Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемная ситуация, проблема, виды проблем. Творчество как процесс постановки и решения проблем




Цель, целенаправленность, целевая мотивация, творчество как высшая форма целенаправленной деятельности

Если блоков в сети много, то мы используем алгоритм последовательной навигации по сети, в соответствии с принятой дисциплиной просмотра альтернатив. Если какой-нибудь атрибут нас не интересует, то через блок транзита Т переходим в следующий блок. Через вершину R организуются циклические маршруты.

Алгоритм внутриблоковой навигации

 

На блочных альтернативных сетях формируется только вершинные маршруты. Маршруты могут быть циклическими и ациклическими. Если возникает необходимость выбора некоторого значения атрибута aн, либо по команде из вне, либо по собственной инициативе. Алгоритм имеет зафиксированное имя атрибута А входящий в элементарный блок и в соответствии с имеющимися сведениями или же требованиями к значению атрибута осуществляется просмотр альтернатив aн..

Просмотр альтернатив в алгоритм закладывается. Если первый заход не удовлетворяет, то возвращаемся в А и рассматриваем следующие альтернативы через R.

В параллельных сетях возможны два варианта реализации формирования маршрутов в самой сети, а также параллельно идет обращение в каждом блоке альтернативы выбираются, анализируются и сохраняются только подходящие, далее к тем, у кого нет альтернатив и т.д.

Когда все подобранны идет синтез на совместимость. Если синтез совместимости не удовлетворяет, то все происходит по-новому, с учетом, конечно же, проведенного ранее анализа, то есть выбор альтернатив, которые не согласуются с уже выбранными.

Второй случай когда формируется двухуровневая схема алгоритма навигации. На нижнем уровне представлены элементарные блоки, каждый из которых имеет внутриблоковой элемент навигации. На верхнем алгоритм координации и управления. По команде с координационного элемента запускаются алгоритмы блоковые, каждый из которых в соответствии с передним из координирующих алгоритмов осуществляет поиск значения альтернатив, при нахождении они передаются координирующему алгоритму, который проводит анализ на соответствующие требования, каждой альтернативы и осуществляет проверку альтернатив на системную совместимость и см. предыдущую лекцию.


7. Основные методы творчества: классификация и характеристики

Творчество - вид деятельности, который порождает нечто новое, никогда ранее не существующее. Результат творческой деятельности направлен на удовлетворение потребностей личности, относящихся к материальной, духовной и социальной сфере.

В общей сложности существует около шестидесяти методов решения творческих задач (РТЗ):

Морфологические методы РТЗ:

· Метод «И-ИЛИ дерево» — И-ИЛИ дерево представляет собой удачный симбиоз системного и морфологического подходов к проблеме выбора цели творческой деятельности. Как известно, системное представление объекта требует, чтобы исследователь мысленно видел объект в трех аспектах: как нечто целое (систему ), как часть более общей системы (надсистемы ) и как совокупность более мелких частей (элементов, подсистем ). При этом в надсистеме следует просмотреть и все ее составные части, так или иначе связанные с нашей системой. В общем же случае, для того, чтобы не упустить из виду какую-либо немаловажную деталь системы, целесообразно строить полное И-ИЛИ дерево, включающее в себя как предметные, так и операционные компоненты.

Эвристические методы РТЗ:

· Метод фокальных объектов — метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Результативность поиска с помощью метода фокальных объектов во многом определяется «чувствительностью» к конструкциям языка, умением строить оригинальные ассоциативные цепочки. Метод предъявляет высокие требования к воображению. Метод фокальных объектов особенно аффективен при поиске новых форм проектируемого объекта. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими способами. Эффективность метода объясняется тем, что посредством специальных процедур различные знания как бы фокусируются на объекте проектирования (этим объясняется название метода). Метод фокальных объектов может быть полезен и как средство для тренировки способности к фантазии.

Семантико-лингвистические методы РТЗ:

· Метод контрольных вопросов — посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Результатом использования списков может быть целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

Алгоритмические методы РТЗ:

· Метод веполя (вещественно-полевой анализ) — в 1974 г. метод решения технических задач на структурном уровне. В качестве основы при создании метода было положено понятие «веполя», т. е. мини­мальной модели технической системы, описываемой обобщенными элементами (вещества) и связями, взаимодействиями между ними (веполи). Принято, что минимальная работоспособная техниче­ская система должна включать в себя три элемента (два вещества и одно поле или два поля и одно вещество). Суть вепольного анализа состоит в представлении технической системы, данной в условиях задачи в «вепольной» форме, и до­стройки ее до полного веполя или в манипуляциях с имеющимся веполем по заданным правилам. В настоящее время делаются попытки развить представления, используемые в рамках вепольного анализа, с целью определения закономерностей развития технических систем.

Экспертные методы РТЗ:

· Метод мозгового штурма — в 1953 году американский психолог А. Осборн предпринял попытку усовершенствовать метод «проб и ошибок». Пытаясь решить задачу этим методом, изобретатель выдвигает какую-то идею («А если сделать так?»), а затем проверяет, годится она или нет. Есть люди, которые по складу ума хорошо «генерируют» идеи, но плохо справляются с их анализом. И наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». Осборн решил разделить эти процессы. Пусть одна группа, получив задачу, только выдвигает идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа пусть только анализирует выдвинутые идеи. Один из основных недостатков мозгового штурма — отсутствие времени на глубокое осознание задачи. Кроме того, для многих людей более эффективным является процесс индивидуального творчества.

Комплексные методы РТЗ:

· Метод гирлянд ассоциаций — данный метод состоит из десяти этапов:

1) Определение синонимов объекта.

2) Выбор случайных объектов.

3) Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4) Составление перечня признаков случайных объектов. Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (минуты).

5) Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.

6) Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

7) Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

8) Выбор альтернативы. На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

9) Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

10) Выбор оптимального варианта.

Методы случайного поиска:

· Метод проб и ошибок — впервые метод проб и ошибок был описан немецким физиологом Э.Торндайком в 1898г. Метод проб и ошибок стал отправной точкой для создания разнообразных методов случайного поиска, где используется не просто перебор всех возможных вариантов, а сложная система «весовых» коэффициентов, которая позволяют отбросить неэффективные варианты уже на ранних этапах поиска.

Методы функционально-структурного исследования объектов

· Метод функционально-стоимостного анализа — методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа для решения задач повышения конкурентоспособности своей продукции.

 

 


По определению цель – это есть образ или модель предполагаемого результата. Это общее идеализированное представление результата. Это общее идеализированное представление результата, то к чему следует стремиться. Результат всегда конкретен, если цель определенна, то она должна быть в области цели либо на любой его границе.

Целевые мотивационные механизмы дают возможность в соответствии с возникающей потребностью формировать первичный образ этой потребности. Это формирование осуществляется на основе уже сформированных знаний по отношению к этой потребности.

Существует два основных направления (вида/формы) творческой деятельности.

1. Ментальная - мыслительная деятельность с помощью головы.

2. Идеальная - деятельность рук.

 
 

 


Ментальная деятельность - формирование образа, портрета, визуального представления цели творческой деятельности.

Для реализации ментальной деятельности необходимо определить что представляют собой предмет и объект потребности.

От вида потребности и ситуации зависит вид системы. Если известен объект и предмет, но ими надо завладеть - это одна задача, если что-то неизвестно - другая.

При осуществлении любой деятельности существует определенная последовательность действий:

- ментальная деятельность,

- целевая мотивация,

- материальная деятельность,

- деятельностная мотивация.

 
 

 

 


Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.

Можно сказать, что такое конечное состояние предмета потребности (информационный портрет) называется модельцели.

По существу, процесс формирования портрета за счет изменения атрибутов и их значений и есть уточнение образа, т.е. формирование конечного образа цели.

Целевая мотивация – это цель деятельности, представление образа результата деятельности, формирование Ментального Информационного Портрета (МИП).

Деятельностная мотивация – пути решения задачи, физическая реализация потребности.

 

 


 

9. Общее представление о задачах, разделение задач на творческие и нетворческие /формальный подход/

Процесс возникновения задачи укладывается в последовательность:

1. Потребность

2. Противоречие

3. Проблемная ситуация

4. Проблема

5. Задачная ситуация

6. Задача

В соответствие с жизненным циклом задачи имеем:

1. Возникновение задачи

2. Описание задачи

3. Постановка задачи

4. Решение задачи

5. Если необходимо – оптимизация задачи.

Задача по своей природе является сугубо информационным объектом. Это субъективная категория, т.е. всегда связанная с человеком, для которого возникает потребность решения задачи. Формируется некая информационная система на ментальном или реальном уровне, в рамках которой предполагается возможным получить либо идеальный (информационный) или реальный (материальный) результат.

ßРис. 9.3. Информационное представление задачи

 

После формулировки задачи, возникают вопросы о ее решении. Необходимость рассматривать вопросы компетенции решателя задач. Он должен быть компетентен, т.е. располагать совокупностью знаний и данных – информационных ресурсов, которые бы удовлетворяли требованиям необходимости и достаточности по отношению к решаемой задаче.

Задачи делятся на творческие и не творческие, если в задаче присутствует новизна, то ее можно отнести к творческой. Один из основных критериев оценки любой деятельности как творческой является новизна результата деятельности.

Существует 4 основных уровня новизны.

а) Индивидуальная новизна.

Новизна - то, что в результате творческой деятельности является новым для конкретного человека (преодоление проблем, решение задач).

б) Коллективная новизна.

Уровень коллективной новизны соотносится с уровнем той группы людей, которые занимаются одной проблемой, получают новые результаты.

Различные люди, коллективы могут решать одну и ту же проблему.

Новизна - новое решение для каждой конкретной группы людей.

в) Регионально новые.

Здесь рассматриваются территории, на которых реализуется творческая деятельность, и на которых порождаются новые результаты.

В основном учитываются национальные особенности:

- потребности,

- менталитет,

- особенности климата,

- географические особенности.

С изменением национальных и территориальных особенностей изменяются характер и форма творческой деятельности. Таким образом, на основе особенности региона, в котором получены новые результаты, порождается региональная новизна.

г) Всемирная новизна (глобальная).

В результате творческой деятельности порождается нечто никогда ранее не существовавшее в условиях земной цивилизации, Земли. Т.е. в результате имеем принципиально или существенно новое или новое во времени.

Существенно новое - появление предмета или результата творческой деятельности, которая раньше никогда не существовала.

Новое во времени - предполагает существование предмета творческой деятельности до того момента, когда его стали рассматривать.


Существует два основных направления (вида/формы) творческой деятельности.

1. Ментальная - мыслительная деятельность с помощью головы - формирование образа, портрета, визуального представления цели творческой деятельности.

Для реализации ментальной деятельности необходимо определить что представляют собой

- предмет и

- объект потребности.

2. Идеальная - деятельность рук.

При осуществлении любой деятельности существует определенная последовательность действий:

- ментальная деятельность,

- целевая мотивация,

- материальная деятельность,

- деятельностная мотивация.

Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.

Можно сказать, что такое конечное состояние предмета потребности (информационный портрет) называется модельцели.

По существу, процесс формирования портрета за счет изменения атрибутов и их значений и есть уточнение образа, т.е. формирование конечного образа цели.

При формировании портрета учитывают:

- вес атрибута (его значимость),

- точность его определения.

Это играет важную роль, т.к. изменение портрета во времени, т.е. расхождение между tk и tн b и есть противоречие, а противоречие рождает проблему, исходя из потребности.

 

В зависимости от определения Zн и Zк могут существовать различные ситуации.

Например.

1. Zн - полностью известно, т.е. полное, а Zк - не полное. Тогда рождается проблемная (задачная) ситуация.

2. Если Zн < Zк – т.е. Zн превосходит, доминирует, подчиняет и включает в себя Zк, то между Zн и Zк возникает противоречие, а ситуация в этом случае называется противоречивой.

А в зависимости от степени глубины противоречия эта ситуация может быть либо проблемной, либо задачной.

Задачная ситуация считается более простой, т.е. нет необходимости в предварительном создании проблемы.

Проблемная ситуация должна сначала конкретизироваться (после возникновения). Конкретизация происходит в основном за счет определения среды, в которой существует эта ситуация, а также за счет определения цели. Конкретизировав проблемную ситуацию, переходим к определению проблемы.

Т.о. проблема – осознанное представление ситуации.

После окончательного содержательного и вербального описания проблемы, необходимо конкретизировать проблему до уровня задачи.

Раскрытие содержания такой модели объясняет ментальные процессы, происходящие при решении творческих задач.

Творчество – процесс постановки, возникновения и решения задачи – творческая деятельность.

Любая деятельность – процесс решения задач, направленный на удовлетворение потребности.

Такая схема используется для реализации творческой деятельности, которая состоит из:

- ментальной деятельности,

- деятельности рук.

Попробуем рассмотреть две фазы реализации потребностей на одной схеме, что поможет проследить полный цикл прохождения задачи: от возникновения потребности на ментальном уровне, до постановки задачи для ее решения с помощью деятельности рук.

 


 

11. Структура творческой деятельности, основные схемы /этапы и их варианты/

Всего существует 16-18 вариантов ментальной деятельности. В структурном аспекте освящен ряд исследований и основных подходов, связанных с рассмотрением структуры психологических актов реализации творческих процессов, структуры деятельностных актов направляемых на реализацию творческой задачи.

Различают мыслительные процессы, скрытые в инженерном подходе, или, точнее будет сказано, – творческо-деятельностном процессе.

Инженерное творчество связанно с мыслительной деятельностью, это есть некое умственное творчество.

Трех актовая модель Энгельмеера включает следующие этапы (технологии творчества по П.К. Энгельмееру):

· Желание и интуицию, направленных на формирование замысла творческой задачи, здесь же рассматриваем интуитивные подходы к реализации замысла и генерируются идеи, как реализовать творческий замысел. Интуитивно–эвристический неосознанный уровень мышления.

· Знание и рассуждения. Знания для реализации идеи и анализа знаний методом рассуждений. Результатом осмысления являются планы, схемы, практических действий. То есть второй акт связан с ментальной реализацией замысла и идеи, причем она должна удовлетворять требования необходимости и достаточности. Знания рассматриваются на уровне осознания, и может быть сопоставлен с уровнем логического мышления трех уровневой модели, уровень неосознанного мышления.

· Умение — акт умения выполнения практического выполнения творческой задачи. Он не требует творческих усилий. И является воплощением замысла опытным специалистом с полной гарантией в достижении успеха. Сопоставляется с уровнем автоматного или точнее сказать исполнительского мышления трех уровневой модели.

Модель технологии творчества по Пономареву (советский психолог):

· Бессознательная работа – связанная с работой интуитивно – эвристического сверхсознания, на поиск идей разрешения творческой задачи. Ментальная работ над творческой задачей и инкубация основных направлений - идей процесса решения творческой задачи.

· Переход от бессознательного в сознательное - рассматривается как озарение \ вдохновение. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения творческой задачи, в первичном варианте идея поступает в гипотетической форме как некая гипотеза, оформляющаяся в некоторое решение.

· Сознательная работа - на сознательном уровне происходит развитие и конкретизация поступающей идеи, окончательное развитие и доработка идей до конкретной схемы реализации. Сознательная работа (уровень логического мышления) особый вид деятельности как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

Итак, итогом служит выделение уровней:

- бессознательного;

- осознанного;

- сверхсознания.

Творческий процесс реализуется на уровне информационного взаимодействия сознания и сверхсознания, между логическим и интуитивно – эвристическим уровнями мышления.

 


 

12. Гипотеза, её назначение и функции в творческой деятельности; виды гипотез

 

Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.

Структурно идея включает:

1) Формулировку (постановку).

2) Цели перед человеком и способы ее достижения.

3) Идея - форма разрешения противоречия между проблемной ситуацией и экспертом, который должен ее решить.

Основная функция идеи - достижение синтеза знаний.

При формировании гипотезы и ее подтверждения необходимы и целевая и деятельностная мотивации. Только в том случае, когда человек уже сформировал ментальный информационный портрет, у него возникают идеи решения проблемы, и он выдвигает гипотезы, одна из которых становится правильной.

Гипотеза - основание, предположение. Есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза - как форма творческого поиска. Гипотеза может быть предположением о свойствах и структуре объекта, либо о способе, программе деятельности, направленном на разрешение противоречия. Гипотеза выступает как форма развития знаний, как форма творческого поиска, как способ разрешения возникающих противоречий.

В процессе познания важным является момент, когда обращение к гипотезе необходимо и неизбежно, т.е. когда без выдвижения гипотезы дальнейшее познание невозможно. Это и есть функция гипотезы. Таким моментом является проблемная ситуация, обострение проблемы до максимального противоречия.

Четко определенная деятельностная мотивация помогает подтвердить выдвинутую гипотезу в практической деятельности, а другие доказательно опровергнуть. После чего выдвижение версий прекращается, дискуссии все закрываются и творческий поиск по данной проблеме завершается.


13. Концептуальная метамодель творческой задачи и её стратифицированный анализ

Задача – это некоторый объект, устанавливающий связь между извсетным инеизвестным, причем неизвестное может быть найдено, но не определено.

<А>

Sр - среда существования задачи.

Z р – цель.

C р – условия.

J р - исходные данные задачи.

Выражение <А> возникает в результате цепочки:

Потребность –Ситуация—Проблема—Задача

 

На рис. 1 изображена некоторая область существования идеального результата. Если мы это означили, то проблема переходит в класс задач.

Существует также кообласть определения результата или область исходных данных Jp, и определены условия, при которых такое отображение возможно, необходимо и доступно.

ßРис. 1. Область существования идеального результата и кообласть определения результата

 

Для такого случая имеем:

Дано:

Определить: Rр=?

Анализируя каждый компонент кортежа, можно рассмотреть их более подробно.

Раскроем содержание среды существования задачи Sр.

 


Sj - функция,

Sm - морфологическая модель,

Sw - организационная модель,

eS - система отображения.

Первые три компоненты определяют три инварианта структуры объекта, т.е. задача существует в целостном объекте либо в его инварианте, либо в их комбинации.

Раскроем содержание условий С р.

<2>

 

Мр – метод решения задачи, это необходимое условие для каждой задачи. Его нужно формализовать и привести к некоторому набору действий – алгоритм Ар. Если алгоритм известен, то задача практически решена. оставляем план решения задачи и затем ее решаем на основе Мр и Ар и составляем программу решения задачи Рр .

Но решая задачу нам подходит не каждый результат ее решения. Поэтому вводится показатель адекватности (релевантности результата) - Гр.

Выражения <1> и <2> по существу являются концептуальной моделью задачи.

Т.О. можно раскрыть все элементы каждого кортежа.

 

Информационное представление задачи:

 

<*>

 

 

Ip – информационный портрет

 

<**>
<*> и <**> - это представление концептуальной модели задачи для ее информационных портретов.

 

I определяется через кортеж, который включает два элемента:

<3>


Dp – данные,

Knp- знания.

При необходимости можно идти и дальше, расщепляя на компоненты знания и т.д.

Показатель качества определяется двумя факторами:

<4>

 

Qpwr –показатель результата качества,

Ef pr – эффективность результата.

 

В соответствии с выражениями <1>, <2>, <3>,<4> имеем расширенный вариант концептуальной модели задачи.

Т.о. определили достаточный объем концептуальной модели для описания и исследования задач.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.