Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии позитивной вежливости




Позитивная вежливость: направлена на уменьшение дистанции, устранение межличностных границ, взаимность, сотрудничество, взаимопонимание = вербальное поведение близких людей,

которые в повседневном общении проявляют интерес друг к другу.

 

Стратегии позитивной вежливости:

1. замечайте С, уделяйте внимание ему, его интересам, желаниям, потребностям, чаще здоровайтесь, благодарите, извиняйтесь, спрашивайте, как дела, желайте • Have a nice day/a

relaxing afternoon/ a lovely week-end

 

2. преувеличивайте (интерес, одобрение, симпатию к собеседнику) • Oh, my God, it’s gorgeous.

It’s absolutely marvelous. I really love it (о подарке).

 

3. увеличивайте интерес С • например, рассказывайте так, чтобы С было интересно – make a good

story (‘vivid present’): I come down the stairs and what do you think I see? – a huge mess all over the place…

 

4. дарите подарки С «коммуникативные подарки», выполняющие функцию коммуникативной поддержки

 

5. будьте оптимистичны, ответ на вопрос How are you? краткий и позитивный; (установка I’ll cope on my own (справлюсь сама); структуры высказывания (предпочтение утвердительных предложений отрицательным: Stay well = не болей; не забывай = stay in touch)

 

6. утверждайте общую точку зрения, мнение, отношение, знание, эмпатию 1)“I’ve always valued our friendship <…>” “Thanks. I feel the same way.” 2) “Oh this cut hurts awfully, Mum”.“Yes dear, it hurts terribly, I know”.

 

7. используйте маркеры внутригрупповой принадлежности, сокращенные формы полных

имен, обращения (mate, buddy,sweatheart, pal, honey, dear,

cutie, babe, guys, fellas)

 

8. обещайте, предлагайте

 

9. используйте язык, на котором говорит собеседник - жаргон, диалект (in-group code language)

 

10. ищите согласия - безопасные темы, темы, приводящие к взаимопониманию, повторы

 

11. избегайте разногласия- частичное (не)согласие, псевдосогласие, «белая ложь» • A: That’s where you live, Grodno? B: That’s where I was born

 

12. Включайте и Г, и С в действие • Let’s get on with dinner, eh? (= you)

 

13. Будьте многословны • Oh, my God. This is too much. Thanks a million. It’s gorgeous. Just what I wanted.

 

14. Указывайте причины и спрашивайте о них • Ты слишком устала, чтобы возвращаться сегодня домой. Оставайся с нами на даче.

 

15. Предполагайте или утверждайте взаимность • Я сделаю Х для тебя, если ты сделаешь У для меня;

 

32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. англичане vs. русские

Уровни межкультурных различий:

• трактовка вежливости, предпочтение позитивной / негативной вежливости в данной коммуникативной культуре

• употребительность отдельных стратегий

• наличие коммуникативных табу (запрет на определенные типы речевых действий)

• различия в осуществлении определенных РА (лексико-синтактические и грамматические единицы как средства интенсификации или смягчения иллокутивной силы высказывания)

 

Результаты ассоциативного эксперимента

Вежливость для русских = почтение, внутреннее отношение, которое касается не всех, а тех, кто этого достоин; оказание помощи («вежливость должна проявляться не на словах, а в делах»), антипод грубости («вежливый – это тот, кто не хамит, не перебивает»), соблюдение правил поведения; направлена в большей степени на «своих» и на старших.

для англичан = демонстрация уважения и внимания к другим (проявляется внешне: в манерах и речи), направлена на всех. «действенное» внимание vs. демонстративное, этикетное внимание.

• греки: демонстрация близости, теплоты, дружелюбности.

• японцы: teineina – связь с уважительностью и уместностью

• американцы: дружелюбность.

 

Культуры индивидуа-листического типа – акцент на стратегии негативной вежливости

Культуры коллективистского типа – акцент на стратегии позитивной вежливости

 

Употребительность отдельных стратегий: негативная вежливость в русской коммуникации применяется более ограниченно, чем в английской. Еще менее характерна для русскоязычного общения стратегия выведения говорящего/адресата из дискурса (употребительность высказываний с перформативным глаголом: Я прошу тебя сделать это; предпочтение высказываний ориентированных на собеседника: Поймите меня правильно)

 

Коммуникативные табу в английской коммуникативной культуре

• команды

• замечания, упреки

• критика

• угрозы

Пройдите вперед, Снимите свой рюкзак, он же мешает, Не забывайте оплачивать проезд, Поживее совершайте посадку. – русск.

Англ.: недовольство поведением окружающих выражается в виде просьбы, утверждения (смягченного при помощи субъективизации – I think)

Would you kindly stop smoking, please? (водитель автобуса

закурившему пассажиру).

 

Ограничение на применение императива в англ. языке

-императив допускается, если Г уверен, что от действия выиграет С: Хозяин-гостю: (Please) Come in, Sit down!

-пожелания (Have a lovely day! Take care!)

-близость отношений коммуникантов

А.Вежбицка: даже в ругательствах применяются вопросительные конструкции для избежания

императивов (Would you mind shutting up your mouth!)

Императив – основной способ выражения просьбы в русском языке. В русском, польском и др. Языках использование повелительного наклонения не рассматривается как невежливость (при наличии пожалуйста). Английское please десемантизировалось и не является таким сильным «волшебным словом», поэтому его добавление к императиву не приводит к тому же эффекту, что в русском или польском. Сделай это, пожалуйста ≈ Do it perhaps

 

англичане: коммуникативная неимпозитивность (недопустимость давления на адресата), тенденция вуалировать свое статусное превосходство

русские: коммуникативная импозитивность (оказание давления на адресата не является нарушением коммуникативных норм), демонстрировать свое статусное превосходство, что связано с более высокой вертикальной дистанцией.

 

Особенности реализации некоторых РА: просьбы

англичане: максимальное смягчение степени воздействия на С

I wonder if you would do that. I was thinking maybe you wouldn’t mind doing that. Would it bother you to do it?

русские: доминирует прямой способ выражения просьбы, допустимо усиление воздействия:

Я тебя очень/ убедительно прошу (перформатив) Будь добр, сделай это (двойной императив), минимизаторы тоже возможны: Посиди со мной минутку.

 

Приглашения: англичане: в форме вопроса: Would you like to come out with me one night this week?

«ложные» приглашения = демонстрация симпатии Г в отношении собеседника: Come again soon, You should come to lunch one day, We should get together sometime, Drop in any time

русские: в форме побуждения (чем настойчивее, тем искреннее): Давай сходим куда-нибудь вечером на этой неделе. Заходи на обед часов в 12! Усиление: Только обязательно приходи, Ты должен непременно прийти, Отказы не принимаются, Если не придешь, я обижусь…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.