Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собственно младший школьный возраст




Мотивационная готовность ребенка к школьному обучению

Линия перехода от эгоцентризма к децентрации

Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности

Линия формирования произвольного поведения

Готовность ребенка к кшоле.

Никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню развития умений и навыков, таких как чтение, письмо и счет. Владея ими, ребенок может и не обладать нужным уровнем собственной регуляции. Ребенок должен уметь выполнять правила – за этим стоит совершенно новая социальная ситуация отношений между ребенком и взрослым.

У ребенка семи лет происходит переход от дооперационального мышления дошкольника к операциональному мышлению школьника благодаря формированию операций (внутренних действий, ставших сокращенными, обратимыми, комбинированными с другими действиями в единую систему).

При переходе в школу ребенок вынужден преодолевать свой эгоцентризм, учится понимать, что его точка зрения – не единственная и не всегда правильная.

Итак, к началу школьного возраста у ребенка должно сформироваться 3 линии развития (Эльконин):

 

Доминанта развития – личностное развитие. Мотивация на организацию личностных отношений. С точки зрения традиционной психологии, у младшего школьника ведущая деятельность – учебная.

Леонтьев: учебная деятельность – это такой процесс деятельности, мотив и предмет которой совпадают и находятся в субъекте деятельности. (Мои способности, характеристики являются побудительной силой деятельности, мне самому необходимо научиться решать задачи.) Цель деятельности – решить, получить правильный ответ, научиться решать.

Эльконин определяет мотив и цель учебной деятельности как самосовершенствование субъекта. По Давыдову, мотив и цель учебной деятельности – освоение способа в его генетически исходной, развернутой форме.

 

Теория учебной деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин)

Структура учебной деятельности (Давыдов):

1. учебный мотив (мотив овладения способом)

2. учебная задача (формулирование условий для ориентировки учеников в структуре способа) – то, что ученик должен освоить

3. учебное действие (проблемный комплекс) – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

4. преобразование условий

5. кооперационный контроль, действия контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действия, соответствующие образцу. На основе действий контроля со стороны учителя вырабатываются действия самоконтроля.

6. оценка результата, действия оценки – определение того, достиг ученик результата или нет. На основании действий оценки учителя формируются действия самооценки.

Главное содержание обучения – формирование у ученика полноценной структуры учебной деятельности.

 

В младшем школьном возрасте система «ребенок – взрослый» дифференцируется на системы «ребенок –родители» и «ребенок – учитель», причем система «ребенок – учитель» начинает определять отношения во всех остальных системах. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых мер, эталонов, оценок для всех.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана изначально. Она должна быть сформирована у ребенка. Чрезвычайно важным аспектом учебной деятельности является способность учиться самому.

Для младшего школьника исключительно важна работа в группе своих сверстников. В ней отношения равноправные и симметричные, в то время как между учителем и учеником – иерархические и несимметричные. Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц он сможет преодолеть эгоцентризм, логический и нравственный реализм. Ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольнооценочных действий и высказываний. Все это приводит к развитию рефлексивных действий.

Сотрудничество со взрослыми – также неотъемлемая часть учебной деятельности. В отношениях ребенка и взрослого неизбежно возникает разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Взрослый остается держателем смыслов и целей деятельности.

 

Учебная деятельность и другие типы деятельности.

Учебная деятельность и игра. В дошкольном возрасте игра перестают быть ведущей деятельностью, но не исчезает совсем. Она качественно преображается, так как возрастает значение игры с достижением какого-либо результата (спортивные игры, интеллектуальные игры).

Учебная деятельность и труд. Одна из главных трудностей освоения знаний в школе – формализм. Ребенок как бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами, но на практике применять затрудняется. Когда ребенок сталкивается с реальной жизненной ситуацией, он будет использовать не накопленные знания, а будет опираться на житейские представления. В труде, практической деятельности, результат учения предстает перед учащимся наглядно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.