КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слабые глаголы в д-а
Чередование гласных в д-а.глаголах инфинитив+an пр.время ед.ч+ø пр.время мн.ч.+on прич.2 +en примеры 1) ī ā i i bīdan=bide ждать 2) ēo ēa u o beodan 3) a) in+d an+d un+d un+d bindan b) eor+Þ ear+Þ ur+Þ or+Þ weorÞan –становиться c) el+p eal+p ul+p ol+p helpan 4) er ær ær or beran 5) et æt æt et metan – мерить эти 5 групп имели качественный аблаут 6) a o o a faren=farewell качественно-количественный аблаут 7) a a hātan-hēt/heht ā ē ē ā æ æ ea eo eo ea o o eā ēa ē ē ō(w) ēo(w) ēo(w) ōw ā(w) āw
редуплицирующий. Не весь слог, а только начальный согласный.
weorÞan-wearÞ-wurden-worden (по закону Вернера)
Основных классов 3, в готском был специфический четвертый. Каждый сл.глагол характеризуется 3 основными формами: инфинитивом, прошедшим временем и причастием вторым. Слабые глаголы – это более поздние глаголы. Если сильные – это чаще всего обще и-е лексика, то слабые – это германская инновация. Характерная черта всех германских языков, больше нигде не встречается. Они производные от других слов при помощи суффикса. Суффиксы существовали в дописьменную эпоху, в д-а, в эпоху письменных памятников их уже не видно. Суффикс i прослеживается за счет того, что в корне обязательно есть умлаут. 1й класс образуются либо от сущ, либо от других глаголов. У правильных глаголов 1 класса корневой гласный вовсех формах подвергся nepeгласовке под влиянием элемента -i в суффиксе. 1. У глаголов с долгим корневым гласным -i отпадает независимо от того, какой coгласныйстоял перед ним. 2. (а) У глаголов с кратким корневым гласным, за которым следует -г-, элемент-i сохранился в основеинфинитива и настоящего времени, а согласный -г остался неудлиненным.(б) Углаголов с кратким корневымгласным, за которым следует какой-нибудь согласный, кроме -г-, элемент -iисчезает, а согласный удлиняется, т. е. на письме обозначается удвоенной согласной буквой (западногерманское удлинение согласных) 1) dēman-dēmde-dēmed 2) а. nerian-nerede-nered б.fremman-fremede-fremed 3 формы потому что мн.ч. и ед.ч.пр.вр отличались только окончанием. В 1 классе выделялось 11 неправильных глаголов. Их неправильность заключалась в том, что суффикс у них был только в 1 форме – инфинитив и наст.вр, а это значит, что умлаут проходил только в 1-й форме, т.е по качеству корневого гласного 1я форма отличалась от второй и третьей. Поскольку дентальный суффикс присоединялся прямо к корню, то если конечный согласный в корне был сонорным, то в корне м.б.преломление. А если конечный согласный в корне был k, то в сочетании с дентальным суффиксом происходила нейтрализация противопоставления в пользу щелевого – kt->ht. А если перед k шел носовой, то перед h он выпадал, удлиняя предшествующий гласный, что еще больше увеличивало вариативность форм. *taljan>tellan гот д-а Прош.вр: *tælde>tealde-teald *sōkjan-sēcan П.в:*sōkte>sōhte-sōht *Þunkjan>Þyncen П.в.: *Þunkte>Þunhte>Þūhte-Þūht *Þankjan>Þencan-Þōhte-Þōht контаминация: инфинитив от 1-го глагола, претерит и прич2 от 2-го. Это могло случиться только за счет очень близкого значения: мне кажется=мне думается
2 класс - суффикс -ōja- в инф и -o- в других формах. К эпохе пис.памятников: -i- и -о-. Но это не др-герм -i-, который вызывал умлаут. Он не примыкал непосредственно к корню, -о- не давала умлауту произойти (ср.эти, эта, эт о й). -i-, вызывающий умлаут, к эпохе пис.памятников уже не выделялся, а здесь он есть - это более позднее -i-, постумлаутное. Hopian - hopode - hopod. От сущ hopa - надежда. Эта модель была с самого начала очень прозрачна. Lufu - любовь, lufian - lufode - lufod Важно: 1. Понятный способ формообразования: корень+оконч. По этому образцу пошли заимствования и новые глаголы, образованные внутри а.я. Совпадение формы корня с сущ сохраняется через века: hope - to hope, love - to love. Послужило образованию словообразования по конверсии. Но эти слова псевдо-конверсивы, суффиксы потом отпали. 3 класс. Значение и форму суффикса трудно вычленить: -ai- или -ē-. В д-а к 3 классу относилось 3 глагола: habban-hæfde-hæfd (have) Libban-lifde-lifd (live) Secзan-sæзde/sæde-sæзd/sēd (say) 3 класс в д-а представлял собой модель, в которой в 1ой форме конечный согласный имел следы западно-герм удлинения, всегда был геминированным, а во 2й и 3ей форме он был представлен соответствующими щелевыми, подобного места артикуляции: b - fd, cз - d. live: по фонет.признакам сливается с продуктивной моделью и уходит в будущие правильные глаголы. Say: первую форму от второй отличал корневой гласный. Со временем стало sey - said/sed. Но дифтонги ey и ay сливаются в [ə]. Sey становится say. 2 форма: написание осталось от said, а произношение от sed. Have: hæd>hed, f выпадает из-за того, что глагол все чаще и чаще используется как вспомогательный, стоит в неударной позиции, упрощается. В результате, have сохраняет принадлежность к неправильным глаголам.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |