Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическое исследование




Б. Историко-психологическое исследование

Данный вид исследования может быть связан с анализом:

- творчества конкретного психолога;

- результатов работы целого направления в психологии или конкретной научной школы;

- процесса возникновения и развития тех или иных психологических категорий и понятий в истории психологии;

- временного промежутка в научных исследованиях, рамки которого задаются определенными содержательными тенденциями в науке.

Исследование данного вида должно удовлетворять определенным требованиям. Необходимо:

- осветить социальный, общенаучный и психологический контексты, в рамках которых развивалось то или иное направление;

- показать основные проблемы и линии научной дискуссии, существовавшие в науке того периода;

- показать место исследуемого автора или школы в данной дискуссии, их позицию в решении проблемы;

- подчеркнуть основные достижения данного направления или конкретного автора;

- дать содержательную оценку этих достижений.

Как и в предыдущем случае, данный вид работы является допустимым в качестве выпускной квалификационной работы только в случае особого разрешения кафедры или факультета. Предполагается, что в этом случае в работе освещению подвергаются научные достижения факультета, функционирующих на факультете структурных научно-практических подразделений (лабораторий, научных школ) или отдельных деятелей науки, работающих (или работавших) на факультете. Во всех прочих случаях историко-психологическое исследование может являться элементом теоретической части квалификационной научной работы

 

Целью эмпирического исследования является сбор нового эмпирического материала и обоснование приемов его анализа.

Необходимость данного вида исследования бывает связана с появлением новых явлений действительности, которые в силу того, что появились недавно, никак не описаны в науке (например, новые виды деятельности или отношений в обществе). Так, в связи с появлением профессии космонавта появилась необходимость описания психологических особенностей этой деятельности, а развитие рыночных отношений в нашей стране породило огромный пласт исследований предпринимательства в условиях переходных социальных отношений.

В некоторых случаях актуальность эмпирического исследования задается отсутствием достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречием между эмпирическими данными, полученными разными авторами. Тогда целью работы будет более точное или полное определение характеристик явлений.

В теоретической части такой работы важно уделить внимание обоснованию выбора или построения определенной категориальной системы (номинальной шкалы), в единицах которой осуществляется фиксация и анализ эмпирического материала.

Примерами такого типа исследований могут служить аналитические описания поведенческих реакций животных и детей, контент-анализ текстов свободного описания и т.д. К данному виду исследования относится описание нового феномена, эффекта. Ярким примером может служить «эффект незавершенного действия», выявленный Б.В.Зейгарник. В задачи могут входить выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений и факторов его устойчивости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.