Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План семинарского занятия. Цель занятия: познакомиться с особенностями работы с детьми в экстремальных условиях




Цель занятия: познакомиться с особенностями работы с детьми в экстремальных условиях.

Дидактический материал: толковые словари, педагогический и психологический словари, программа курса.

Основные понятия: диагностирование,.

Форма проведени я: дискуссия.

Содержание занятия:

  1. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека.
  2. Психологическая готовность учителя в работе с жертвами чрезвычайных ситуаций.
  3. Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций.
  4. Психология управления деятельностью людей в экстремальных ситуациях.
  5. Проективные методы символических замещений: психодрама; куклотерапия; игротерапия; зоотерапия; продуктивные виды деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Диагностический этап программы по осуществлению социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации.

Специалист Поле диагностического исследования Диагностические методы Осуществление взаимодействия
Педагог - психолог Межличностные и внутриличностные конфликты (особенности детско-родительских отношений), особенности развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивной сфер личности ребенка, темперамента, характера, особенности развития самосознания, сформированности полоролевой идентичности, статусное положение ребенка в коллективе сверстников и т.п. Выявляет личностный/компенсаторный ресурс ребенка как потенциальную возможность для изменений. Методики диагностики темперамента, характера, самооценки, самосознания (примеры: «тест Люшера», «Неизвестное животное», «Дом. Человек. Дерево», «Сказки Дюсс», «Три дерева», «опросник Айзенка», «тес-Филлипса», «Тест школьной тревожности», «Диагностики депрессивных состояний» и т.д.). Наблюдение за поведением ребенка, реакциями на различные стимулы; выяснение контактности, субъективных особенностей отношения к случившемуся (метод диагностической беседы). Изучение артефактов (продуктов трудовой, художественной и симптоматической деятельности). Получение дополнительной информации от других специалистов, а также очевидцев случившегося. Дает психологическую характеристику ребенка в контексте пережитой экстремальной ситуации, информирует о выявленных особенностях педагога социального, воспитателей, администрацию учреждения, с целью профилактики аффективных и аутических проявлений, суицидальных попыток, сексуальных девиаций и т.п.
Педагог социальный Установление ближайшего социального окружения ребенка; выяснение специфики взаимодействия в данном микросоциуме; выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи; выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении образования; выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребенка; выяснение социально-педагогических аспектов возникновения/протекания экстремальной ситуации; изучение документации предоставленных органами внутренних дел, специалистами образования соответствующих образовательных учреждений и т.п. Беседа с ребенком, со значимыми представителями его окружения; наблюдение за его реакциями в отношении случившегося; анализ соответствующей документации (акты обследования жилищно-материальных условий, характеристики, заключения врачей, судмедэкспертов и т.п.) Информирует педагога-психолога об особенностях микросоциальной ситуации жизни ребенка в связи возникновением экстремальной ситуации, очерчивает социально-педагогические аспекты экстремальной ситуации, обеспечивая социально-психологические дополнения к проведенной психологом диагностике. Информирует воспитателей об особенностях воспитательной среды ребенка в семье, его школьных достижениях. Информирует администрацию о социально-педагогическом и экономическом ресурсе семьи, возможности ее включения в реабилитационную работу.
Воспитатель Установление контакта с ребенком, наблюдение за его поведением в новых условиях проживания в контексте подчинения правилам и требованиям учреждения, а также взаимодействия с другими воспитанниками СПЦ. Наблюдение за сном, приемом пищи, проявлением/выполнением социально-бытовых навыков, за спецификой общения ребенка с посещающими его родственниками, знакомыми, друзьями. Беседа с ребенком, наблюдение за ним в процессе его жизни в СПЦ, изучение предоставленных характеристик и заключений на ребенка другими специалистами. Изучение школьной документации ребенка, его отношения к учебе, школьных успехов, поведения в школе и т.п. Наблюдение за поведением ребенка в ходе экскурсий, различных воспитательных и досуговых мероприятий. Информирует о поступках и реакциях ребенка, вызывающих подозрение и настороженность, а также степени протекания социально-педагогической адаптации в новом коллективе СПЦ педагога-психолога, педагога социального. Сообщает администрации о негативном влиянии на поведение ребенка посещающих его лиц с целью принятия решения об ограничении данных встреч.
Другие члены коллектива(проводится общий инструктаж с данными работниками по взаимодействию с воспитанниками СПЦ в рамках программы) Установление контакта с ребенком с позиции своей социальной роли. Наблюдение за ребенком в естественных условиях, не ограниченных рамками специализированной работы психологов и педагогов социальных, что дает возможность для фиксации спонтанного проявления социально-психологических качеств ребенка. Сообщение информации вызвавшей интерес соответствующим специалистам.
         


2. Разработать аннотацию к программе реабилитационного этапа по схеме:
1) специфическая (специальная) социально-педагогическая и психологическая реабилитация;
2) общая социально - педагогическая и психологическая реабилитация. Рассмотрим более подробно каждую из них в приведенном порядке.
3. Характеристика специальной социально-педагогической и психологической реабилитации детей, переживших экстремальную жизненную ситуацию.

Специалист Общая характеристика коррекционно-реабилитационной деятельности в контексте профессиональной компетенции Форма и методы проведения Дополнительные средства
Психолог Осуществляет коррекционно-реабилитационную (психологическую/психотерапевтическую) работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная форма: консультирование, психотерапевтические техники и методы (нлп, арт-терапия, игро-терапия, сказко-терапия, психоанализ, техники релаксации и т.п.), коррекция психических познавательных процессов (внимания, память и т.п.). Групповая форма: тренинги общения, уверенности в себе, эмоционального реагирования, ассертивности, восстановления детско-родительских отношений и т.п. Использование видеокамер, видеоигр, компьютерных обучающих, коррекционных и диагностических программ, анализ видео и аудио-документов. Привлечение в необходимых случаях специалистов-смежников (психотерапевтов, психиатров, клинических психологов)
Педагог социальный Осуществляет социально-педагогическую работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная форма: беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценку поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями; Социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений. Методы внушения, убеждения, контроля. Групповая форма: Групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте. Обучение правилам самозащиты в экстренных случаях. Проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (совместно с психологом). Привлечение работников ИДН, МЧС, МЗ, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы и т.п. Экскурсии в учреждения здравоохранения, МЧС, спасательные службы ОСВОД и т.п.
Педагог /воспитатель Осуществляет педагогическую (воспитательно-образовательную) работу согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная форма: беседы с ребенком о правилах поведения в СПЦ, на улице, дома и т.п. Групповая:проведение сотвествующих мероприятий с группой детей. Осуществление наказания и поощрения по заранее договоренной схеме (взаимодействия с ребенком) (см.3.2.), а также согласно рекомендациям соответствующих специалистов. Методы: наказания/поощрения, убеждения, контроля, внушения. Проведение различных досуговых и обучающих мероприятий (викторины, конкурсы, экскурсии, трудовые десанты, десанты помощи престарелым людям и т.п.). Привлечение представителей религиозных общин (из перечня разрешенных на территории РБ).


Литература:

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

9. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л. А. Турик, Н. А. Осипова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 281 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.