Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия и НЭП, ее кризис и стратегии преодоления кризиса




Исходные данные:

В результате реализации НЭП удалось довольно быстро восстановить довоенный уровень народного хозяйства. «Восстановительный период» был завершен к 1925 г. Было объявлено о начале «Периода реконструкции», а затем в повестку дня было поставлено проведение индустриализации. Однако эти новые задачи оказались невыполнимыми в рамках НЭП. Проблема заключалась в том, что для реконструкции старых предприятий (установка новых станков
и оборудования) и на строительство новых требовались огромные деньги. Предполагалось, что их заработают государственные хозрасчетные предприятия, продавая свою продукцию крестьянству (основной потребитель). Однако наладить товарообмен между городом и деревней не удавалось.

Крупные предприятия государство частнику не отдавало, боясь его чрезмерного усиления. Эти предприятия оставались государственными, но переводились на хозрасчет, т.е. должны были сами зарабатывать прибыль. Это громадный труд. Однако директор предприятия – всего лишь временный чиновник. Все им заработанное уйдет государству.

Как всегда в таких ситуациях, обозначилась альтернатива: два противоположных пути, две стратегии выхода из этого кризиса, одна из которых предусматривала сохранение и углубление НЭП, а вторая – полный отказ от нее.

Задание:

Стратегия углубления НЭПа.

Сформулируйте основные принципы этой стратегии, ответив на вопросы:

1. Какую систему мер необходимо было предпринять, чтобы снять эти противоречия и добиться эффективного функционирования экономики в рамках НЭП?

2. Почему эти меры оказались неприемлемы для большевистской власти?

ТЕМА X. СССР в 1930–х-1953 гг.: тоталитаризм
и модернизация

Предмет исследования:

I. Становление административно-командной системы в экономике.

II. Политический режим: от неэффективной олигархии к тоталитарной диктатуре.

51. НЭП: стратегии преодоления кризиса («второй вариант»)

Исходные данные:

Итак, необходимо сосредоточить в руках государства огромное количество ресурсов для проведения индустриализации. «Заработать» эти средства, как выяснилось, не получается. Следовательно, необходимо получить их бесплатно: в первую очередь, за счет крестьянства. Со второй половины 1920-х гг. правительство начало принимать соответствующие меры. Крестьянство отвечало на них контрмерами. Выглядело это примерно так:

 

· Государство устраивает «ножницы цен», повышая цены на продукцию промышленности и понижая закупочные цены на продовольствие.

· Крестьяне отказываются продавать излишки, справедливо считая эти цены неприемлемыми.

· Государство начинает политику насильственного изъятия излишков: обнаружение несданного хлеба грозит тюремным заключением.

· Крестьяне перестают производить излишки, сокращая посевы.

· Государство начинает устанавливать нормы посевных площадей.

· Крестьяне формально обрабатывают определенное количество десятин, но излишков все равно не производят.

 

Итак, перед государством возникает проблема: что делать? Логично было бы наладить постоянный контроль над трудом крестьян (чтобы «как следует» пахали и сеяли, получая хороший урожай). Но это значит, что
к каждому крестьянину надо приставить контролера. Это нереально.

Задание:

1. В этой игре Вы играете за государство. «Мяч» на Вашей стороне. Каков будет Ваш следующий ход?

2. Объявлять войну крестьянству, в целом, не мудро. Но тов. Сталин был мудрым вождем. Он пользовался принципом «разделяй и властвуй». Как этот принцип был использован им против крестьянства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.