Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение протестантизма




Реформация немецких князей (Шмалькальденский союз. Нюрнбергский религиозный мир. Франкфуртское замирение. Пассауский договор. Аугсбургский религиозный мир. Вестфальский мир)

К 1531 г. протестантизм приняли многие немецкие светские владыки. Опасаясь притеснений со стороны католика Карла V – императора Германии – князья-протестанты заключили в начале 1531 г. союз в городе Шмалькальдене. Руководство союзом фактически было возложено на Саксонию и Гессен — ведущие протестантские княжества того времени. В 1532 г. в городе Нюрнберге протестанты и католики заключили мир: ввиду угрозы со стороны турок, конфессиональные споры были на время отложены, поэтому до 1540 г. Реформация свободно шла по Германии, а в 1539 г. Карл V продлил мир заключением Франкфуртского замирения.

Но с середины 40-х гг. Карл снова начинает борьбу с протестантизмом, вылившуюся в войну. В 1547 г. император разгромил Шмалькайду, но в 1552 г. его предал Мориц Саксонский. В 1552 г. стороны заключили Пассауский договор, ставший своего рода компромиссом между католиками и протестантами. В 1555 г. с небольшими доработками он был обращён в Аугсбургский религиозный мир: суверены земель получили право определять конфессию своей территории, их инаковерующие подданные получили право эмиграции. Протестанты смогли удержать за собой церковные владения, секуляризованные Пассауским договором, остальные земли подлежат конфискации. Общее значение Аугсбургского мира заключается в том, что он закрепил религиозный раскол Германии. Однако свободе совести был нанесён ущерб светская власть явно и официально получила право распоряжаться религиозными чувствами и убеждениями подданных.

Прежде чем раскол веры и Церкви прочно закрепился в сознании верующих и в конкретном оформлении жизни, еще долгое время существовала масса смешанных конфессиональных форм, которые нам сегодня даже трудно себе вообразить. Идея единства Церкви и истины (пусть расплывчатая) еще обладала большой силой. С другой стороны, и католическая богословская неопределенность, имевшая место еще до Реформации, и конфликты между направлениями протестантского учения равно служили причиной возникновения этих эклектичных форм.

Вестфальский мир стал завершением Тридцатилетней войны (1618-1648) и уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран; к 1570 г. две трети Германии были протестантскими), отменил ранее действовавший принцип «чья власть – того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами. На этом религиозные войны в Германии закончились.

 

Ульрих Цвингли (1484-1531) проповедовал в Цюрихе, в 1525 г. опубликовал свой символ веры. В общем, цвинглианство сходно с лютеранством, за исключением вопроса о причащении (встреча в Марбурге, 1529, не привела к соглашению). В 1531 убит в битве на Каппельской равнине (швейцарцами-католиками). И все же он проходит в Реформации свой собственный путь. Рационалистическое или, если угодно, спиритуалистическое начало, свойственное гуманизму, накладывает характерный отпечаток на его учение и Церковь: чисто словесное богослужение, поношение и разрушение священных изображений, вместо «Сие есть Тело Мое» - блеклое «Сие означает Тело Мое». Как и Кальвин, заново открыл общинный характер таинств.

Анабаптисты (перекрещенцы) – секты, выросшие из радикальных мистиков Германии и Нидерландов, проповедовали крещение в сознательном возрасте, отрицание церкви (организации, иерархии, икон, таинств), власти, проповедь общности имущества и хилиазма (царства божьего на земле). Участвовали в Крестьянской войне 1524-1525 гг.

Мюнстерская коммуна (1534-1535, Ян Матис и Иоанн Лейденский) – проповедь насилия для уничтожения существующего строя и установления царства божьего на земле. Разложились на ряд течений (террористы, меннонисты-непротивленцы и тп), ликвидировались в прежней форме (сер XVI в).

Англикане (см 48). Протестантизм во Франции (см 47).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.