Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слабые глаголы в д-а




Чередование гласных в д-а.глаголах

инфинитив+an пр.время ед.ч+ø пр.время мн.ч.+on прич.2 +en примеры

1) ī ā i i bīdan=bide ждать

2) ēo ēa u o beodan

3) a) in+d an+d un+d un+d bindan

b) eor+Þ ear+Þ ur+Þ or+Þ weorÞan –становиться

c) el+p eal+p ul+p ol+p helpan

4) er ær ær or beran

5) et æt æt et metan – мерить

эти 5 групп имели качественный аблаут

6) a o o a faren=farewell

качественно-количественный аблаут

7) a a hātan-hēt/heht

ā ē ē ā

æ æ

ea eo eo ea

o o

eā ēa

ē ē

ō(w) ēo(w) ēo(w) ōw

ā(w) āw

 

редуплицирующий. Не весь слог, а только начальный согласный.

 

weorÞan-wearÞ-wurden-worden (по закону Вернера)

 

Основных классов 3, в готском был специфический четвертый.

Каждый сл.глагол характеризуется 3 основными формами: инфинитивом, прошедшим временем и причастием вто­рым.

Слабые глаголы – это более поздние глаголы. Если сильные – это чаще всего обще и-е лексика, то слабые – это германская инновация. Характерная черта всех германских языков, больше нигде не встречается.

Они производные от других слов при помощи суффикса.

Суффиксы существовали в дописьменную эпоху, в д-а, в эпоху письменных памятников их уже не видно. Суффикс i прослеживается за счет того, что в корне обязательно есть умлаут.

1й класс образуются либо от сущ, либо от других глаголов. У правильных глаголов 1 класса корневой гласный вовсех формах подвергся nepeгласовке под влиянием элемента -i в суффиксе. 1. У глаголов с долгим корневым гласным -i отпа­дает независимо от того, какой coгласныйстоял перед ним. 2. (а) У глаголов с кратким корневым гласным, за которым следует -г-, элемент-i сохранился в основеинфинитива и настоящего вре­мени, а согласный -г остался неудлиненным.(б) Углаголов с кратким корневымгласным, за которым следует какой-нибудь согласный, кроме -г-, элемент -iисчезает, а согласный удлиняется, т. е. на письме обозначается удвоенной согласной буквой (западно­германское удлинение согласных)

1) dēman-dēmde-dēmed

2) а. nerian-nerede-nered

б.fremman-fremede-fremed

3 формы потому что мн.ч. и ед.ч.пр.вр отличались только окончанием.

В 1 классе выделялось 11 неправильных глаголов. Их неправильность заключалась в том, что суффикс у них был только в 1 форме – инфинитив и наст.вр, а это значит, что умлаут проходил только в 1-й форме, т.е по качеству корневого гласного 1я форма отличалась от второй и третьей.

Поскольку дентальный суффикс присоединялся прямо к корню, то если конечный согласный в корне был сонорным, то в корне м.б.преломление. А если конечный согласный в корне был k, то в сочетании с дентальным суффиксом происходила нейтрализация противопоставления в пользу щелевого – kt->ht. А если перед k шел носовой, то перед h он выпадал, удлиняя предшествующий гласный, что еще больше увеличивало вариативность форм.

*taljan>tellan

гот д-а

Прош.вр: *tælde>tealde-teald

*sōkjan-sēcan

П.в:*sōkte>sōhte-sōht

*Þunkjan>Þyncen

П.в.: *Þunkte>Þunhte>Þūhte-Þūht

*Þankjan>Þencan-Þōhte-Þōht

контаминация: инфинитив от 1-го глагола, претерит и прич2 от 2-го. Это могло случиться только за счет очень близкого значения: мне кажется=мне думается

 

2 класс - суффикс -ōja- в инф и -o- в других формах. К эпохе пис.памятников: -i- и -о-. Но это не др-герм -i-, который вызывал умлаут. Он не примыкал непосредственно к корню, -о- не давала умлауту произойти (ср.эти, эта, эт о й). -i-, вызывающий умлаут, к эпохе пис.памятников уже не выделялся, а здесь он есть - это более позднее -i-, постумлаутное.

Hopian - hopode - hopod. От сущ hopa - надежда.

Эта модель была с самого начала очень прозрачна.

Lufu - любовь, lufian - lufode - lufod

Важно:

1. Понятный способ формообразования: корень+оконч.

По этому образцу пошли заимствования и новые глаголы, образованные внутри а.я. Совпадение формы корня с сущ сохраняется через века: hope - to hope, love - to love. Послужило образованию словообразования по конверсии. Но эти слова псевдо-конверсивы, суффиксы потом отпали.

3 класс. Значение и форму суффикса трудно вычленить: -ai- или -ē-.

В д-а к 3 классу относилось 3 глагола: habban-hæfde-hæfd (have)

Libban-lifde-lifd (live)

Secзan-sæзde/sæde-sæзd/sēd (say)

3 класс в д-а представлял собой модель, в которой в 1ой форме конечный согласный имел следы западно-герм удлинения, всегда был геминированным, а во 2й и 3ей форме он был представлен соответствующими щелевыми, подобного места артикуляции: b - fd, cз - d.

live: по фонет.признакам сливается с продуктивной моделью и уходит в будущие правильные глаголы.

Say: первую форму от второй отличал корневой гласный. Со временем стало sey - said/sed. Но дифтонги ey и ay сливаются в [ə]. Sey становится say. 2 форма: написание осталось от said, а произношение от sed.

Have: hæd>hed, f выпадает из-за того, что глагол все чаще и чаще используется как вспомогательный, стоит в неударной позиции, упрощается. В результате, have сохраняет принадлежность к неправильным глаголам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.