Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Вопросы для дискуссионного обсуждения




Вопросы для дискуссионного обсуждения

Каковы теоретические основания для формирования концепции идеологии А.Грамши и Л.Альтюссера?

Согласны ли вы с К.Марксом, что базис первичен по отношению к надстройке? Обоснуйте свое мнение.

Согласны ли вы с Марксом, что наука носит идеологический характер? Обоснуйте на примере науки социологии.

Какое место занимают коммуникации в системе идеологии?

Что общего и в чем различия концепции идеологии Антонио Грамши и Луи Альтюссера?

Согласитесь ли Вы, что идеология проявляется в религии и образовании? Докажите на примерах из личного опыта. Попробуйте обнаружить идеологию в различных сторонах общественной жизни (СМК, религии, образовании, спорте, экономике). Дайте обоснование.

Что такое «индустрия культуры»? Поясните на примерах.

В чем принципиальное отличие концепций А.Грамши и Л.Альтюссера от взглядов представителей Франкфуртской школы?

Какие сильные и слабые стороны можно увидеть в работах последователей К. Маркса?

С помощью каких способов современные медиа обеспечивают согласие в российском обществе?

Какие, на ваш взгляд, тенденции в современных СМИ можно подвергнуть критике в духе неомарксистских рассуждений?

Тематика рефератов и эссе

Идеология как ложное сознание: взгляды родоначальников критической парадигмы.

Концепция гегемонии А.Грамши.

Структуралистский подход к идеологии и массовой коммуникации Луи Альтюссера.

Управление обществом посредством «индустрии культуры»: подход Т.Адорно и М.Хоркхаймера.

Критические концепции коммуникации Герберта Маркузе и Чарльза Райта Миллса.

Взгляды Н.Постмана на современное телевидение.

· Найдите конкретные подтверждения идей неомарксистов о негативной роли средств массовой коммуникации в современном российском обществе.

· Журналист (ведущий рубрики «Однако» на «Первом») М.Леонтьев в одном из интервью сказал:

- Всякое телевидение – инструмент идеологии, а не обсуждения народных масс и их информационных потребностей. Главное, чтобы уши заказчика не торчали. Зрителем надо манипулировать изящно и тонко.

Выразите свое отношение к позиции журналиста. Согласитесь с мнением, что телевидение должно использоваться как средство манипуляции над массами?

· Проанализируйте с позиции критической парадигмы советскую прессу. Попробуйте найти идеологические технологии Дж.Б.Томпсона в материалах современных СМИ.

· Сравните концепцию Т.Адорно с представлениями об эволюционном развитии конфликта между потребителем и производителем в работе по маркетингу (См. дополнительную литературу к данному семинару).

· Сравните позицию о роли институтов гражданского общества в учебниках по теории управления с позицией А.Грамши.

 

Игра «Дуэль» для закрепления материала, изученного в рамках семинара 3 и семинара 4.

1. Разбить студентов на 2 подгруппы – «неомарксистов» и «системно-структурников».

2. Представить следующее задание: сформулировать как можно больше аргументов, доводов, примеров в пользу своей парадигмы.

3. Дать время на подготовку (около 15 минут).

4. Поочередно заслушать доводы, примеры, аргументы каждой из сторон. При этом роль преподавателя. Засчитывать только хорошо продуманные, обоснованные тезисы.

5. Выигрывает та команда, у которой аргументов окажется больше, соответственно, чье слово в дуэли будет последним.

Всем членам победившей команды присуждаются дополнительные баллы (применение рейтинговой системы осуществляется согласно «Положению о рейтинговой системе оценки знаний студентов в КГТУ»).

 

Формы контроля: семинар, практикум, игра.

Основная литература

Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - Казань: КГУ, 1997. – 407 с. (См статьи: Гегемония, Грамши А., Франкфуртская школа, Потребления общество, Соссюр Ф., Идеология, Идеологический аппарат).

Беннет, Т. Политика «популярного» / Т. Беннет // Контексты современности 2: Хрестоматия. – Казань: АБАК, 1998. – C.33-36.

Беннетт, Т. Теории медиа, теории общества / Т. Беннетт // Контексты современности 2: хрестоматия. – Казань: АБАК, 1998. – C. 24-29.

Маркузе, Г. Одномерный человек /Г. Маркузе // Американская социологическая мысль: тексты; под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.

Тузиков, А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа / А.Р. Тузиков. - М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. – 290 с.

Фезэрстоун, М. Культурная продукция, потребление и развитие культурной сферы/ М.Фезэрстоун // Контексты современности 2: Хрестоматия. - Казань: АБАК, 1998. – C. 29-33.

Дополнительная литература

Иванов, В.Н. Социология сегодня. Опыт и проблемы соц. исследования / В.Н. Иванов. - М.: Наука, 1989. – 175 с. (Гл.4)

Иванчук, Н.В. Технологии зла в манипулятивной деятельности / Н.В. Иванчук. - Екатеринбург, 2000. – 195 с.

Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального обществ / Г. Маркузе. (WWW.I-U.RU)

Миллс, Ч. Социологическое воображение/ Ч. Миллс; пер. с англ. О.А. Оберемко; под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина. - М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. – 264 с.

Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. - М.: «Аванти плюс», 2003. – 428 с.

Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма-Инфа-Я, 1999. – 666с.

Современная западная социология: словарь // сост. Ю.И. Давыдов и др. - М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В. Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.

Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 560 с. (Гл. 22)

Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для Вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с. (Ч.2)

Шамхалов, Ф. Основы теории государственного управления / Ф. Шамхалов. - М.: ЗАО «Изд-во экономики», 2003. – 518 с. (Гл.2 Гражданское общество)

Семинар 5. Журналистика и общественное мнение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.