Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радиостанция и ее оснащение




Радиостанция – это аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления различных типов радиовещания. Под словом «радиостанция» понимают также и коллектив технических и творческих работников, осуществляющих вещание на таком комплексе. Коллектив радиостанции в зависимости от ее организации и уровня решаемых ею задач может насчитывать от одного до нескольких сотен человек, причем состав и функции отдельных членов коллектива заметно различаются при разных типах организации
вещания.

Радиостанции пользуются различными системами записи для хранения и воспроизведения в эфире аудиоматериалов. В наше время на смену аналоговому оборудованию с использованием бобинных магнитофонов пришло оборудование цифровой записи, где звук заносится на жесткий диск компьютера с последующим редактированием, хранением и воспроизведением записи. Как известно, при аналоговой системе записи в качестве носителя используют пленку. На протяжении многих лет и зарубежное, и отечественное радиовещание не знали альтернативы аналоговому оборудованию. Бобинные магнитофоны с катушками различного размера и различной скоростью протяжки использовались как переносные, так и стационарные. Кассетные катушечные магнитофоны, работающие на более узкой пленке, чем бобинные,
и с более медленной скоростью протяжки, значительно увеличили продолжительность записи. Сначала это были бытовые, но потом появились и профессиональные модели (по преимуществу, портативные магнитофоны, удобные в репортерской работе).

Цифровые сигналы вошли в жизнь в 90 - е годы с компакт - дисками. Распространение персональных компьютеров с огромным объемом памяти и более дешевой технологией фиксации звука существенно изменило работу радиостанций. Непрерывно совершенствуются программы сжатия и развертывания цифровых кодов разговорной речи и музыки. С этой целью используются мини - диски с продолжительностью более часа и включением на любом месте в любой нужный момент.

Жесткий диск компьютера сегодня играет роль студийной интерактивной системы, позволяющей любому количеству пользователей независимо друг от друга работать с тем или иным аудио фрагментом, скопированным на диск как цифровая информация. При этом любой работник станции может запускать и останавливать, редактировать, осуществлять необходимые манипуляции без всякого ущерба для качества записи. Недавно в обиход радиожурналистов вошел жесткий переносной диск, помещенный в прочный корпус. Это – качественно новый тип оборудования для записи. Звук, записанный на диск в цифровой форме, может редактироваться на месте и передаваться на компьютер радиостанции по мобильному телефону.

Цифровая система записи существенно упростила монтаж и редактирование по сравнению с аналоговым оборудованием, где требуются механические приспособления и специальная склейка, не портящая головки магнитофона. При редактировании на компьютере звуковые колебания выводятся на дисплей в виде волнообразной дорожки. С помощью «мыши» можно выделить любой фрагмент, удалить или наложить любой звук, поменять местами фразы, отдельные слова, и все это ничуть не нарушает первоначальной записи.

Компьютерный монтаж, ставший уже традиционным атрибутом радиостудий, открыл неограниченные возможности для того, чтобы убрать посторонние звуки, слишком долгие паузы, оговорки. В тех случаях, когда предстоит трансляция с места события, надо учитывать возможные технические трудности, например, если объект находится в низине. Это ухудшает
УКВ - связь со студией. В этом случае используется обычная телефонная линия, что, безусловно, ведет к потере качества звука; либо доставка репортажных записей на специальном транспорте, что отражается на оперативности передачи.

В последние годы на радиостудиях появилась безбумажная технология подготовки радиопрограмм. Компьютерные системы обладают двумя чрезвычайно важными преимуществами, называемыми цифровым универсальным редактором и усовершенствованным текстовым редактором.

Типы организации вещания. Развитие техники радиовещания, а также финансовые возможности привели к серьезным переменам в организации и оснащении работы радиостанций. В последние годы в российском радиовещании выделилось два структурных типа организации радиостанций в зависимости от подхода к проблеме организации работы радиостанции: традиционные и современные. Традиционные типы организации вещания в нашей стране присущи государственным радиостанциям, а также негосударственным, работающим на арендуемой у государства материальной базе. Современные типы осваивают главным образом негосударственные, коммерческие станции.

Традиционные типы организации вещания. Традиционные типы характеризуются раздельным расположением вещательной аппаратной и вещательной студий. При таком расположении ведущий (диктор, автор и т.п.),
а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении, где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная, как правило, отделена от вещательной студии звукоизолирующим стеклом, за которым находятся источники звуковых сигналов – аналоговые и цифровые магнитофоны,
CD - плейеры, устройства воспроизведения служебных сигналов и устройства записи, а также микшерный пульт, куда поступают все звуковые сигналы. При такой организации вещания формирование вещательного сигнала радиостанции за микшерным пультом осуществляет звукорежиссер. Иногда в аппаратной присутствует еще один работник – звукооператор, обслуживающий источник звуковых сигналов и устройств записи.

Техническое обслуживание аппаратуры (коммутация, профилактика, ремонт, тестирование) осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим
в студии и техперсоналом в аппаратной осуществляется посредством специальных систем внутренней связи. Такая организация вещания, кроме всего прочего, требует сценария прямого эфира, которому подчиняются и ведущий, и звукорежиссер; возможность импровизационного построения эфира при таком типе организации вещания весьма невелика.

Современные типы организации вещания. Современные типы организации вещания характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении, что не исключает возможности совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера. Находясь за микшерным пультом, ведущий имеет возможность в процессе ведения эфира корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников. Это позволяет производить замену звуковых носителей (ленты, кассеты, диски и т.п.) и даже выполнять инженерные функции – коммутацию, регулировку аппаратуры и т.п.

Однако такое совмещение требует достаточно высокой квалификации. На многих радиостанциях используется «гибридная» организация – аппаратная совмещена со студией, где, кроме ведущего, находится и режиссер - оператор, осуществляющий весь процесс формирования вещательного сигнала – от работы со звуковыми носителями до микширования сигнала на пульте. Что касается небольших шумов, возникающих при работе различных устройств, находящихся в том же помещении, что и микрофон, то они гасятся специальными устройствами.

При современных типах организации вещания резко возрастает роль автоматизации. На протяжении последних 10 - 12 лет за рубежом непрерывно шел процесс автоматизации радиовещании. С 1995 года и в нашей стране появляются полностью автоматизированные радиостанции, программируемые и обслуживаемые одним - двумя сотрудниками.

В 1995 году открылась автоматическая станция «Студия - М» во Владимире, в 1998 году – «Свежий Ветер» в Тольятти. На такой радиостанции основой аппаратного комплекса является компьютер, который по программе микширует сигналы, вводящие в него звуковые фрагменты (песни, реклама)
в заданной последовательности, чередуя их со служебными сигналами. Тем не менее, число полностью автоматизированных станций в стране растет медленно.

Это обусловлено высокой стоимостью такого аппаратного автоматизированного комплекса. С другой стороны, рынок радиовещания в России огромен, поэтому его потребности удовлетворяются пока при помощи более традиционной организации вещания. Среди радиостанций современного типа организации вещания выделяются программируемые станции, наиболее близко подошедшие к принципам организации зарубежного коммерческого вещания. Работа ведущего такой радиостанции заключается в комментировании песен, список которых он получает в начале своей смены; музыкальную программу составляет при этом не ведущий, а музыкальный редактор.

Принцип сплошного предварительного программирования эфира позволяет точно соблюдать избранный формат (от лат. formo – придать форму) вещания, что определяет коммерческий успех радиостанции (согласно зарубежным теориям радиовещания, именно точное следование формату позволяет стабильно удерживать аудиторию, которую привлекает именно этот формат). Однако отсутствие импровизационного элемента в передаче снижает зрительский интерес у значительной части аудитории. Многие станции, даже коммерческие, стараются вводить и развивать импровизационные элементы в вещании.

В современной радиостудии количество микрофонов может быть различным – от 1 до 6 и даже больше. Впрочем, для большинства случаев достаточно 2 - 3. Используются микрофоны самых разных типов. До подачи на вход пульта сигнал микрофона может подвергаться различной обработке – компрессированию, частотной коррекции, в некоторых специальных случаях – тональному сдвигу, реверберации и т.д. Реверберация (от ср. – век. лат. reverberato – отражение) – послезвучие, сохраняющееся после выключения звука. Прием реверберации оказывает значительное влияние на слышимость и разборчивость речи и музыки в помещении, на выравнивание уровня
сигнала.

Устройства звуковоспроизведения на большинстве станций представлены CD - плейерами и магнитофонами. Спектр используемых магнитофонов зависит от специфики станции: это могут быть цифровые (DAT – цифровой кассетный магнитофон; MD - устройство записи и воспроизведения на цифровой минидиск) и аналоговые устройства (бобинные студийные магнитофоны, а также профессиональные кассетные деки).

На некоторых станциях применяется и воспроизведение с виниловых дисков. Для этого используются либо профессиональные «грамстолы», либо – чаще – просто высококачественные проигрыватели, а иногда и специальные «диджейские» вертушки, аналогичные используемым в практике дискотек. На некоторых станциях, где широко применяется принцип ротации песен, используется воспроизведение музыки непосредственно с жесткого диска компьютера, куда определенный набор ротируемых на этой неделе песен записывается предварительно в виде волновых файлов (как правило, в формате WAV). Применяются устройства воспроизведения служебных сигналов самых разных типов. Как и в зарубежном радиовещании, довольно широко используются аналоговые кассетные устройства (джингловоды), носителем звука в которых служит особая кассета с лентой. На каждой кассете, как правило, записывается один сигнал. Лента в кассетах джингловода закольцована, следовательно, сразу после использования она снова готова к воспроизведению.

На многих радиостанциях, где используется традиционный тип организации вещания, сигналы воспроизводятся с бобинных магнитофонов. Цифровые устройства представляют собой либо устройства, где носителем каждого отдельного сигнала являются флоппи - диски или специальные картриджи, либо устройства, где сигналы воспроизводятся непосредственно с жесткого диска компьютера. В аппаратном комплексе радиовещания используются также различные устройства записи: это могут быть как аналоговые, так и цифровые магнитофоны. Эти устройства применяются как для записи отдельных фрагментов эфира в архив радиостанции или с целью последующего повтора, так и для сплошной контрольной записи всего эфира (так называемый police tape). Кроме того, в аппаратный комплекс радиовещания входят мониторные акустические системы как для прослушивания программного сигнала (микса на выходе с пульта), так и для предварительного прослушивания («подслушки») сигнала с различных носителей перед выводом этого сигнала в эфир, а также головные телефоны (наушники), в которые подается программный сигнал, и т.п.

Частью аппаратного комплекса может являться также устройство RDS (Radio Data System) – система, позволяющая слушателю, обладающему специальным приемным устройством, принимать не только звуковой, но и текстовый сигналы – название радиостанции, иногда название и имя исполнителя звучащего произведения, другую информацию, отображаемую на специальном дисплее.

Организационная структура радиостанции. В зависимости от величины охвата аудитории в зарубежном радиовещании различают три основных структурных типа радиостанций: – радиостанции с большим рынком (major - market, национальный или региональный охват), средним рынком (medium - market, региональный охват или мегаполис) и малым рынком (small - market, локальный охват). В России такого четкого деления пока нет, потому что не размер охватываемой аудитории определяет структуру радиостанции, а объем финансирования, который могут позволить себе учредители. Однако в целом есть два основных типа структуры радиостанций, которые могут быть обозначены как традиционный и современный.

Традиционная структура свойственна главным образом государственным станциям, современная – главным образом негосударственным.

Традиционная структура. Такая структура организацииопределяетзначительныйштат как самой редакции, так и сотрудников технических служб.

Современная структура. За годы развития негосударственного вещания современная структура, в равной степени характерная для всех негосударственных станций, еще окончательно не сформировалась. Однако заметно тяготение к современной зарубежной модели, когда техническая служба является структурным подразделением радиостанции. Это позволяет снизить до минимума неоправданное дублирование функций работников и создать полноценный работоспособный коллектив. Организованные по такой схеме радиостанции чаще всего и вещание свое организуют по современному типу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.