Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура арабского Халифата 3 страница




Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в конце XYIв. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей. Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего религиозные сюжеты ("Святое семейство", "Благовещение"), чаще - алтарные образа ("Погребение графа Оргаса", церковь Сан Томе, Толедо), портреты, романтизированые виды Толедо. Неповторимое, ярко индивидуальное творчество Эль Греко имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в

Английская культура Возрождения, английское Возрождения, создала в основном выдающиеся образцы философской литературы, поэзии и драматургии. Заслуживает внимания интереснейшее произведение философа и юриста Томаса Мора - философское сочинение о государстве "Утопия" (1516). Он переносит свое идеальное государство, Утопию, на далекий остров, требует передачи собственности индивидов в пользу государства, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству. Произведение Мора положило начало литературно-философскому направлению - " социальной утопии".

Несомненно, что самым известным представителем английского Возрождения был Уильям Шекспир (1564 - 1616). Шекспир никогда не был скучным моралистом, никого из героев не осуждал изначально. Зритель сам должен был сделать выводы и по достоинству оценить каждого. Шекспир писал поэмы, сонеты, комедии, хроники и трагедии, и трудно сказать, что удавалось ему наилучшим образом. Используя сюжеты из итальянской новелистики, он создал такие неповторимые, глубоко индивидуальные по общественно-философскому звучанию произведения как "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Много шума из ничего". Вершинами его творчества являются комедии "Двенадцатая ночь" и "Укрощение строптивой", трагедии "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", хроники "Ричард III" и "Юлий Цезарь". Шекспир ярко отразил конфликт высоких идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью, порождённой в том числе и этикой индивидуализма.

Во Франции гуманистические тенденции начинают распространяться только в начале XYI века. Выдающимся представителем французского гуманизма был писатель Фрасуа Рабле (1494 - 1553), сумевший в своём бессмертном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" раскрыть мысли, чувства и переживания своего современника, человека сложной и противоречивой эпохи, через форму традиционных французских сказаний воссоздать реалистически обобщенную картину современности. Значительными представителями французской культуры XYI века были также мыслитель Мишель де Монтень, автор философско-исторического труда "Опыты", утверждавшего принципы рационализма, а также поэты объединения "Плеяда" во главе с Пьером де Ронсаром.

 

Лекция 7. Культура эпохи Просвещения (Европа).

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о неоднородности, глубоких отличиях и специфике проявления идей Просвещения в разных странах.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно вести речь об изменениях в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что привело к рождению нового типа культуры.

Культура эпохи европейского Просвещения имеет ряд специфических черт.

Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу. Проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой веры и вывести ее из естественного знания.

Во-вторых, апелляция просветителей к природе привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Просветители исходили из представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы. Немецкий учёный Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!"

В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало своеобразное возрождение. Ученые середины XYIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В.И. Вернадский, - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

В-четвертых, с "научным духом" связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Рационализм - основополагающая черта культуры эпохи Просвещения. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII веке стал главной культурной идеей. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса.

В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием "разума". Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Спалив и уничтожив плоды прошлого, XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. Произведение Джона Локка "Опыт о человеческом разуме" стало своего рода манифестом эпохи Просвещения. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники - в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм или просвещённую монархию, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени. Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В "Общественном договоре" Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.

Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо, художественный стиль, сформировавшийся во Франции во 2-ой пол. XVIII века, отражавший вкуса двора Людовика XV. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Собственная сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела декоративный характер. Она избегало обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно гедонистический характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративным панно в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии. Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли важное место в культуре рококо. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокайльном интерьере.

Крупнейшим представителем рококо в живописи был Ф. Буше (1704- 1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты. Его упрекали за отсутствие правды жизни, хотя реальная жизнь, действительность, его никогда не интересовала.

Сюжетами произведений Ж. О. Фрагонара напротив становятся незамысловатые обыденные эпизоды "Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей". В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработкадеталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в план бытового. Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Выразителями этих призывов стали Ж. Б. С. Шарден (1699- 1779) и Ж. Б. Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, моющая кастрюли") - современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях ("Отец семейства, читающий своим детям Библию", "Деревенская невеста", "Балованное дитя"). Живопись Греза и Шардена служит иллюстрацией морали просветителей. Недаром Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства и называл Греза "поистине своим художником".

Предтечей критического реализма в живописи выступил великий английский художник У. Хогарт (1697-1764). Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом ("Карьера мота", "Модный брак", "Прилежание и леность", "Выборы в парламент") переводились в гравюры и становились доступными широкому обществу. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра становилась агитатором идей Просвещения.

Европейская скульптура XVIII в. испытала то же влияние смены общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Ж. А. Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.

Искусство рассматривалось просветителями как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором - он умел изложить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему. Вольтер писал сказки, повести, фельетоны, статьи, научные трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"). В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры (философские повести "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Брут", "Танкред" и др.).

Крупнейшим представителем французского Просвещения был Ш. Л. Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение - итог многолетних трудов - "Дух законов". Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, республику, деспотию), он вывел зависимость общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм" по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях - стихах, поэмах, романах, комедиях-Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, видя в ней идеальную чистоту нравов. Его лозунг "Назад к природе" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Его роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Исповедь" стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты во главе с Дени Дидро приняли непосредственное участие в создании 35-томной "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Цель многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества. Первый том вышел в 1751 году.

Главным редактором и душой предприятия был Д. Дидро (1713-1784). В философских произведениях ("Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения" и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму. ("Племянник Рамо", "Жак - фаталист", "Монахиня").

Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях нашел художественное воплощение в знаменитом романе Д. Дефо (1660-1731) "Робинзон Крузо". Общая направленность политической и литературной деятельности дает все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших ее.

Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения "Путешествие Гулливера" Дж.Свифт (1667- 1745). Симпатичный доктор Гулливер также не теряется ни в каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Г. Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса-найденыша", комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи и её героев.

Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. О. Бомарше (1732- 1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро - символ и талантливого простолюдина, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав "Безумный день", заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этой острой, обличительной комедии.

Все новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора В. А. Моцарта (1756- 1791). Вместе с Ф.Й. Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый "Реквием", хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта связано с общим характером эпохи Просвещения.

В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами, представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.

 

ЛЕКЦИЯ 8. Культура Древней Руси. (IX - нач. XIII вв.)

Древнейший период существования русской культуры представить полно и однозначно достаточно сложно из-за отсутствия точных документальных сведений. Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу I тысячелетия н. э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян, сумевших создать основы того государства, которое имело высокоразвитую культуру уже к 862 году, моменту начала княжения в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей. Именно новгородский период является важнейшим в культуре дохристианской Руси, временем начала становления древнерусской государственности. Происхождение Рюрика остается спорным. На основе "норманской концепции" он являлся варяжским князем, приглашенным на княжение из-за неспособности русских князей справиться с междоусобицей: "Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами…". Концепция эта сформировалась в XYIII веке усилиями находившихся на службе в России немецких историков и во многих отношениях представляется неубедительной и алогичной. Тогда же, в XYIII веке, сформировалась и "славянская концепция" происхождения Рюриковичей, которую активно поддержал М. В. Ломоносов. На основании этой точки зрения, Рюрик являлся западнославянским князем, прямым потомком легендарного новгородского правителя Гостомысла, который и выступил с инициативой пригласить на княжение в Новгород сына своей младшей дочери из-за отсутствия приемников по мужской линии. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть подробно ни одну из концепций, хотя именно этот материал содержит ключ к истокам русской культуры. Ограничимся лишь теми сведениями, которые представляются безусловными.

Известно, что уже задолго до начала Киевского периода на Западе Русь называли Гардарикой, "страной городов и замков". Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей, как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг, из "варяг в греки". Д. С. Лихачев даже предложил называть Древнюю Русь не Евразией, а Скандивизантией, подчёркивая тем самым преимущественную роль Византии в культурно - экономическом состоянии государства. Доподлинно известно, что Русь уже тогда была государством с рыночной экономикой, ведущим активную внешнюю торговлю, в отличие от западноевропейских феодальных государств, экономика которых основывалась на "натуральном хозяйстве". То, что стало характерным для Западной Европы лишь в готический период средневековья, на Руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, массовое, изысканное, хотя и деревянное, градостроительство, дощатые мостовые, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т.д.), большое количество ремёсел и народных промыслов, продуктами которых велась активная торговля. По многим показателям Древняя Русь в IX -X вв. уступала лишь Византии и Арабскому Халифату, значительно опережая империю Каролингов и другие западноевропейские территориальные образования.

Известно, что чрезвычайно разнообразной была и народная культура дохристианской Руси. К сожалению, в рамках этого издания невозможно осветить споры вокруг загадочной "Велесовой книги", древнейшего из сохранившихся литературного произведения древних славян, предположительно написанного новгородскими волхвами в IX веке, и содержащего существенные сведения о дохристианской культуре Руси. Некоторые ученые-слависты считают это произведение фальсификацией, другие - не менее рьяно и аргументировано отстаивают его подлинность. Но бесспорно то, что с незапамятных времен развивалась на Руси народная устная поэзия: заговоры, заклинания, песнопения (охотничьи, пастушеские, земледельческие, воинские, свадебные, поминальные и т.д.), пословицы, поговорки, сказки. Особое место в устном народном творчестве занимали "старимы" - былинный эпос.

Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного вечно живого огня, мерно потухающего и загорающегося. Представления о непрерывной борьбе и поочередной победе светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлены в круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название "коляда". В день весеннего равноденствия справляли обряд похорон Марены - в славянской мифологии -божества, воплощающего смерть. В основе славянского язычества лежало обожествление сил природы, вера в духов, населявших окружающий мир и сопровождавших человека от его рождения до смерти. Весна начиналась циклом праздников, посвященных солнцу. На масленицу провожали соломенное чучело зимы, жгли просмоленное колесо - символ солнца, пекли блины- еще один солнечный символ. Прилет птиц отмечали приготовлением обрядового печенья ("жаворонки"). Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля - покровителей любви. Для новогоднего гаданья об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг - символ 12 месяцев.

На разных этапах исторического развития восточные славяне поклонялись различным богам, олицетворявшим важнейшие силы природы. Неизвестный русский автор XII в. в своем "Слове об идолах" выделил три основных этапа в верованиях славян. На первом они "клали требы (жертвы) упырям и берегиням", т. е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями (водными источниками, лесами и т. п.). На втором этапе поклонялись роду и роженицам (семейно-родовой культ предков). На третьем - молились Перуну, богу грозы и войны. Постепенно сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Одним из важнейших в доперуново время был Святовит - бог войны. Популярностью пользовались Сварог - бог огня небесного; сын Сварога - Даждьбог - бог света и солнца, податель всех благ; Стрибог-бог ветра; Волос (Велес) - бог- покровителем скота; Мокошь -женское божество плодородия и домашнего хозяйства и др. Солнечные боги у разных племен носили и другие имена - Ярило, Хорс, Кострома, Купала… Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы-жрецы языческой религии-приносили жертвы богам и совершали другие обряды.

В 980 г. князь Владимир для укрепления и централизации власти и в качестве противоборства усилившимся в конце Х века христианским веяниям, (уже существовала христианская епархия в Тьмутаракани, уже была построена в период правления Ярополка, брата Владимира, христианская церковь св. Элии в Киеве, уже существовала христианская партия, созданная когда-то бабкой Владимира, княгиней Ольгой) попытался реформировать язычество. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги, в том числе, кроме славянских - Даждьбога и Стрибога, иранские - Хорс и Симаргл, финно-угорская - Мокошь. Первенство в иерархии богов было отдано княжеско-дружинному богу войны Перуну. Но реформа, проведенная путем механического объединения старых языческих богов, не дала желаемого результата. И когда встал вопрос о крещении в обмен на право получить в жены византийскую принцессу Анну, отъявленный язычник и многоженец Владимир устоять не смог. Породниться с великолепным византийским двором было великой честью для любого правителя того времени. К тому же, весьма мудрый и прозорливый Владимир понимал, что языческая вера стоит преградой между Русью и христианскими странами, в первую очередь - Византией. Таким образом, случайность и закономерность соединились, и на рубеже X и XI вв. начался интенсивный процесс христианизации Руси. Владимир - Красное Солнышко, князь новгородский и киевский, в 988 году принял крещение в городе Корсунь (Херсонес) и ввёл на Руси в качестве государственной религии христианство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.