КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. ОРФОЭПИЯ 3 страница
Пользуясь таблицей №3, запишите транскрипцию слов; произнесите их вслух. Едкий, ель, ересь, съел, наехал, егерь, ёлка, ёмко, ёрзал, ёжусь, ёршик, ружье, сырьё, нытьё, ёмкий, наём, твоё, ничьё, наёмный, поёт, забытьё, пьёт; Моя, як, яркий, яма, Яна, ярко, рьяно, якал, бурьян, дьявол, фаянс, якорь, ничья, Лукъян, паяц, сиял, твоя; пьют, Юра, Юрмала, вьюн, вьюга, льют, навью, юный, поют. Задание №2. Проспрягайте глаголы, обратите внимание на произношение йотированных звуков после гласных, мягкого разделительного знака, в начале слова. Ездить, ехать, ёжиться, явствовать, якать; Пить, лить, сновать, петь, ковать, кроить, поить, доить. Рекомендация №9. Безударные йотированные звуки, обозначаемые на письме буквами Е, Я, произносите с учетом позиции их в слове: в предударных слогах как / ЙИе /, в предпредударных и заударных как /ЙЪ /. едва / йиедва' / янтарь / йиента'рь / реет / р’э'йът / реять / р’э'йът’ / Задание №1. Произнесите слова, следите за звучанием йотированных звуков в разных позициях. Ермолка, ездок, Егор, Евсей, егоза, ежовый, еловый, ералаш, енотовый, Елена, Евгений, суета; Ядро, ярлык, язык, наяву, поясок, уясни, яровой, языковой, янтарь, поясница, сеять, реять, блеять, русская, новая, маленькая, всякая, любимая, прямая, идея. Задание №2. Проспрягайте глаголы, обратите внимание на произношение йотированных гласных звуков. Знать, предсказывать, заострять, характеризовать, рисовать, шагать, баловать, озорничать, экипировать, пломбировать, забывать, бросать, считать, заставлять, следовать, предлагать, восхвалять, высказывать, проверять, сталкивать, появляться, переплетать, идеализировать. Задание №3. С помощью суффикса -ЕЦ-, образуйте от данных слов существительные со значением лица. Произнесите их, памятуя о том, что йотированный звук находится в заударной позиции. Гвинея, Корея, Индия, студия, Чили, партия, гвардия, армия.
Задание №4. Прочитайте предложения, точно произнося звуки в выделенных словах.
1. Заснул Евсей, Захрапел Евсей, Только слышен храп По квартире всей. Мы его будили, В барабаны били, Ему кричали все: – Вставай, Евсей! А Евсей и не слыхал - Так крепко спал. / Ю.Владимиров /
2. Корпели десять мудрецов Над рифмой к слову Азия, Бумаги кучу извели, Но рифму так и не нашли. И крикнули в конце концов: – Какое безобразие!!! / Д.Ривз /
3. Будто бы ежиха, Распушилась елочка, И на ней притихла Каждая иголочка. А внизу, похожие На маленьких ежат, Шишки прошлогодние На траве лежат. / И.Токмакова /
4. Под окошком батарея Комнату зимою греет. Оттого в квартире нашей Никакой мороз не страшен. Едет, едет, батарея, Едут пушки на парад. Посмотри на них скорее И, конечно, на солдат. / Д.Смирнов /
5. На куртке ровненькой дорожкой Сверкаетмолния -застежка. А в темной туче, всех пугая, Сверкает молния другая. / Д.Смирнов /
6....Потом начнутся прения: И свист, и скрип, и пение, Урчанье, и пиликанье, И щебет, и чириканье. Начнутся выступления Скворцов, щеглов, синиц. И всех без исключения Других известных птиц: Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов Работать будет станция Для рощ и для лесов. / Ю.Тувим /
7. Три очень милых феечки Сидели на скамеечке И, съев по булке с маслицем, Успели так замаслиться, Что мыли этих феечек Из трех садовых леечек. / С.Маршак /.
Задание №5. Разберите пословицы и поговорки по мысли, прочитайте их вслух, четко произнося звук Й в йотированных гласных. Есть труд, есть довольство. Яблоко от яблони недалеко падает. Язык болтает, а голова знает. У ёлки иголки колки. В глаза ласкает, а по заглазью лает. У лодыря Егорки всегда отговорки. Какова Аксинья, такова у неё и ботвинья. Я ему по секрету, а он по всему свету. Мели, Емеля, твоя неделя. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. Не бывать счастью, да несчастье помогло.
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА И Рекомендация №10. При произношении звука И не меняйте его качества, за исключением одной позиции: после твердых согласных - на стыке предлога и знаменательного слова, на стыке знаменательных слов, если они произносятся слитно, и в аббревиатурах. В названной позиции произносите Ы. в Индии /вы'н’д’ии / кот и повар / ко'тыпо'вър / учит историю /у'читысто'р’ийу / горисполком / гърысп^лко'м /
Задание №1. Произнесите вслух слова, следите за изменением звука И. Из игры, над избой, в Индонезии, в институт, с интересом, госиздат, Иван Иванович, Олег Игоревич, Слон и Моська, смех и горе, с Ирой, с испугу, знает иностранный, из Испании, к изгороди, политиздат, враг и друг, Осел и Соловей, в их работе, вот и мы, вот именно. Задание №2. Составьте сочетания слов, используя предлоги: к, из, в, с, от, под, над. Помните, что в знаменательном слове, будет звучать Ы. Иволга, игла, иго, идея, известь, извещение, издание, излучина, измена, инвентарь, икра, изыскание, изучение, изменение, изобретение, изостудия, изречение.
ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Рекомендация №11. Сочетание безударных гласных АО, ОА, АА, ОО произносите как двойной звук / ^^ /. Звучание должно быть слитным, плавным, при котором ясно ощущается два звука. на окне / н^^кне' / про Анюту /пр^^н’у'ту / на арене /н^^р’е'н’ь / про Олега /пр^^л’е'гь / Задание №1. Произнесите вслух слова и сочетания слов. Следите, чтобы звуки "не проглатывались". Наобум, заострить, соответственно, наукообразный, несообразный, вообще, наоткрывали, прооперировать, поозорничали, зааплодировали, соотносить, соотношение, наоборот, воображение, соображение, сообразить, сооружение, вооружение, многообразный, однообразный, автоответчик, разнообразный, пообещать, поощрение, заозерный, заодно, наотрез, за одной, за окном, по островам, на операции, по описанию, за огородом, на авось, на огонек, на аэродроме, по адресам, поактивнее. Задание №2. В предлагаемых пословицах найдите слова и сочетания слов, которые включают в себя сочетания в себя сочетания звуков АО, ОА, АА, ОО. Произнесите слова. Прочитайте пословицы, проанализируйте их по мысли. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Один за всех, и все за одного. Велика Россия, а отступать некуда. Не гляди на лицо, гляди на обычай. Цыплят по осени считают. По одежке протягивай ножки. Прежнее счастье на одночасье,а наше на век. Охоча жаба до орехов, да зубов нет. Скажешь курице, а она всей улице. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Задание №3. Прочитайте стихотворные тексты из комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова, акцентируя внимание на их смысле. Сочетания гласных произносите в соответствии с литературной нормой.
1. Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? / Чацкий/
2. Амуры и Зефиры все Распроданы по одиночке!!! / Чацкий/
3. Немножко поотстал, ленив, подумать ужас! /Репетилов/.
4.Что за оказия! Молчалин, ты, брат? /Фамусов/
5. Я в чудаках иному чуду Раз посмеюсь, потом забуду; Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. /Чацкий/
6. У покровителя зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок. /Чацкий/
7. Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь... /Фамусов/
8. Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты... /Чацкий/
9. Вообразите тут у всех На мой же счет поднялся смех. /Чацкий/
10. Всё что-то видно впереди Светло, синё, разнообразно. /Чацкий/ ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Как известно, в русском языке согласные звуки делятся на звонкие, глухие и сонорные, при образовании которых голос не участвует / п, т, к, х, с, ф, ш, ч, ц /, они образуются шумами; звонкими называются согласные, при произнесении которых принимает участие голос / б, д, г, в, ж, з /; сонорными – согласные, при произнесении которых голос преобладает над шумом / м, н, л, р /. По способу образования согласные делятся на взрывные /смычные / и щелевые /фрикативные /. Взрывными называются согласные, при произнесении которых струя выдыхаемого воздуха разрывает преграду, образуемую органами речи / б - п, д - т, г - к /; щелевыми называются согласные, при произнесении которых струя воздуха проходит через щель, образуемую речевыми органами / в - ф, с - з, ш - ж, х, щ /. Два звука русского языка представляют собой аффрикаты: Ц /слитые воедино Т и С /, Ч /слитые воедино ТЦ и Ш /.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. мал / мал / - мял / м’ал / мол / мол / - моль / мол’/ сын /сын / - синь / с’ин’/ томный / то'мный / - тёмный / т’о'мный / Рекомендация №1 согласные звуки произносите четко, ясно, активно. Хорошо отличайте их по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Помните, что звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются и звучат как соответствующие им звонкие. кров / кроф / губка / гу'пка / клуб / клуп / редька / р’е'т’къ / мороз / м^ро'с / сказка / ска'скъ / берег / б’е'р’ьк / травка / тра'фкъ / изморозь / и'змъръс’/ сдал /здал / дрозд / дрост / к сдаче / гзда'чь / лязг / л’аск / просьба / про'з’бъ / Задание №1. Произнесите слова, обращая внимание на четкость звучания последнего согласного. Хлеб, штаб, гриб, дуб, столб, ямб, загиб, ястреб, сугроб, способ, герб, книголюб; Состав, устав, гнев, запев, мотив, вызов, призыв, созыв; Флаг, очаг, овраг, аншлаг, снег, эпилог, педагог, монолог, некролог, досуг, каталог; Обряд, доклад, взгляд, завод, вывод, газопровод, водопровод, мусоропровод, нефтепровод; пейзаж, блиндаж, гараж, монтаж, багаж, сторож, тираж, массаж, экипаж, персонаж, хронометраж; рассказ, алмаз, образ, круиз, анализ, тормоз, виртуоз. Задание №2. Произнесите слова, обращая внимание на оглушение согласных звуков в начале и в середине слова перед глухими согласными. Встать, вставь, в шеренгу, в клубе, вскакивать, слободка, низко, скользко, завтра, скобка, книжка, грядка, озябший, продрогший. Задание №3. Произнесите слова, обращая внимание на озвончение согласного в начале и середине слова перед звонким согласным. Сбыть, сгорел, сгиб, сгонять сгореть, сгоряча, косьба, просьба, анекдот, вокзал, экзамен, отгадай, отделать, отдача, отгул, отговорка, к берегу, к деду, к доктору. Задание №4. Прочитайте стихотворные тексты. Разберите их по мысли. Обратите внимание на четкость произношения глухих согласных звуков в любой позиции.
1. Княжны искатель недостойный, Охоту к славе потеряв, Никем не знаемый Фарлаф, В пустыне дальной и спокойной Скрывался и Наины ждал. / А.С.Пушкин /
2. Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне не досуг. / А.С.Пушкин /
3. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? / А.С.Пушкин /
4....Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой темной, "Добро, строитель чудотворный! - Шепнул он, грозно задрожав, - Ужо тебе!..." / А.С.Пушкин /
Рекомендация №2. Звуки Ш, Ж, Ц всегда твердые. В отдельных словах иноязычного происхождения Ж произносится мягко. Жюль Верн, жюри. Задание №1. Произнесите слова вслух, следите за произношением звуков Ш, Ж, Ц. Прежде, хождение, рождение, убеждение, учреждение, награждение, вождение, суждение, охлаждение, художник, сапожник, лыжник, пирожник, валежник, чертежник, подорожник, упражнение, прежний, ближний, вежливый, бережливый, лишний, вешний, здешний, башня, пашня, черешня, вишня, барышня, промышленный, шаблон, шалаш, шиповник, шапка, шарф, шёпот, шествие, широта, шутка, цинизм, цирк, цитата, циферблат, цифра, цемент, центнер, централизм. Задание №2. Придумайте предложения, включающие слово "жюри". Произнесите в слове мягкий звук Ж. Задание №3. Разберите по мысли пословицы. Произнесите их, помните, что Ш, Ж, Ц в русской речи всегда твердые. Держи уши пошире, а рот поуже. Поспешишь - людей насмешишь. Чужим умом жить - добра не нажить. Всякая птица свое гнездо любит. Цыплят по осени считают. На ловца и зверь бежит. Рекомендация №3. Согласные в иноязычных словах перед буквой Е произносятся двояко - мягко и твердо. депо / д’иепо' / термос /тэ'рмъс / В обрусевших общеупотребительных словах следует произносить перед Е мягкий согласный, а в редко употребляемых словах, в научных и технических терминах - твердый. Твердый согласный произносится в приставках НЕО-, ИНТЕР-, а также в иноязычных личных именах.
Задание №1. Произнесите следующие слова, обращая внимание на мягкость выделенного согласного. Д: декрет, декламировать, деталь, декорация, лидер, академия, дебаты, дефицит, демисезонный, дезинфекция, эпидемия, декламация; Т: контекст, тенор, термометр, паштет, термин; Н: фанера, шинель, кларнет, неон, неологизм, анемия, генератор, марионетка; Р: конкретный, рельс, пресса, акварель, барельеф, резерв, ренегат; Ф: кофе, эффект; З: музей; С: сервировка, сервиз, сервант; М: балетмейстер. Объясните значение слов, справляясь в Словаре иностранных слов. Задание №2. Прочитайте иноязычные слова. Помните, что выделенные буквы обозначают твердые согласные звуки. Д: адекватный, молибден, модерн, геодезист, идентичный, модель, вундеркинд, индекс, денди, декольте; Т: патетика, апартеид, интерпретация, интерьер, интервидение, атеист, термос, протез, отель, ателье, партер, метрополитен, пантеон, интернационал, свитер, протеже, тембр, темп, интервью, альтернатива; Н: полонез, генезис, туннель, кибернетика, неофашизм; С: диспансер, несессер. Объясните значение слов, справляясь в Словаре иностранных слов. Задание №3. Прочитайте личные имена иноязычного происхождения. Выделенные согласные произносите твердо. Го м ер, Шо п ен, Мар с ель, Гё т е, Фло б ер, Ро м ео, М ери м е, Д ебюсси. Задание №4. Прочитайте слова, в которых словарь-справочник "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка" разрешает произносить перед Е как твердый, так и мягкий согласный. Объясните значение слов, справляясь в Словаре иностранных слов. Конденсатор, кордебалет, реквием, интервал, интеграция, бизнес, тенденция, тезис, кодекс, интервент, интервенция, дендрарий, дельта, демилитаризация, декадент, диета, пастеризовать, тент, форель, панель, лотерея, теннис.
Рекомендация №4. Два одинаковых согласных произносите как долгий / двойной / звук. В транскрипции долгота звука обозначается особым знаком - черточкой над буквой. СС - ЗС, ЗЗ - СЗ, ДД - ТД, ББ - ПБ, БП, ВВ, ВФ, НН. Ванна / в а'`н ъ /, коронный / к ^ р о'`н ы й / рассада /р ^`с а' д ъ /, выкрашенный / в ы' к р ъ ш ъ`н ы й/
Задание №1. Прочитайте пары слов. Определите их значения, произнесите в соответствии с нормами произношения. Поданный - подданный судить - ссудить подать - поддать вернуть - ввернуть длина - длинна водная - вводная потащить - подтащить ведение - введение водить - вводить поделка - подделка одарить - отдарить оделить - отделить
Задание №2. Прочтите стихи, четко произнося удвоенные согласные звуки.
1. Роман классический, старинный, Нравоучительный и чинный, Отменно длинный, длинный, длинный. / А.С.Пушкин /
2. Эх, суконная, казенная, Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. /А.Твардовский /
3. Я в восторге от Нью-Йорка города, Но кепчонку не сдерну с виска. / В.Маяковский /
Рекомендация №5. Сочетания звуков СШ и ЗШ произносите как долгий, твердый Ш /`Ш /: расшиб / р ^ `ш ы' п / низший / н и'`ш ы й /
Задание №1. Запишите транскрипцию слов, произнесите их вслух, обратите внимание на произношение сочетание звуков СШ, ЗШ. Высший, угасший, воскресший, вознесший, обросший, без шва, расшумелся, расшиб, расшаркался, расшалился, бесшабашный, с шумом, без шапки, без шампуня, без Шуры, без шума, сшивной, сшибить, сшибленный, расшевелить, из шлюза, без шороха, без штурмовщины. Задание №2. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов, произнесите их. Погас, нёс, вёз, полз, влез, замёрз, уполз, принёс, вымерз. Задание №3. Составьте сочетания слов, используя предлоги с, из, без. Проверьте по словарю ударение в них. Произнесите получившиеся сочетания слов вслух. Шофёр, шприц, шрифт, штаб, штамп, шут, шушун.
Рекомендация №6. Сочетания звуков СЖ и ЗЖ произносите как долгий твердый Ж /`Ж /, если они находятся на стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова. сжать / `ж а т’ / изжога / и`ж о г ъ / с жаром / `ж а' р ъ м / из жала / и`ж а' л ъ /
Задание №1. Запишите транскрипцию слов, произнесите их вслух, следите за звучанием сочетаний СЖ, ЗЖ. Сжечь, разжечь, разжалобить, без жира, с жадностью, с жалованием, с жизнью, с жеманностью, с жару, с жемчугом, букет из жасмина, из жимолости. Задание №2. От данных глаголов образуйте новые глаголы с помощью приставок из–, с–. Проспрягайте глаголы. Жить, жечь, жарить, жевать.
Рекомендация №7. Сочетания СЧ, ЗЧ, ЗДЧ, ЖЧ произносите как долгий мягкий Ш /`Ш /. счёт /`ш’о т / грузчик / г р у' `ш’и к / объездчик / ^ б’й' э`ш’и к / перебежчик / п’ь р’ ие б’э'`ш’ и к / Задание №1. Запишите транскрипцию слов, произнесите их вслух. Счастье, песчинка, исчезнуть, исчислять, бесчестье, обсчитать, счётчик, с чеком, с черёмухой, с чаем; расчёска, извозчик, перевозчик, рассказчик, указчик. Задание №2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Обратите внимание на произношение сочетаний СЧ, ЗЧ. 1. Бесчестье хуже смерти. 2. Где правда, там и счастье. 3. Встречай не с лестью, а с честью. 4. Сколько не должаться, а будет рассчитаться. 5. Не заводи строенья, не сосчитав именья. 6. Деньги любят счёт, а хлеб меру. 7. Доказчику / доносчику / первый кнут. 8. У всякого плута свой расчёт. Рекомендация №8. Сочетания ЗЖ, ЖЖ в корне слова произносите как долгий мягкий Ж /`Ж’ / или как твердый долгий Ж / `Ж /: например, позже - / п о'`ж’ ь / или / п о'`ж ъ /; вожжи - / в о'`ж’ и / или / в о'`ж ы /. На сцене рекомендуется мягкое произношение /`Ж’ /. Задание №1. Запишите транскрипцию слов, произнесите их вслух, следите за произношением сочетаний ЗЖ, ЖЖ. Визжать, брызжет, брюзжать, взгромозжу, уезжать, объезжать, заезжать, наезжать, езжу, жужжать, дрожжи, прожжённый, сожжённый, обожжённый. Задание №2. Чтобы проверить, правильно ли вы произносите сочетания ЗЖ, ЖЖ, проспрягайте глаголы и просклоняте существительные из списка слов задания №1. Задание №3. Прочитайте предложения, обращая внимание на мягкость произношения сочетаний звуков ЗЖ, ЖЖ.
1. Вот жук взлетел и прожужжал сердито. / А. Фет / 2. Приезжай, я ожидаю, Докажи, что ты гусар. / Д. Давыдов /
3. Чу! Труба продребезжала. / Н. Языков /
4. Пробрезжил красным листик темной зелени Роса упала, волос поседел. / Н. Матвеева /
5. И вновь мне этот голос тайный Живую душу обожжет. / А. Гребенкин /
6. Но жизнь – проезжая дорога, Неладно, жутко на душе. / А. Блок /
7. Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса... / А.С.Пушкин /
8. Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы. / А.С.Пушкин /
9. Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы, Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий. / А.С.Пушкин /
10. Когда ростками брызжут семена, Им радуются люди, как открытью. / Л.Татьяничева /
11. Он приезжал на рысаке К семи часам: не позже; И сам держал в одной руке Натянутые вожжи. / С.Маршак / Рекомендация №9. Сочетания ТЦ, ДЦ произносите как долгий Ц /`Ц /.
отца /^ `ц а' / ситца /c’ и'`ц ъ / сердце / с’ е' р`ц ь / двадцать / д в а'`ц ъ т’ /
Задание №1. Произнесите числительные от 11 до 20, учитывая предложенную рекомендацию. Задание №2. Просклоняйте существительные; при произнесении будьте точны, памятуя о том, что сочетания ТЦ, ДЦ звучат как `Ц. Молодец, очевидец, ленинградец, колодец, полководец, отец, ситец. Задание №3. Прочитайте пословицы, проанализируйте их смысл. Следите за произношением сочетаний звуков ТЦ, ДЦ. Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца. Не чванься отцом, хвались сыном-молодцом. Москва верстой далека, да сердцу рядом.
Рекомендация №10. Сочетания ЧН произносите в соответствии с написанием. Например, точный - / то'чный /, научный - /н^у'чный /, дачник - / да'чн’ик /.
Задание №1. Прочитайте слова, в которых ЧН произносится как ШН. Горчичник, девичник, очечник, скворечник, прачечная, яичница, пустячный, конечно, нарочно, Ильинична, Кузьминична, Лукинична, Саввична, Фоминична. Задание №2. Прочитайте слова, в которых допустимо двоякое произношение сочетания ЧН: как ЧН, так и ШН. Помните, что произношение ШН устаревает в этих словах. Молочный, порядочный, копеечный, булочный, сливочный, бутылочный, двоечный, троечный, шуточный, подсолнечный, булавочный, шапочный, подсвечник, чахоточный, полуночник, лавочник, пряничный, наличник, коричневый, скучно. Задание №3. Прочитайте отрывки из стихотворений, подсказывающие правильное произношение ЧН в словах. 1. Посмотри, как цветет орешник, Как играет ручей, Как забрался скворец в скворечник Для весенних речей. / В.Боков /.
2. В силу древних обычаев здешних Мы жилища готовим певцам. За морями родные скворечни Обязательно снятся скворцам. / В.Солоухин /. 3. Ты - моя забота кровная, Ты - любовь моя огромная! Слово самое сердечное, Песня трепетная, вечная! / А.Прокофьев /.
4. После дальних походов и стран заграничных Как мила ты и снова до боли родна, Вся в разливах пшеничных, в цветах земляничных, Полевая, простая моя сторона! / Д.Осин /.
Рекомендация №11. Сочетания ГК и ГЧ произносите как ХК, ХЧ:
легко / л’ ие х к о' / легче / л’ е' х ч ь / мягко / м’ а' х к ъ / мягче / м’ а' х ч ь / облегченно / ^ б л’ ие х ч’ о'`н ъ /
Задание №1. Просклоняйте существительные и проспрягайте глаголы. Образуйте от прилагательных сравнительную степень. Смягчить, смягчать, смягчение, мягкий; мягкость, мягкотелый, мягчайший, облегчать, облегчить, легкость, легковой, легчайший, облегчение, налегке, лёгкий.
Рекомендация №12. Сочетания ТЧ и ДЧ произносите как долгий, мягкий звук Ч /`Ч /. отчизна / ^`ч и' з н ъ / подчас / п ^`ч а' с / матч / м а`ч /
Задание №1. Запишите транскрипцию слов, произнесите их. Отчасти, отчитать, отчаянный, отчуждение, отчаливать, отчислить, отчий; Докладчик, наладчик, наводчик, подчистка, подчеркнуть, подчистить. Задание №2. Образуйте от данных слов имена существительные, обозначающие название лица по роду деятельности; произнесите слова в соответствии с нормой. Переплетать, летать, перехватить, передавать, раздавать, обкатывать, растратить, советовать, отвечать, добывать, вкладывать, переводить, обходить.
Задание №3. Прочитайте предложения. Найдите слова, включающие в себя сочетания звуков ТЧ, ДЧ. Произнесите их в соответствии с нормой.
1. / Чацкий: / Послушай! Ври, да знай же меру, Есть от чего в отчаянье придти. / А.С.Грибоедов /
2. / Сафир: / Отчаянно брюзглив и недоверчивым стал... / А.С.Грибоедов /
3. Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! / А.С.Пушкин /
4. Сердца жаркого не залить вином, Думу черную - не запотчевать! / М.Ю.Лермонтов / Рекомендация №13. Сочетания звуков СЩ и ЗЩ произносите как долгий мягкий Ш /`Ш /. расщедрился / р ^`ш’ е' д р’ и л с’ъ / расщёлкать / р ^`ш’о' л к ъ т’ / из щей / и`ш’ е' й / из щуки / и`ш’ у' к’ и /
Задание №1. Проспрягайте глаголы, следите за звучанием СЩ и ЗЩ. Исщипать, расщедриться, расщемить, расщепить. Задание №2. Составьте сочетания слов с предлогами из, без, с.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |