КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие речи ребенка в раннем возрасте
Третий закон сферной организации социума.Социум, согласно современной культурологии, представляет собой совокупность взаимодействий и взаимоотношений достаточно автономных по законам развития и функционирования 15-ти общественных профессиональных сфер деятельности. Если оформится сфера просвещения, их станет 16. В настоящее время можно выделить следующие сферы: политика, религия, философия, искусство, наука образование, здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, коммерция, финансы, право, армия, материальное производство и просвещение (однако пока не оформившееся). Для нормального и полноценного существования человечества необходимы все 15 сфер, а как показывает культурно-исторический анализ, необходимы и все 16, то есть со сферой просвещения. Итак, человек не живет вне общества. Он, так или иначе, включен в функционирование и развитие сфер. С самого рождения человек попадает в сферу образования и в ней организованно осваивает все богатство человеческой культуры. Четвертый закон требований к педагогической деятельности. С точки зрения выполнения функций трансляции культуры и воспроизводства жизнедеятельности человечества сфера образования является основной и ведущей, так как именно в этой сфере происходит восстановление и актуализация в формах живой человеческой способности исторического опыта, который в культуре "покоится в формах предметного инобытия". Для того, чтобы сфера образования могла выполнять свои функции полноценно, в ней должны работать в качестве субъектов педагогической деятельности (и, конечно, андрагогической) люди, сами находящиеся на высших ступенях своего развития и образования. При этом мы имеем в виду не строку в анкете, и не удостоверение об окончании вуза или докторантуры в виде диплома. Мы, прежде всего, говорим о качестве и уровне образования. Мы еще и еще раз подчеркиваем эту мысль: качество и уровень образования есть показатели развития человека! Требование высшего образования для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, является необходимым, так как только профессионалы с высшим образованием могут полноценно передавать богатства человеческой культуры новым поколениям.
На основании результатов проведенных нами исследований закономерностей педагогического сотрудничества в подсистеме учитель - ученик, можно сформулировать закон обратной зависимости между требуемым уровнем педагогической квалификации "учителя" и возрастом "ученика". Согласно этому закону для педагогов, работающих с младшими возрастами требуется большая профессиональная педагогическая квалификация. Суть этого закона может быть выражена как совершенствование способности к самообразованию человека по мере взросления и повышение сопротивляемости человека к педагогическому вмешательству с повышением уровня его собственной образованности.
Ступени образования смотрим в таблице в 28 вопросе.
33. Психическое развитие младенца. Кризис рождения. Новорожденный и младенец: новообразования возраста.
Перинатальный период. В перинатальный период у психики нет предмета – психика эмбриона не изучена. Предмет перинатальной психологии – состояния, переживания, семейно-родовые отношения, связанные с ожиданием появления ребенка. Рождение. Кризис рождения – первый и единственный физиологический кризис. Это кризис перехода из гомогенной среды в гетерогенную. Факторы рождения: · Первый крик. Это несомненный стресс для ребенка. Это аффект напряжения всего тела, чтобы пробить пробку в легких. · Асфиксия. Это время непоступления кислорода в легкие до момента крика. Если она длится более двух минут, возможны родовые травмы. Если она длится более трех-пяти минут, развиваются необратимые генеративные процессы: олигофрения и т.д. · Важно, чтобы ребенок правильно родился. Роды в воду смягчают психологический стресс кризиса рождения. Выход из кризиса рождения – начало жизнедеятельности субъекта. Выход из этого кризиса возможен только с помощью взрослого – он защищает ребенка от голода, холода, яркого света. Ребенок в момент рождения совершенно беспомощен, так как у него нет ни единой сложившейся формы поведения. Сразу после рождение начинается выработка условных рефлексов и формирование поведение. У человека площадь коры после рождения увеличивается в 3-4 за счет образования новых связей. Эпоха младенчества (от рождения до года). Эта эпоха делится на два периода: новорожденность и собственно младенчество. Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение с матерью. «Мать» - это психологическое понятие, а не биологическое. Роль матери может выполнять нянька, кормилица, отец и т.д.
Новорожденность. Новорожденность – это период, когда ребенок не связан с матерью физически, но зависит от неё физиологически и психологически. Ребенок и взрослый (мать) объективно необходимы друг другу. Это период с рождения до 1,5 – 2,5 месяцев. Выделяются 4 безусловных рефлекса по отношению к внешней среде: - сосательный (хоботковый). Окологубное касание вызывает складывание губ в своеобразный хоботок, форма его приспособлена для сосания. - хватательный. Касание ладони вызывает схватывание, очень крепкое сжатие руки в кулак. - отталкивание. Касание подошвы вызывает «складывание» ребенка в форму плода. - защитный. Резкое изменение чего-либо вызывает то, что ребенок закрывает глаза и сжимается.
80% времени ребенок спит, его сон не смещен на ночное время и носит полифункциональный характер. Смещение сна на ночное время формируется под влиянием воспитания.
Новообразования новорожденности: Первое новообразование этого периода – угасание этих рефлексов и появление на их основе ориентировочного и условных рефлексов, то есть первых форм субъективной активности. Следующее новообразование – формирование сенсомоторных систем (условно-рефлекторного кольца). Для этого ребенку необходим массаж. Ещё одно новообразование – появление ощущений и формирование анализаторов. На всем протижении младенчества различные типы чувствительности развиваются последовательно. Тугое пеленание ухудшает психическое развитие ребенка. Он лучше засыпает, так как происходит сенсорная депривация, но приток ощущений резко ограничен. Также для ребенка необходимо соблюдение режима питания. Последнее новообразование – начало формирования бессознательного. Закрепление впечатлений и конфликтов на уровне подсознания.
Ведущий тип деятельности новорожденного– интимно-личностное общение с матерью. Форма привлечения к себе внимания – крик. Различные формы крика различаются уже к третьей неделе-месяцу.
В эпоху новорожденности возникает противоречие. Ребенок ничего не может без взрослого, но не имеет никаких специфических форм воздействия на него. Разрешение этого противоречия ведет к изменению социальной ситуации и появлению комплекса оживления. Переход от новорожденности к младенчеству знаменуется появлением комплекса оживления – тотальной психической реакции на лицо матери. Лицо матери – первый объект, который ребенок учится выделять из окружающей среды, это первый феномен предметного восприятия. Ребенок улыбается, его глаза конвергируют (сходятся) на лице матери, он двигает ручками и ножками, то есть происходит акт общения. Комплекс оживления – это положительная эмоциональная реакция. Причем это не просто реакция, а скоординированные движения, с целью воздействовать на взрослого, привлечь к себе его внимание. Специфическая социальная улыбка на лицо матери – показатель того, что со стороны ребенка сложилось психологическое единство, связь с матерью, которую Л.С. Выготский назвал ситуацией «Мы».
В новой социальной ситуации взрослый становится предметом воздействия ребенка. Возникает ситуация непосредственного эмоционального общения ребенка с матерью. Первая социальная потребность человека, которая формируется – потребность во взрослом. Отрыв ребенка от матери в этот период вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, особенно в познавательных и эмоциональных функциях. Феномен госпитализма – отлучение ребенка от матери в этот период, когда он попадает в больницу или детский дом. Такие дети на первый взгляд послушны, но безвольны, безынициативны, их характеризует безличное отношение ко взрослому, он часто не могут наладить нормальные эмоциональные контакты. Функция взрослого в этот период – формирование специфические человеческих потребностей, организация общения, управление ориентировочной деятельностью ребенка. Мать – это не биологический фактор, а конкретный носитель человеческой культуры и способов её освоения.
Новообразования эпохи младенчества: 1. Формируется восприятия, в частности, его предметность. 2. В 4 месяца формируется реакция на новизну. Эта сенсорная реакция длительности удержания взгляда на новом объекте. 3. Эмоции (до 6-7 месяцев – только положительные). После седьмого месяца начинается дифференциация их модальности и интенсивности. 4. Клокотание – появление отдельных фонем членораздельных звуков (в 2-3 месяца). Лепет – произнесение отдельных фонем. В 6 месяцев появляется морфемная речь, иногда морфемы случайно складываются в слова и не несут смысла. Обычно первое слово – самое легкое – мам, мама. Появляется автономная речь (по Выготскому), то есть речь ситуативная, эмоциональная, понятная только близким. К году возможно около 10 слов, имеющих диффузной значение, то есть одно слово может обозначать сразу множество самых разных предметов. Все это – попытки привлечь взрослого с помощью голоса. С шести лет к голосовым формам присоединяется указательный жест. 5. Продолжается формирование сенсомоторных систем, появляется хватание. Развиваются виды восприятия по модальностям. 6. Появляются локомоции – первые передвижения ребенка, ребенок учится ползать. 7. Прямохождение появляется к 9 месяцам. Переход от ползанья к хождению сопровождается сложной перестройкой регуляции движений, поэтому, которые очень хорошо научились ползать, как правило, дольше не хотят ходить. 8. Появляется предметно-манипулятивная деятельность. Рука «раскрывается» из кулачка и превращается в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения, ребенок следит как рука приближается к предмету. В 4-7 месяцев возникает простое перемещение объекта, двиганье им. В 7-10 месяцев ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, появляются сложные форма манипуляции. В 10-14 месяцев пояляются функциональные действия – выработка способов действия, например нанизывание, открывания, складывание. Хватание, желание схватить предмет способствует сидению и ползанью. 9. Завершающее эпоху новообразование – тонкая моторика рук, пальчиковые движения. В эпоху младенчества ребенку необходимо постоянное наблюдение и любовь. Также важно соблюдение окружающей обстановке, так как ребенок к ней привыкает, и её смена – сильный стресс. Необходимо обеспечивать психофизиологический комфорт, разнообразие стимулов (игрушек и т.д.) для развития диапазона чувствительности. Важно обеспечение психо-эмоционального комфорта. Обязательным является разнообразие речевого общения с ребенком, так как хотя он пока не может говорить, он пополняет свой пассивный лексикон, то есть учится на слух различать разные слова.
34. Кризис первого года жизни. Эльконин: к концу первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый.
Обострение внутренних противоречий между формирующимися системами. Желание независимо от матери совершать предметно-манипулятивную деятельность и практически полное отсутствие реализации этих способностей вне контекста общения с матерью. Ребенок начинает проявлять некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон этих возможностей ещё очень мал. Почти в каждом действии, которое совершает ребенок неизбежно присутствует взрослый. Даже при помощи собственной манипуляции с предметами ребенок не может сам открыть общественно выработанные способы владения ими. Разрешение противоречия. «Родители должны уйти за спину». То есть, они больше не должны навязывать деятельность ребенку, а помогать ему совершать её. Взрослый принимает роль помощника. Нельзя осуждать за манипуляцию с предметами вообще, некоторыми предметами манипулировать можно, некоторыми – нельзя. Социальная ситуация меняется с «Ребенок – Взрослый - Предмет» на «Ребенок – Предмет - Взрослый». В раннем возрасте ребенок уже полностью поглощен предметом. Возникает предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов усвоения действий с предметами. Общение выступает уже не как форма эмоционального взаимодействия, а как форма организации предметной деятельности. Отклонения на этой стадии – плаксивость и ранняя агрессивность, неинициативность, ранний аутизм (нежелание общаться).
35. Раннее детство: сенсомоторное и речевое развитие.
Эпоха раннего детства (1-3 года). Ведущая деятельность – манипулятивная.
Новообразования раннего детства. 1. развитие тонкой моторики рук. 2. развитие речи. Доминанта сознания – автономная и номинативная (2-3 года). Ребенок соединяет слово с предметом (знаково-системное значение речи). Возникает триада: предмет, его знаковое обозначение, значение знака. Сигнал всегда связан с предметом: отражает его свойства и т.д., а знак не несёт такой функции. Знак – это договор: мы договорились, что этот предмет так называется и что у него есть такие-то функции. 3. грамматическая основа речи (2-2,5 года). Ребенок говорит короткими предложениями («Я иду», «Папа работает»). В предметно-сознательной деятельности подлежащее и сказуемое – это и есть форма обозначения действия. У ребенка формируются речевые образы предмета. 4. сигнификативная речь (2,5 – 3 года). Употребление суффиксов и окончаний. 5. Развитие регулирующей функции речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие. Оно дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от самого предмета и обобщается. Велика роль изображений и игрушек в этом процессе.
1. пассивная речь в своем развитии опережает активную. Развивается пассивный словарь, который потом обогатит активный. 2. «Первое языковое открытие». Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. 3. Феномен однословного предложения, где слово обозначает целую фразу. 4. Открытие флективной природы языка6 слова в предложении связаны между собой. 5. Развивают значения слов: от многозначности к конкретным функциональным обобщениям. 6. Ребенок учится сначала правильно слушать речь, а потом говорить. 7. В раннем возрасте происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Название одних и тех же предметов одним словом есть операция обозначения. Перенос слова на разные предметы. 6. сенсомоторное развитие – восприятие пространства и времени. Формирование схемы тела (кувырки, бег, топанье) – более высокий уровень регуляции движения. 7. Развитие восприятия. Л.С. Выготский: все психические функции в этом возрасте развиваются вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Восприятие аффективно окрашено и пока что связано с практическим действием. Через восприятие происходит развитие мышления. Ребенок манипулирует с предметами и улавливает связи между ними и в их частях. 8. игровая деятельность и репродуктивное воображение (проблема причины и следствия). 9. игра как специфически человеческая деятельность (вопросы 22,38). Игрушка – это предмет, моделирующий предмет из взрослого мира. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого, начинает узнавать взрослого в своих собственных действиях, называть себя именем взрослого: «Петя-папа». Взрослый начинает восприниматься как носитель образцов человеческого действия. Наконец, хотя ребенок и действует сам, взрослый осуществляет контроль за его действиями. В период раннего детства взрослый находится в функции помощи предметной деятельности ребенка. Не нужно фиксировать внимание на собственном вкладе в деятельности ребенка. То есть, он должен думать, что выполняет действие, полностью совершает его сам. Нужно меньше запрещать, то есть вести охранительное наблюдение но с допущением доли риска, чтобы ребенок пробовал все сам. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, особенно в процессе игры. И, конечно, родителям необходимо терпение. Общение выступает уже как форма организации предметной деятельности. Оно перестает быть ведущей деятельностью, но продолжает интенсивно развиваться и становится речевым. Эльконин выдвигает 4 постулата развития предметной деятельности: · Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов. · На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено. · Принципиальное отличие орудийной деятельности заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, "скрытой" в орудии. В противном случае с ним не может быть осуществлена та общественная функция, которая в нем заложена. · В орудии в снятом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Представления о цели, о конечном результате вначале не существуют как данные и ориентирующие действия ребенка. Они возникают только в результате осуществления самого предметного действия. Только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить из чашки воду. Только после того, как ребенок научится использовать орудие, у него возникают цели, которые начинают ориентировать действия ребенка с предметами. Таким, образом, цель должна быть вычленена в результате действия в конкретной ситуации. На основе предметной деятельности развиваются все остальные психические процессы. Она развивается по двум направлениям: развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного, и развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Развитие предметной деятельности происходи на следующих этапах: На первых этапах освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Взрослый берет ручонки ребенка в свои и производит ими действие (подносит ложку ко рту ребенка). Затем возникает частичное или совместнораздельное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Это шаг чрезвычайной важности. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительной и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Этот отрыв, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, производит взрослый, поэтому процесс отнюдь не стихийный, не спонтанный. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно.
Вторая существенная линия развития предметных действий - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Например, ребенок понимает употребление ложки, но когда ест, берет ее ближе к рабочему концу, так что все содержимое ложки выливается. Наконец, ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается. Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса. Первый - перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции. Второй - перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. (Ф. И. Фрадкина). Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации, и, более того, отрыв действия от самого себя как исполнителя.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |