вещей. Аристотель писал: «Пифагор Признал математику. Начало за начало всего сущего». Пифагор, определяя число как энергию, считал, что через науку о числах открывается тайна Вселенной. Именно наука о числе может обладать ключом жизни и сути бытия. Проникая в свойства чисел, объясняя их различные сочетания, Пифагор пытался создать науку всех наук.

 

22. Философия элеатов: от диалектики стихий к диалектике понятий.

ЭЛЕАТЫ. В 6-5 вв до нэ центр духовного развития перемещается в Южную Италию. (земледельческая область). Проблема бытия: бытие есть, а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.

Крупным планом в развитии раннегреческой философии была философия элейской школы (Ксенофан, Параменид и др.). Философия элеатов представляла собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты впервые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – вода, воздух, земля, огонь, - к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие.

Ксенофан не стремился к богатству, находя богатства во внутреннем мире. Он требовал от людей трезвой деятельности согласно разуму, на пользу себе и людям. Он выступал против антропоморфизма: высмеивал богов в человеческом виде. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных.

Он полагал, что Земля появилась из моря, доказывая это тем, что в горах находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений.

Ксенофан стоял во главе монотеистов и скептиков. «Ничего нельзя знать достоверно».

Он разделил виды знания на знание по мнению (видимость, не истинное знание) и знания по истине.

Т.к. Ксенофан был еще и поэтом, он был склонен к образному мышлению, поэтому он представил Бога в виде небосвода и шара (метафора). Бог – единое, центр бытия, само бытие, недвижимое. Под Единым Богом он не имел в виду бога, отделенного от мира. Бог не тело, а мысль.

Ксенофан – основат школы, первоначалом мира считает землю, полагаю, что все рождается из земли и все в нее уходит. Отвергал антропоморфизм в отношении к богам, на самом деле Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос, придерживался позиции пантеизма. Единое – Бог, он шаровидное, неподвижное, неизменное существо, но не чувств образ, а понятийная конструкция. Мир – воплощение свойств Бога, Бог – атрибут мира. В теории познания можно отнести к сторонникам рационализма, так как по сути отрицал значение чувственного познания, считал, что чувственная данность – мир явлений, которые есть видимость. Познать сущность мира можно только мыслью.

КСЕНОФАН. 6-5 в до нэ. Поэт, философ, побывал в Южной Италии, вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множестве богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.

Ксенофан – считал, что в основе всего лежит земля, т.е. был последователем натурфилософии. Он критикует образы богов, которые придумали люди, но не отвергал Бога. Бог – единое, вечное, несотворенное и неуничтожимое начало. Бог шарообразен, это связано с его неоднородностью, с тем, что он повсюду одинаков всюду равно отстоит от центра.

Парменид принимал активное участие в политике и был признан мудрым политическим руководителем. Как было принято тогда, он написал поэму «О природе», где образно представлен путь познания в виде описания путешествия юноши к богине, к-рая открыла ему истину. В ней он провозглашает главенствующую роль разума в познании. Вслед за Ксенофаном он разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанном на чувствах, которые дают лишь видимость вещей.

Центральной идеей Парменида является соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-либо, так как без сущего, о котором оно высказывается мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем, и вы убедитесь, что это невозможно.

Бытие не возникло, оно непреходяще. Нет пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Тем самым он разграничил изменчивый мир, данный нам в восприятии, и мир единого и неподвижного бытия, открывающийся мышлению. Только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать. Мыслимо только сущее. Бытие – то, что охватывается мыслью. Поэтому думать=быть.

Парменид связывал духовный мир ч-ка с положением ч-ка и уровнем его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.

Парменид – ничто не меняется (в противоположность Гераклиту). Характеризует бытие:

1) не возникло, никогда не погибнет, имеет вневременную природу;

2) единственно, целостно, не имеет частей;

3) совершенно (закончено). Бытие – то, что охватывается мыслью, думать и быть – одно и то же. Небытия не существует так как немыслимо. Гносеология строится на том, что истина доступна только размышляя. Разум, управляя чувствами, может достичь истины. Различает понятия мнение и истина. Элейцы считаютсяся родоначальникамими рационализма, первыми подошли к понятийному отражению действительности. Противопоставлению разум и чувства.

ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 вв до нэ. Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир - вещ. Шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения.(все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение о истине, недоступной восприятиям. Учение Парменида полно ненаучных, мифологических представлений. В центре мира - богиня-правительница(или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми небесными движениями.

Параменид: Мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Развитие элейской школы в целом вело от материализма к идеализму. Парменид: Бытие, как оно существует по истине, представляет в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Мысль и предмет мысли одно и то же. Мысль – всегда мысль о предмете. Мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Мысль всегда бытие. «Небытие» - то же самое, что пустота, пустое пространство. Парменид утверждает, что небытия нет, это означает, что в мире нет пустоты, нет ничем незаполненного пространства, нет пространства отделенного от вещества. Мир – сплошная масса вещества или шаровидное тело. Существует только бытие, только сплошь заполненное веществом пространство, и это бытие сферично. Мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей. Существует только единство. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинная, а иллюзорная. Знающий бытие - знает истину.

Так Парменид пришел к парадоксальным выводам:

1) наблюдение, опирающееся на внешние чувства, показывает множественность вещей окружающего нас мира. Парменид же отрицает реальность множественности;

2) для чувств все вещи, находящиеся в мире, представляются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими и погибающими. Парменид утверждает, что это иллюзия чувств. Истинная картина мира открывается только умом. Она состоит в том, что мир не знает ни возникновения, ни гибели, Мир вечен, неизменен и неподвижен;

3) пространство, отделенное от тел, от вещества невозможно.

Зенон – представитель субъект диалектики, считал, что существует только то, что можно доказать логически. 40 апорий (неразрешенных затруднений). «Стрела» – движущееся тело не движущееся ни в том месте, где есть, ни там, где его нет, понятие движения – мнение, видимость, а не реальность. «Черепаха» – движение не истинно, самое быстрое никогда не догонит самое истинное. Его рассуждения сыграли большую роль в развитии теоретического мышления. Элеаты стали первыми серьезно анализировать мир человеческой мысли.

ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Парменида(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.(Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в определенном месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движения чувствами, а в том, можно ли мыслить движение при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бесконечность), а время из большого множества неделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики.(интересно что понятия актуально бесконечного было исключено из употребления в Г. и заменено понятием потенциально бесконечного. Признавалась бесконечная делимость величин, но не признавалась их составленность из бесконечного числа актуально данных элементов).

Зенон развил длинный ряд аргументов в защиту Парменида. Метод, примененный им в этих аргументах впоследствии дал основание Аристотелю назвать Зенона родоначальником «диалектики». Под «диалектикой» Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий. Зенон принимает – условно –

1 – что пространство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества;

2 – что мыслимо существование множества вещей, и

3 – что может быть мыслимо движение.

Если предположения ложны, то необходимо должны быть истинны противоречащие им утверждения. Утверждения Парменида истинны: пустота, множество и движение немыслимы. Например, вопрос о мыслимости пустоты, т.е. пространства, отделенного от вещества. Если мы допустим существование такого пространства, то вступает в силу следующее рассуждение. Все существующее находится где-нибудь в пространстве. Но чтобы существовать, пространство тоже должно находиться где-нибудь, т.е. существовать во втором пространстве. Это второе пространство в свою очередь должно существовать в третьем пространстве до бесконечности. Но это абсурдно. Следовательно, пространство как отдельное от вещества немыслимо. Они отрицают лишь возможность мыслить пустоту, мыслить множество и мыслить движение.

Мелисс повторяет учение Парменида. Однако он вносит в учение Парменида и Зенона важное новшество. Парменид утверждал, что мировой шар имеет конечный радиус. Напротив, Мелисс доказывал, что мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим только при условии, если радиус мира не есть величина конечная, иначе – если мир бесконечен. Мелисс говорит, что если бытие едино, то оно не должно иметь тела: «Если бы у него была толщина, то оно имело бы части и уже не было бы единым».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.