Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация когнитивного развития по Ж. Пиаже




Ключевые моменты теории когнитивного развития Пиаже.

• В основе теории Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.

• Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры – результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.

• Основной единицей исследования для Пиаже является схема, то есть гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количе­ственно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный ха­рактер, но позднее становятся когнитивными. В узком смысле слова, схема – это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиаже, – это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах.

• Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологичес­кой адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функцио­нальными инвариантами — организацией и адаптацией.

Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существую­щие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Р ебенок – существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре.

• Важным в теории Пиаже является понятие равновесия, к которому стремятся эти два процесса. Достижение равновесия знаменую переход к следующей стадии развития.

• Пиаже постулировал, что когнитивное развитие — это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.

• Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир – Пиаже называет это феноменом реализма. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. "Реализм" бывает двух типов интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.

 

Огромной заслугой Пиаже является открытие им феномена эгоцентризма и эгоцентрической речи.

Эгоцентризм проявляется в неспособности ребенка поставить себя на место другого человека. Эгоцентризм проявляется во всех психических процессах начиная от восприятия (невозможность представить предмет с другой стороны), и заканчивая мышлением (непонимание законов сохранения вещества, относительности логических связей, неспособность выполнять логические операции). В поведении эгоцентризм детского мышления проявляется в общении с другими людьми: неспособность и нежелание поставить себя на место другого человека и воспринять его точку зрения как отличную от своей. Ребенок не отделяет себя от окружающего мира, не чувствует того, что он индивидуален, а считает, наоборот, что весь мир такой же как он сам и все мировые процессы направлены на него.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный – собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.

Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми-ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

    Стадии когнитивного развития по Пиаже
Стадия Возраст Характерное поведение
Сенсо­моторная От рож­дения до 1,5-2 лет Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматри­вания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.  
Доопера­циональная От 2 до 7 лет Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их лич­ным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представ­ления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий.  
Конкретных операций От 7 до 11-12 лет Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по несколь­ким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения.  
Формальных операций С 12 лет или чуть позже Подростки способны провести анализ решения логических задач как конк­ретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обду­мывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически.

 

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ

По Пиаже, первая стадия когни­тивного развития (от рождения примерно до 2-х лет). Младенцы используют схемы действия: рас­сматривание, хватание и т. п. — для ознакомления с окружающим их миром. Пиаже назвал первый период развития сенсомоторной стадией, потому что при уравновеши­вании интеллект младенца опирается на данные органов чувств и телесные движения.

 

ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ

По Пиаже, вторая стадия когнитив­ного развития (примерно от 2 до 7 лет). Она начинается с того вре­мени, когда дети обретают способ­ность пользоваться символами, та­кими, например, как язык. Их мыш­ление имеет тенденцию к чрезмер­ной конкретности, необратимости и эгоцентризму, и потому им трудно классифицировать объекты.

Второй период начинается примерно в то время, когда дети начинают говорить. В течение дооперациональной стадии дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не выдвигают широких общих теорий о домах из кубиков, бабушках или собаках, а пользуются своим повседнев­ным опытом для построения конкретных знаний. На дооперациональной стадии дети не делают обобщений о целом классе объектов, не могут они и продумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названи­ям, что не могут отделить их буквальное значение от вещей, которые они представляют. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

 

СТАДИЯ КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

По Пиаже, третий период когни­тивного развития (от 7 до 11 лет). В течение стадии конкретных опера­ций дети начинают использовать в мышлении логику. Они могут классифици­ровать предметы и иметь дело с иерархической классификацией, способны опери­ровать математическими понятиями и осмыслить за­кон сохранения. Например, на дооперациональной стадии ребенку трудно понять, что данное животное может одновременно являться и «собакой», и «терье­ром». Он способен одновременно иметь дело только с одним классом. Но семилетние дети понимают, что те­рьеры — это подгруппа внутри более широкой группы собак. Они могут видеть также и другие подгруппы. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов. На стадии конкретных операций дети овладевают логическими операциями такого типа, и их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.

 

СТАДИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Последний период в теории Пиаже называется стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, воображать вещи, противоречащие фактам, реалистически мыслить о будущем, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста. Стадия характеризуется способностью оперировать абстрактными понятиями. Для формаль­но-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объек­тами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если..?». Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.