Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Тематика рефератов и эссе




Тематика рефератов и эссе

Вопросы и темы для дискуссионного обсуждения

Сравните теоретико-методологические основания контент-анализа и семиотического анализа.

Что влияет на процессы кодирования и декодирования текстов СМК?

Оцените область применения и возможную предметную сферу анализа для семиологических концепций. Приведите примеры.

Что такое нарратив?

Примените концепцию Р.Барта к современной социально-политической ситуации в коммуникационной сфере России.

Какие стратегии конструирования в СМК выделяет Ван Дайк?

В чем преимущества и недостатки семиологического подхода?

Репрезентативны ли данные, полученные в ходе такого анализа?

Истоки семиотики как науки о знаках.

Ф.Соссюр и Ч.С.Пирс как основатели семиологии.

Социологический подход к проблеме значения и знака.

Типы и организация знаков и знаковых систем.

Структура мифа в семиологии по Р.Барту.

Понятие «бинарные оппозиции» и концепция Леви-Строса.

Деконструктивистский подход к коммуникации Ж.Деррида.

Постструктуралистская концепция Ж.Делеза.

Концепция о символическом конструировании в средствах массовой коммуникации Дж. Т. Томпсона.

Дискурсивные характеристики СМИ С.Холла.

Стратегии поляризации в СМИ Ван Дайка.

· Прочитайте фрагмент статьи и определите, что позволяет рассматривать данного автора в семиологической перспективе.

«…Если свести все образы многочисленных военных конфликтов в один цельный обобщенный образ, то этот сверхобраз будет иметь сложную многоуровневую структуру. На наш взгляд, в этой структуре для удобства рассмотрения целесообразно выделить три основных уровня:

1) мега-, 2) макро- и 3) микро-. Первый уровень - мегаобразный - имеет нарративный характер. Природа соответствующих образов мифологична и наиболее сходна со структурой сказок, выявленной в структурно-семиотических анализах. Назовем эти нарративы легендами и выделим в них два основных вида: "обыкновенная война" и "странная война". Легенда обыкновенной войны может быть представлена в двух основных вариантах - как "праведная" и как "неправедная" война. Легенда о праведной войне является базовой, ее классическая структура раскрывается на уровне макрообразов - это борьба добра со злом. Зло начинает (или провоцирует) войну, но после всех перипетий добро победит. "Добро" на макроуровне представлено образом героя", а "зло", соответственно, -"образом врага", или в более обобщенном виде "антигероя". Вся война - это борьба "героя" с "антигероем". "Антигерой" - инициатор войны, и вся ответственность за нее лежит на нем. Он сам "плохой" и все, что он делает - "плохо". Другое дело "герой". По законам легенды, он завершит войну победой над "антигероем". В отношении войн прошедших (например, Великой Отечественной войны) эта схема наполняется конкретным содержанием. Что касается войн идущих или будущих, то в этом случае "легенда" выступает в качестве "сценария" дальнейшего хода событий. Здесь главное- распределить роли "героев" и "антигероев". По сути, утверждением в информационном пространстве нужных сценариев и занимается пропаганда в ходе военных конфликтов. Сторона "героя", в свою очередь, представлена целой когортой субобразов. Среди них можно выделить "образ солдата", "офицера", "военачальника", "труженика тыла" и т.д. Кроме того, "герой" может быть расширен до "образа армии", "высшего военного и/или политического руководства", отдельных социальных групп или "воинских частей". Рядом с "героем" стоит и "образ союзника". Заданное в нарративе отношение к "союзнику" можно охарактеризовать как слегка ироническое. Это не он "герой", поэтому он не может сравниваться с главным действующим лицом в доблести. В противном случае он может стать "согероем" и разделить лавры окончательной победы над "врагом". По своей роли "союзник" неловок, порой хитроват, часто же он просто мешается под ногами, нарывается на неприятности, и "главному герою" приходится его выручать. В лучшем случае "союзник" получает статус "хорошего помощника". Союзником считается и перебежчик со стороны "врага", его статус завышается очень высоко. Легкость присвоения "перебежчику" статуса "согероя", а порой и "сверхгероя" не случайна. Из-за своего двусмысленного положения он не может играть самостоятельную роль, он может быть только "плюсом" к "герою". "Перебежчик" не мыслится без "героя" и не может быть равен ему еще и потому, что самим фактом своего действия, своей роли, он изначально признает первенство "героя". Кроме того, как модель поведения, представленная в СМИ, роль "перебежчика" должна привлекать всех, кто примет ее, своим высоким статусом и подчеркнуто почетным отношением, а не отпугивать моральным ущербом и клеймом "предателя". Аналогичной системой образов представлена и категория "антигероя". Главное место в этой системе занимает "образ врага", именно он выступает основным противником "героя". По "легенде", "враг" - само олицетворение зла, поэтому часто изображается в виде образов архетипического характера "дьявола", "зверя", "дракона" и прочих мифологических чудовищ...» (Бурганова, Л.А. Реконструирование образа военного конфликта (по материалам СМИ) /Л.А.Бурганова, П.А.Корнилов // Социс. - 2003. - № 6. - С.56-63.).

· Проанализируйте телевизионный рекламный ролик с точки зрения семиотики и дискурсивного анализа. Для этого сделайте транскрибирование текста, записав в два столбца «синхронно» видео- и аудио-образы. Затем попытайтесь выявить систему означающее-означаемое, бинарные оппозиции, денотации и коннотации и т.п.

Формы контроля: семинар, практикум.

Основная литература

Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – Казань: КГУ, 1997. – 407 с. (Смотри статьи: Денотация, Дискурс, Миф, Семиотика)

Бурганова, Л.А. Постмодернистская социология: учебное пособие / Л.А. Бурганова. - Казань: КГТУ, 2004. – 118 с.

Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика /Н.Б. Мечковская. - М.: Аспект Пресс, 1994. – 207 с.

Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В.Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.

Тузиков, А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа /А.Р.Тузиков. - М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. – 290 с.

Дополнительная литература

Басин, Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли) / Е.Я. Басин. - М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. - 240 с.

Барт, Р. Избранные работы / Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989 - 616 с.

Бергер, А. Нарративы в массовой культуре, средствах массовой информации и повседневной жизни / А. Бергер // Контексты современности 2: хрестоматия. - Казань: АБАК, 1998. – C.13-24.

Конецкая, В.П. Социология коммуникаций // В.П. Конецкая. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

Коновалова, Ж.Ф. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре / Ж.Ф.Коновалова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. – 300 с.

Корнилов, П.А. Конструирование образа военного конфликта средствами массовой информации: социологический анализ: дис. … канд. соц. н-к / П.А. Корнилов. - Казань: КГТУ, 2002. - 208 с.

Майнхоф, У. Дискурс / У. Майнхоф // Контексты современности 2: хрестоматия. – Казань: АБАК, 1998. – C.11-13.

Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество / М.М. Назаров. - М.: «Аванти плюс», 2003. – 428 с.

Рекламный текст: семиотика и лингвистика / под. ред. Ю.К.Пироговой, П.А.Паршина. - М.: Академический проект, 2000.

Семиотика: антология / под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Академический проект, 1998 (См. статьи следующих авторов: В.Пропп, К.Бремон, Ч.С.Пирс, Ж.Пиаже, Р.Барт, К.Леви-Строс и др.).

 

Семинар 7. Управление массовой коммуникацией: журналистские принципы отбора новостей

(организационный подход)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.