Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт




4 причины сущего: формальная (форма), материальная (материя), действующая и финальная. (Метафизика («первая философия») – исследование первых причин)

Исходя из признания объективного существования материи, он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может из чего-то возникнуть, не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Сама по себе материя пассивна, но содержит возможность возникновения многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи определенную форму. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей. Материя – своеобразная глина, поэтому необходим гончар – бог или ум-перводвигатель. Основной двигатель мира – бог – форма всех форм, вершина мироздания. Исходя из понятия причинности, Аристотель пришел к понятию о первопричине. Бог – первая причина движения, начало всех начал. По Аристотелю, бог – предмет высшего познания, т.к. все знание направлено на форму и сущность, а бог – чистая форма и первая сущность.

Категории. Бытие имеет много смыслов:

1) бытие как категория (бытие в себе)

2) бытие как акт и потенция

3) бытие как акциденция (случайное, непредвиденное)

4) бытие как истина (небытие – ложь) – тип бытия, к-рый принадлежит человеческому интеллекту.

Категории – главная группа значений бытия (высшие роды бытия): сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться.

Разработал иерархию категорий: основная – сущность, остальные – ее признаки. Упрощая, он признал основными 3: сущность, состояние, отношение.

Анализируя потенцию и акт, он ввел принцип развития: от материи к единичным формам бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, животных, человеку, обществу. Ввел категории возможности и действительности (это и есть потенция и акт).

Душа. Душа – это обладающий целеустремленностью способ регуляции организма. Это энтелехия тела (целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность). Телу присуще жизненное состояние. Это и есть душа, отражение актуальной действительности всемирного Ума. Душа различает и познает сущее, но проводит немало времени в ошибках. По Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логика. Предмет познания – бытие. Любое знание начинается с ощущений. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания явл-ся понятия, постигающие сущность вещи.

Сформулировал логические законы: з-н тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждения); з-н противоречия (не противоречь сам себе) и з-н исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано).

Этика. Добродетель – то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. Добродетели бывают интеллектуальные (мудрость, благоразумие – решающее значение) и волевые (добродетели характера). Возможность стать добродетельным осуществляется только в деятельности (творя справедливое, ч-к становится справедливым).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.