Цель занятия: познакомиться с особенностями работы с детьми в экстремальных условиях.
Дидактический материал: толковые словари, педагогический и психологический словари, программа курса.
Основные понятия: диагностирование,.
Форма проведения: дискуссия.
Содержание занятия:
Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека.
Психологическая готовность учителя в работе с жертвами чрезвычайных ситуаций.
Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций.
Психология управления деятельностью людей в экстремальных ситуациях.
Проективные методы символических замещений: психодрама; куклотерапия; игротерапия; зоотерапия; продуктивные виды деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Диагностический этап программы по осуществлению социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации.
Специалист
Поле диагностического исследования
Диагностические методы
Осуществление взаимодействия
Педагог - психолог
Межличностные и внутриличностные конфликты (особенности детско-родительских отношений), особенности развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивной сфер личности ребенка, темперамента, характера, особенности развития самосознания, сформированности полоролевой идентичности, статусное положение ребенка в коллективе сверстников и т.п.
Выявляет личностный/компенсаторный ресурс ребенка как потенциальную возможность для изменений.
Методики диагностики темперамента, характера, самооценки, самосознания (примеры: «тест Люшера», «Неизвестное животное», «Дом. Человек. Дерево», «Сказки Дюсс», «Три дерева», «опросник Айзенка», «тес-Филлипса», «Тест школьной тревожности», «Диагностики депрессивных состояний» и т.д.). Наблюдение за поведением ребенка, реакциями на различные стимулы; выяснение контактности, субъективных особенностей отношения к случившемуся (метод диагностической беседы). Изучение артефактов (продуктов трудовой, художественной и симптоматической деятельности). Получение дополнительной информации от других специалистов, а также очевидцев случившегося.
Дает психологическую характеристику ребенка в контексте пережитой экстремальной ситуации, информирует о выявленных особенностях педагога социального, воспитателей, администрацию учреждения, с целью профилактики аффективных и аутических проявлений, суицидальных попыток, сексуальных девиаций и т.п.
Педагог социальный
Установление ближайшего социального окружения ребенка; выяснение специфики взаимодействия в данном микросоциуме; выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи; выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении образования; выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребенка; выяснение социально-педагогических аспектов возникновения/протекания экстремальной ситуации; изучение документации предоставленных органами внутренних дел, специалистами образования соответствующих образовательных учреждений и т.п.
Беседа с ребенком, со значимыми представителями его окружения; наблюдение за его реакциями в отношении случившегося; анализ соответствующей документации (акты обследования жилищно-материальных условий, характеристики, заключения врачей, судмедэкспертов и т.п.)
Информирует педагога-психолога об особенностях микросоциальной ситуации жизни ребенка в связи возникновением экстремальной ситуации, очерчивает социально-педагогические аспекты экстремальной ситуации, обеспечивая социально-психологические дополнения к проведенной психологом диагностике. Информирует воспитателей об особенностях воспитательной среды ребенка в семье, его школьных достижениях. Информирует администрацию о социально-педагогическом и экономическом ресурсе семьи, возможности ее включения в реабилитационную работу.
Воспитатель
Установление контакта с ребенком, наблюдение за его поведением в новых условиях проживания в контексте подчинения правилам и требованиям учреждения, а также взаимодействия с другими воспитанниками СПЦ. Наблюдение за сном, приемом пищи, проявлением/выполнением социально-бытовых навыков, за спецификой общения ребенка с посещающими его родственниками, знакомыми, друзьями.
Беседа с ребенком, наблюдение за ним в процессе его жизни в СПЦ, изучение предоставленных характеристик и заключений на ребенка другими специалистами. Изучение школьной документации ребенка, его отношения к учебе, школьных успехов, поведения в школе и т.п. Наблюдение за поведением ребенка в ходе экскурсий, различных воспитательных и досуговых мероприятий.
Информирует о поступках и реакциях ребенка, вызывающих подозрение и настороженность, а также степени протекания социально-педагогической адаптации в новом коллективе СПЦ педагога-психолога, педагога социального. Сообщает администрации о негативном влиянии на поведение ребенка посещающих его лиц с целью принятия решения об ограничении данных встреч.
Другие члены коллектива(проводится общий инструктаж с данными работниками по взаимодействию с воспитанниками СПЦ в рамках программы)
Установление контакта с ребенком с позиции своей социальной роли.
Наблюдение за ребенком в естественных условиях, не ограниченных рамками специализированной работы психологов и педагогов социальных, что дает возможность для фиксации спонтанного проявления социально-психологических качеств ребенка.
Сообщение информации вызвавшей интерес соответствующим специалистам.
2. Разработать аннотацию к программе реабилитационного этапа по схеме: 1) специфическая (специальная) социально-педагогическая и психологическая реабилитация; 2) общая социально - педагогическая и психологическая реабилитация. Рассмотрим более подробно каждую из них в приведенном порядке. 3. Характеристика специальной социально-педагогической и психологической реабилитации детей, переживших экстремальную жизненную ситуацию.
Специалист
Общая характеристика коррекционно-реабилитационной деятельности в контексте профессиональной компетенции
Форма и методы проведения
Дополнительные средства
Психолог
Осуществляет коррекционно-реабилитационную (психологическую/психотерапевтическую) работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка.
Индивидуальная форма: консультирование, психотерапевтические техники и методы (нлп, арт-терапия, игро-терапия, сказко-терапия, психоанализ, техники релаксации и т.п.), коррекция психических познавательных процессов (внимания, память и т.п.). Групповая форма: тренинги общения, уверенности в себе, эмоционального реагирования, ассертивности, восстановления детско-родительских отношений и т.п.
Использование видеокамер, видеоигр, компьютерных обучающих, коррекционных и диагностических программ, анализ видео и аудио-документов. Привлечение в необходимых случаях специалистов-смежников (психотерапевтов, психиатров, клинических психологов)
Педагог социальный
Осуществляет социально-педагогическую работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка.
Индивидуальная форма: беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценку поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями; Социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений. Методы внушения, убеждения, контроля. Групповая форма: Групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте. Обучение правилам самозащиты в экстренных случаях. Проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (совместно с психологом).
Привлечение работников ИДН, МЧС, МЗ, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы и т.п. Экскурсии в учреждения здравоохранения, МЧС, спасательные службы ОСВОД и т.п.
Педагог /воспитатель
Осуществляет педагогическую (воспитательно-образовательную) работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка.
Индивидуальная форма: беседы с ребенком о правилах поведения в СПЦ, на улице, дома и т.п.
Групповая:проведение сотвествующих мероприятий с группой детей.
Осуществление наказания и поощрения по заранее договоренной схеме (взаимодействия с ребенком) (см.3.2.), а также согласно рекомендациям соответствующих специалистов. Методы: наказания/поощрения, убеждения, контроля, внушения.
Проведение различных досуговых и обучающих мероприятий (викторины, конкурсы, экскурсии, трудовые десанты, десанты помощи престарелым людям и т.п.). Привлечение представителей религиозных общин (из перечня разрешенных на территории РБ).
Литература:
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
9. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л. А. Турик, Н. А. Осипова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 281 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление