Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. И инженерной деятельности




Б 0-65

Уфа 2008

Учебное пособие

И инженерной деятельности

Философия техники

И.М.Орешников

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

TENV ДВИГАТЕЛИ

КРЫЛЬЧАТКИ

УСТАНОВКА НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Впускной направляющий аппарат необходимо надежно закрепить на осевом вентиляторе.

 

 

Стандартные крыльчатки производятся из литого алюминия, подходящего для использования при температуре 350 0С (400 0С в течение короткого периода) и отвечают требованиям стандартной коммерческой категории G6.3.

 

 

 

Полностью закрытый невентилируемый (TENV) электродвигатель – охлаждаемый воздушным потоком по поверхности двигателя – устанавливается на осевых вентиляторах с прямым приводом (SL) и (SS).

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 130.2:62

ББК 87

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия

 

Рецензенты:

Кафедра философии Уфимского государственного авиационного технического университета (зав. кафедрой доктор философских наук, профессор Файзуллин Ф.С.)

Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета А.В.Лукьянов

 

 

Орешников И.М.

0-65 Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008 - 109 с.

ISBN 978-5-7831-0823-5

В учебном пособии рассматриваются крайне актуальные и недостаточно разработанные философские проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Большое внимание уделено освещению вопросов гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования.

Важно подчеркнуть, что проблемы техники, технологии и инженерной деятельности рассматриваются в свете гуманитарной культуры.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и соискателей технических специальностей, также оно может быть полезным для преподавателей вузов, научных и инженерно-технических работников.

 

 

УДК 130.2:62

ББК 87

 

ISBN 978-5-7831-0823-5 ©Уфимский государственный

нефтяной технический

университет, 2008

©Орешников И.М.,2008

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………4

Глава 1. Философия техники……………………………….....6

1.1. Философия техники, ее предмет и круг проблем……………………6

1.2. Сущность и виды техники. Связь техники с

наукой и технологией………………………………………………...10

1.3.Генезис и развитие техники. Технические и

технологические революции…………………………………………17

1.4.Место и роль техники и технологии в современном

обществе.……………………………………………………………….24

1.5.Техницистская, антитехницистская и

диалектико-гуманистическая философия

техники…………………………………………………….…………. 29

Глава 2. Философия инженерной

деятельности……………………………………….36

2.1.Кто такой инженер сегодня? Специфика инженерной

деятельности……………………………………………………………36

2.2.Инженерное мышление и творчество………………………………...40

2.3.Возникновение инженерии как профессии

и основные исторические этапы развития

инженерной деятельности……………………………………………..45

2.4.Технические науки, их своеобразие и значение

для развития техники и инженерии…………………………………...50

2.5.Место и роль научно-технических специалистов

в современном обществе……………………………………………….55

Глава 3. Техника, технология и инженерная

деятельность в свете

гуманитарной культуры………………………….62

3.1.Глобальный кризис техногенной цивилизации

и гуманистический путь выхода из него………………………….….62

3.2.Человек и техника. Не грозит ли ему

антропологическая катастрофа?..........................................................72

3.3. Гуманитарная культура против сциентизма

и техницизма…..………………………………………………………78

3.4. Гуманитаризация науки, техники, технологии и

инженерии. Этика ученого и этика инженера………………………81

3.5.Гуманитаризация высшей технической

школы и инженерного образования – веление времени…………….89

Заключение……………………………………………………………102

Список литературы……………………………………………………….105

На радость нам или на горе техника,

созданная человеком, стала главным

фактором изменений на Земле.

 

А.Печчеи

 

 

В начале ХХI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.

Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.

Короче говоря, современное человечество оказалось перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологической и антропологической катастроф, самому его существованию и жизни на Земле. Другими словами, оно переживает переломный период в своем развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской, техницистской и природопокорительной парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. В этой связи думается, что лишь гуманитарно-культурная парадигма способна спасти человечество от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма и пр. Именно данная парадигма, считающая человека не просто «фактором», а высшей ценностью и целью общественного развития, противостоит крайнему прагматизму, сциентизму, техницизму, всему антигуманному и бездуховному. В силу этого автор убежден в том, что гуманизация современной техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности и высшей технической школы – веление времени и важная составляющая названной парадигмы. А поэтому гуманитарная, в том числе и философская подготовка специалистов технического профиля, подлинных инженеров должна рассматриваться не только как важнейший критерий их интеллигентности, но и их истинного профессионализма и компетентности.

Уместно подчеркнуть, что в различных странах мира (США, Германии, Японии и др.) в технических университетах читаются обязательные курсы по философским проблемам техники и технологии. Это необходимо практиковать и в технических вузах России.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются прежде всего наиболее актуальные, сложные и дискуссионные философские вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.

Итак, уважаемый читатель, приглашаем Вас поразмышлять над данными вопросами.

Хочется надеяться, что серьезное ознакомление с содержанием предлагаемой работы будет способствовать формированию и развитию у студентов и аспирантов технического вуза гуманитарной, философской составляющей их профессиональной культуры.

 

Глава 1. Философия техники

В самом злом плену у техники,

однако, мы оказываемся тогда, когда

усматриваем в ней что-то

нейтральное, такое представление, в

наши дни особенно распространённое,

делает нас совершенно слепыми к

её существу.

 

М. Хайдеггер

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.