КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие информационного рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Подобно тому, как на рынке материальном обращаются продукты (товары) и услуги на информационном рынке имеются информационные продукты и услуги. Информационный продукт — совокупность данных, Информационные продукты являются результатом Характерными примерами информационных продуктов могут служить аналитические обзоры, статьи, доклады, монографии, справки и т.п. Информационные продукты могут распространяться как в В современном обществе используются следующие основные виды информационных продуктов: - в библиотечной системе — первоисточники и их копии, обзоры, каталоги, справки, указатели, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений; - в системах научно-технической информации — обзоры, переводы, реферативные сборники, бюллетени новых поступлений, комплекты технической документации, статьи, журналы и их копии, в том числе электронные; - в информационных центрах различного назначения — базы данных по определенным направлениям деятельности общества, а также мультимедийные продукты, образовательные программы и методики. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция перевода все большей части информационных продуктов в электронную форму для обеспечения возможности их последующего распространения на компьютерных компакт-дисках типа СD-RОМ или же по информационно-телекоммуникационным сетям типа ИНТЕРНЕТ. Информационный продукт может распространяться такими же Информационная услуга — получение и предоставление в В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной Основные виды информационных услуг представлены на рис. 1.
Рис.1 Основные виды информационных услуг. Рынок информационных продуктов и услуг или информационный рынок — это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их Основная масса информационных услуг носит сугубо справочный характер и выполняется на основе имеющихся или доступных в каждом конкретном месте баз данных (БД). База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: - центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации; - центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; - службы телекоммуникации и передачи данных; - специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; - коммерческие фирмы; - информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий. Формирование устойчивого рынка информационных услуг в Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была «ориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке наметилось Быстрыми темпами идет формирование рынка 1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации: - возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, - электронная почта. 2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Например, законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных схем" и др. 3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. Например, "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной 4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования, взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя. Существование и развитие информационного рынка привело к формированию новой области деловой активности общества - информационного бизнеса, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Основными функциями информационного бизнеса являются: - маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке; - организация производства средств информатизации; - материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации; - лизинговые операции; - страховые операции; - консультационное обслуживание; - организация службы информационной безопасности; - управление финансовыми операциями; - подготовка кадров для работы в информационной сфере. Что же касается дальнейших перспектив развития информационного бизнеса в мировой экономике, в том числе и в России, то здесь наблюдаются следующие основные тенденции: - появление специализированных фирм и организаций, профессионально занимающихся информационным бизнесом; - развитие системы правового обеспечения информационного бизнеса как в системах национального законодательства, так и в сфере международного права; - уголовное преследование незаконного копирования и распространения информационных продуктов, а также правонарушений в сфере информационной безопасности; - развитие аналитического направления и прогнозных исследований развития информационной сферы общества.
1.5. Перспективы перехода к информационному Бурное развитие компьютерной техники и информационных Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Ученые считают, что в информационном обществе, процесс В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX - начале XXI веков постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины. При переходе к информационному обществу возникает новая Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества: - решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; - обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; - главной формой развития станет информационная экономика; - в основу общества будут заложены автоматизированные - информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; - формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; - с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; - реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: - все большее влияние на общество средств массовой информации; - информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; - существует проблема отбора качественной и достоверной информации; - многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: - в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); - в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; - в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, - в умении работать с различной информацией; - в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие: - система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей; - информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации; - демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации; - развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.). Таким образом, информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |