КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности психологической диагностики осужденных, представляемых к переводу в колонию-поседение
При переводе осужденного на другой вид режима в КП необходимо учитывать адаптационные особенности осужденного, его мотивацию и склонности к различным видам деструктивного поведения, которое может проявиться в условиях меньшего контроля. Успех социальной адаптации осужденного зависит от социального статуса осужденного, его возраста, социального положения, наличия семьи и детей, профессии и др. При этом, чем более богатый опыт социальных контактов и взаимодействия с различными социальными институтами имел на свободе, тем легче ему использовать этот опыт при отбывании наказания в колонии-поселении. Психологическому изучению осужденного при изменении вида режима отбывания наказания подлежат те свойства и качества личности, которые определяют его готовность к соблюдению требований установленного порядка отбывания наказания, либо наоборот, выражают склонности к нарушениям этих требований или к совершенствованию преступлений. Значимыми являются: - отношение осужденного к различным видам полезной деятельности, осуществление которых является обязательным или добровольным; имеющиеся у него для этого умения, способности, социальные навыки и психофизиологические возможности; - отношение к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания; - отношение к другим осужденным; - отношение к субкультуре среды осужденных; - отношение к возможностям смягчения наказания вплоть до условно-досрочного освобождения, которые можно реализовать посредством добросовестного выполнения обязанностей и проявления полезной инициативы. Важное значение имеет уголовно-правовая установка осужденного: следует ли он преступным установкам, мотивирован ли на труд, собирается ли придерживаться социальных норм. Оценивается наличие склонности к употреблению психоактивных веществ. По результатам обследования психолог составляет психологическое заключение, с которым знакомит сотрудников заинтересованных служб. В колониях-поселениях отбывают наказание, среди прочих, осужденные из числа положительно характеризующихся, однако осужденные за тяжкие преступления, или длительное время отбывавшие наказание в ИУ в несравнимо более суровых с точки зрения режима условиях. При переводе в колонию-поселение контрастное изменение вида режима, когда отсутствует охрана и практически нет надзора, приводит к тому, что многие, убедившись в безнаказанности, систематически нарушают режим и совершают преступления. Нельзя абстрагироваться от влияния факторов психологических, особенно ярко проявляющихся в первоначальный период нахождения осужденных в колонии-поселении. По результатам исследований, большинство осужденных совершают побег из КП именно в этот период. Особого внимания при переводе в колонию-поселение заслуживают осужденные, имеющие: - возраст до 26 лет (для молодежного возраста характерно нестабильное, непоследовательное поведение, стремление к острым ощущениям, незрелость в принятии решений, подверженность криминальной романтике, анализ статистики побегов свидетельствует о том, что большинство осужденных относится именно к этой возрастной группе); - высокий уровень криминальной зараженности; - психические аномалии личности (психопатия, олигофрения, алкогольная или наркотическая зависимость, органическое поражение головного мозга), наличие черепно-мозговой травмы; - попытки аутоагрессивного поведения в анамнезе; - импульсивность; - низкую стрессоустойчивость; - слабый самоконтроль; - повышенную агрессивность; - отсутствие близких родственников; - несформированность планов на будущее; - отсутствие постоянного места жительства до ареста (бомж). Изучение причин и обстоятельств побегов показало, что наиболее распространенными мотивами их совершения являются: намерение просто «побывать на свободе», трудное положение семьи и желание повидать родственников, месть потерпевшим и свидетелям, влияние соучастников, межличностные и групповые конфликты среди осужденных. Тщательное изучение личности осуждённых позволяет выявить такие личностные черты, особенности их взаимоотношений с другими осуждёнными, администрацией, родственниками, которые могут способствовать совершению побега. Приложение 1. Материалы для проведения бесед психолога с вновь прибывшими осужденными в карантине о задачах психологической службы в исправительном учреждении. Психология – это наука о том, что нам наиболее близко и интересно – о людях, то есть о нас самих, наука о самом сложном из того, что сегодня известно человеку. Психология – эта сфера знаний, в которой, как кажется, сведущ каждый человек. Психология как наука существует немногим более ста лет и изучает закономерности внутреннего мира и поведения человека. Каждый из нас в определённой мере психолог, ибо нам приходится учитывать особенности людей при решении многих жизненно важных вопросов: выбор друзей, женитьба, одалживание денег, разрешение конфликта в коллективе и т.п. Однако наши знания зачастую носят интуитивный, житейский характер. Чтобы повысить эффективность принимаемых людьми решений, следует консультироваться у специалистов по человеческим отношениям – психологов. В исправительных учреждениях создана психологическая служба, сотрудники которой предоставляют различные услуги по оказанию психологической помощи. Это, прежде всего, индивидуальное психологическое консультирование, когда вы можете обратиться к психологу с любой ситуацией, которая вызывает у вас затруднение. Это занятия в группе, которые мы называем социально-психологическим тренингом. Принимая участие в тренингах, вы получите для себя много полезной информации, научитесь правильно реагировать на различные ситуации, которые будут возникать у вас в процессе нахождения в учреждении, а в последствии и на свободе. Существует психологическая диагностика, которая является обязательной процедурой и направлена на изучение ваших особенностей, с целью дальнейшего оказания вам целенаправленной психологической помощи. Различные тестовые методики, которые используют психологи, позволяют больше узнавать о себе и, следовательно, что-то менять. Психолог – это доктор человеческих душ. Если у Вас заболело сердце, живот или голова, Вы обращаетесь к врачу. Когда же разладились отношения в семье, вот-вот порвутся отношения с другом и трения на работе, если всколыхнулась и заболела душа – Вам поможет психолог. Зачем вообще создавалась психологическая служба в местах лишения свободы? Во-первых, с человеком, попавшим в ИУ, происходят достаточно серьезные личностные изменения. Самым важным для него становится максимально быстрое приспособление к новым условиям жизни, новой системе взаимоотношений, усвоение новых правил и требований. Естественно, что такие резкие изменения не проходят для человека бесследно. Отсюда и первая задача психолога – помочь человеку адаптироваться и принять случившиеся с ним изменения. Во-вторых, у человека, находящегося в ИУ, гораздо меньше возможностей влиять на свою жизнь: он уже не может побыть в одиночестве, когда ему этого хочется, пообщаться с близкими, когда ему это необходимо. В связи с наличием постоянно неудовлетворенных потребностей человек испытывает негативные психические состояния: раздраженность, грусть, безысходность и т.д. Вторая задача психолога – помочь осужденному справиться с отрицательными эмоциями. Часто люди, находящиеся в ИУ, жалуются на конфликтные отношения с родственниками. Здесь у них есть возможность с помощью специалиста разрешить имеющиеся разногласия и построить более открытые и доверительные отношения с родителями, мужьями/женами, детьми. В случае возникновения личных проблем Вам поможет индивидуальная консультация психолога. Консультации проводятся по следующим вопросам: - сниженный фон настроения, депрессивное состояние; - конфликтные ситуации; - оказание помощи в кризисной ситуации; - взаимоотношения родителей с детьми; - взаимоотношения между супругами; - психологическая помощь при разводах; - взаимоотношения между поколениями; - развитие личности; - профилактика алкогольной или наркотической зависимостей; - низкая самооценка; - обучение приемам саморегуляции, самоконтроля; - высокий уровень напряжения, тревоги; - снятие психической напряженности; - оказание помощи при освобождении из исправительного учреждения; - подготовка к жизни на свободе; - определение необходимости в переводе из одного отряда в другой (конфликтные отношения в отряде) и т.д. Все беседы с психологом носят конфиденциальный характер. Среди людей, не сталкивавшихся с психологами, часто встречаются ошибочные представления о людях этой профессии. Иллюзорное восприятие вообще свойственно человеку. Живя в мире иллюзий, становится как-то легче, снимается тяжелый груз повседневных забот и переживаний. Только у кого-то их больше, а у кого-то - меньше. Обобщая опыт работы, можно выделить мифы о психологах, бытующие в восприятии других.
Приложение 2.
Примерный перечень вопросов для интервью с осужденным
1. Ваша фамилия, имя, отчество, возраст. 2. Как проходило Ваше детство, с кем из близких родственников Вы жили, находились ли родители в разводе, кто больше занимался Вашим воспитанием, есть ли у Вас братья, сестры и как складывались отношения с ними. Часто ли возникали конфликты или скандалы в семье. Сопровождалось ли воспитание в семье, или в учреждениях, где Вы обучались, применением к Вам физического насилия. Испытывали ли Вы в детстве недостатки в питании, игрушках, в одежде, книгах, в друзьях, во внимании со стороны окружающих, в теплых отношениях со стороны близких. 3. Каков уровень Вашего образования, как Вы учились в школе, допускали ли прогулы учебных занятий, оставались ли на второй год, делали ли перерывы в обучении. Возникали ли конфликты с учителем, часто ли ссорились со своими одноклассниками. 4. Убегали ли Вы когда-нибудь из дома, учебного заведения. Имеете ли опыт бродяжничества, состояли ли в инспекции по делам несовершеннолетних (если состояли, то с какого возраста Вас поставили на учет и в связи с чем). 5. Ваше семейное положение, менялось ли оно. Есть ли вас дети и сколько. Поддерживаете ли Вы в настоящее время тесные отношения со своими родственниками. 6. Ваша трудовая биография. Последнее место работы, как часто менялись места работы, имеется ли специальность и какой общий стаж работы по специальности. 7. Злоупотребление алкоголем (Ваше и Ваших родителей). С какого возраста вы стали употреблять алкогольные напитки, употребляли ли когда-нибудь наркотики (если употребляли, то какие и каким способом). 8. Были ли у Вас и Ваших ближайших родственников в прошлом попытки самоубийства, членовредительства (если да, то с каким событиями это было связано). 9. Были ли в Вашем окружении судимые родственники, и отбывает ли из них кто-нибудь наказание сейчас. 10. Какие у Вас есть заболевания, были ли черепно-мозговые травмы и лечились ли Вы по поводу ЧМТ в стационаре. 11. Считаете ли Вы себя верующим человеком (какого вероисповедания придерживаетесь, соблюдаете ли религиозные традиции, обряды). 12. Какая у Вас по счету судимость, по каким статьям Вы осуждались ранее. 13. Последнее преступление совершили в одиночку или в группе. В каком состоянии совершено преступление. Проходили ли судебно-психиатрическую экспертизу. 14. Сопровождалось ли для Вас пребывание в местах лишения свободы сильными эмоциональными переживаниями.
Приложение 3
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 3073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |