Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Эмпедокла и Анаксагора




 

Эмпедокл – 490-430 гг. до н.э. Пытался вступить в Пифагорейский союз, но его приняли в качестве вольного слушателя. Находился на стадии Пифагореика. Ему позволялось слушать, но не позволялось высказываться. Нарушил клятву неразглашения собраний, за что и был изгнан из Союза, после чего Пифагорийцы приняли Устав, которым запретили прием в Союз «поэтов». Впервые разделил базы бытия на элементы и начала. Элементами были признаны все те же 4 стихии. Сами элементы друг в друга не превращаются, а разнообразие вещей достигается соединением и разъединением элементов, в зависимости от пропорции Наряду с элементами действуют 2 начала – любовь и вражда. Мир не изменен, поскольку неизменны его составляющие. Но он постепенно то возникает, то исчезает. Когда побеждает любовь, возникает единство, которое представляет собой один большой шар. При вражде мир разъединяется и потом опять все идет по кругу. Он считал мироздание вечным и находящимся в вечно повторяющемся движении.

Все живое (растения, животные и человек) появились не целыми, пройдя 4 стадии эволюции. Сначала появились элементы живых существ, которые носились в воздухе и не были связаны друг с другом, а затем произвольно соединились. Какие-то из них оказались более удачные (т.н. «естественный отбор»), которые получили возможность к самовоспроизводству. Человек являлся результатом соединения все тех же элементов, но когда человек умирал, то умирали и его душа и тело (коль скоро все разъединяется). Верил в переселение душ.

Анаксагор – 500-428 гг. до н.э. Попытался согласовать учение Эллиатов о некой фундаментальной неизменной первооснове всего с представлением об очевидном наличии движения в мире. В основе всего лежат мельчайшие частицы, которые он назвал семенами вещей, которые представляют собой качественно определенные частицы, они бесчисленны по количеству и разнообразию своему, а все вещи делимы до бесконечности. Следующее положение: «Во всем есть часть всего», уменьшается лишь величина, и в этом смысле вещица подобна целой вещи. Вещь становится чем-то, благодаря тому, что в ней что-то преобладает. Но на самом деле во всем есть часть всего. Поэтому можно говорить о мельчайшей частице как о микрокосмосе. Что упорядочивает эти семена веществ? – Это разум. Все смешивается в этом мире, только Ум абсолютно чист и ни с чем не смешивается. Ничто не возникает и не уничтожается и само использование слов «уничтожение» и «гибель» используются неправомерно. Вместо слов «возникновение» следует говорить «смешивается», а вместо «уничтожается» - «разъединяется».

Ничто не возникает из небытия, т.к. небытие не существует, и ничто не исчезает бесследно. Хотя он и полагал, что Ум – источник порядка в мире, но считал, что многое в мире происходит и без его участия, путем самоорганизации.

Считал, что Солнце и Луна – раскаленные камни, что Солнце - большое (в несколько раз больше Пелопоннеса), Луна расположена ниже Солнца и находится ближе к нам. Впервые высказывает положение, что Луна по природе своей такая же как Земля. Он считал, что Луна заимствует свой свет от Солнца.

Он является основоположником теории панспермии, т.е. семена жизни были занесены на Землю из космоса.

Ум присущ всем: животным, растения, людям – но ум, как упорядывающее начало. Ум не надо смешивать с рассудком.

Считал, что Душа бессмертна и по природе своей воздушна. Впервые говорит о разнице чувственного и рационального познания, о том, что нельзя полагаться на чувственное. Фиксируется разница между субъективным восприятием мира и реальным миром. Мы воспринимаем результат наших ощущений и поэтому не можем с достоверностью судить о подлинном мире. А семена вещей вообще недоступны чувственному восприятию, они могут быть усмотрены только разумом. Познание должно складываться из двух компонентов – из эмперического и теоретического, из чувственного и рационального.

9. Древнегреческий атомизм: Левкипп и Демокрит. Учение Демокрита о причинности.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. Объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали существование бесконечного мн-ва телесных частиц, они допускали существование пустоты в которых происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол-ва частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкипп. (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды. Д. охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец рабовладельческой демократии.

Исходное положение А. Системы — созданы из атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразием и соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения являлся взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что существование во мнении отличается от того, что существует в действительности. "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цветное, в действительности же существуют только атомы и пустота." Однако Д. не отрицает реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том,что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Зародыши учения о первичных и вторичных качествах вещей. Свойства (горько, сладко и т.д.) существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания.

А. учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" – материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущении мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие св-ва вещеществ постигаются умом, и это познаеие также м.б. достоверным. Тем самым Демокрит затрагивает проблему соотношения чувств и разума в познании.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демкрит не отделяет от воспитания без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

 

10. Сущность и задачи софистики. Основные персоналии: Протагор, Горгий.

 

Софисты – от слова софия - «мудрость». Они «не любители мудрости, а сами мудрецы». Появляется эта школа в 5 веке до нашей эры. Софистами называли платных учителей (риторики, искусству спора…). Они первыми стали брать деньги за обучение всему этому. Современники говорили, что их (софистов) не интересует достижение истины, а главное – победа в споре. Поэтому Аристотель характеризовал софистику как мудрость кажущуюся, а не подлинную. Первыми поставили чётко вопрос о познаваемости мира, и первыми же ответили на этот вопрос, обоснованно ответили, отрицательно, то есть заявили, что мир непознаваем. Таким образом они были первыми агностиками. Агностицизм – учение о непознаваемости мира.

Софизмы строились на подмене терминов, двусмысленности. «Что ты не потерял, ты имеешь. Ты не терял рога, значит ты их имеешь».

Протагор. «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что каждый человек воспринимает мир по своему. Значит, про объективный мир мы ничего сказать не можем. Каков он на самом деле, мы сказать не можем.

Горгий. 3 положения: Ничто не существует. Если что-то и существует, то оно не познаваемо. Если что-то и познаваемо, то оно не передаваемо и необъяснимо ближнему.

Изречения:

«Законы создаются богатыми для защиты своих интересов. Когда человек нарушает общественный закон, то если его поймают его ждёт наказание. А если он нарушает природный закон, то его ждёт наказание в любом случае. Поэтому люди должны следовать законам природы, а на счёт людских законов всё относительно.»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.