Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выразительные средства радио




Функции членов редакторского коллектива

Главный редактор (программный директор) – руководитель радиостанции. Он определяет ее формат, концепцию вещания, принципы построения эфира, основы формирования сетки вещания, основные направления эфирной политики радиостанции. Посты главного редактора и программного директора на некоторых российских станциях могут и не совпадать (например, на «Русском радио»). В таких случаях главный редактор определяет стратегические направления эфирной политики, а программный директор занимается непосредственно организацией эфира. По российскому законодательству, ответственным руководителем конкретного средства массовой информации является главный редактор. В зарубежной практике радиостанцию возглавляет именно программный директор, а пост главного редактора
отсутствует.

Музыкальный редактор (музыкальный директор) определяет музыкальную политику станции. Если музыкальный формат станции определяет главный редактор (в российской практике, чаще всего, реализуя установки учредителей), то ежедневное выполнение избранной музыкальной политики осуществляет музыкальный директор. На станциях с программируемым вещанием именно музыкальный редактор (директор) составляет музыкальную программу (плэйлист) на каждый день.

Редактор. Функции редакторов на разных станциях отличаются. На некоторых станциях обязанности выпускающего редактора (контроль за соблюдением эфирной сетки, содержанием и качеством авторских программ и рубрик) лежат на специальных сотрудниках, на некоторых станциях эти функции выполняют ведущие эфирного дня.

На государственных станциях редактор – своего рода посредник между редакцией и приглашенными авторами, по аналогии с редакторами в печатных СМИ. Редактор службы информации получает, сортирует и обрабатывает информацию, поступающую по различным каналам, формирует выпуски новостей (а во многих случаях сам их и ведет) и информационные программы.

Ведущий ди - джей. Круг его обязанностей определяется особенностями станции, на которой он работает. На программируемых музыкальных станциях функции ди - джея могут сводиться только к ненавязчивому комментарию между песнями и рекламой, на станциях другого типа он может в той или иной степени выступать как независимый, творческий работник.

К выразительным средствам радиожурналистики относятся звучащее слово, шумы и музыка. В качестве четвертого средства некоторые исследователи журналистики относят тишину. В радиоматериалах иногда необходима пауза (полная тишина), которая дает возможность осмыслить, подумать, понять.

Основным выразительным средством радиожурналистики является речь, звучащее слово. Журналист должен научиться констатировать и доносить до слушателей факт, заключенный в том или ином речевом высказывании.

Это предполагает изучение основ логики звучащей речи. Для постижения этой логики журналист должен идти от постепенного частного разбора отдельных понятий (составных частей текстового материала) к анализу всего текстового периода в целом. А затем следует определить главную задачу, или логическую перспективу создания всего материала – статьи, интервью, информационной заметки, репортажа и т.д. Следовательно, радиожурналист должен научиться ясно, четко, грамотно и последовательно передавать слушателям определенные понятия, представления, факты.

Культура радиоречи предполагает скрупулезную работу над текстом, для того чтобы правильно, точно оперировать данным текстом, с которым он обращается к радиослушателю Анализ мысли, заключенной в тексте, позволит заставить звучать текст не так, как он написан, а так, как того требует заключенная в нем речевая логическая мелодия. Как известно, любое предложение состоит из главных – основных и вспомогательных – служебных слов. Умение выделить опорные, основные слова с помощью правильных ударений, пауз до и после этих слов обеспечивает ту интонацию, которая даст возможность услышать не монотонную, утомительную для уха, речь, а выразительную, захватывающую воображение речь.

Радиожурналист должен уметь разбивать текст на речевые отрезки, ибо при правильном логическом чтении надо опираться не на опорные слова, а на речевые периоды. В звучащей речи слово или несколько слов, выражающих одно видение – есть речевой отрезок. После каждого речевого отрезка важно сделать паузу, чтобы в этой паузе дать слушателю представить себе объект повествования и его действие. Требуется определить длительность таких пауз, так как это существенно влияет на смысл предложения или речевого отрезка. Каждый речевой отрезок организует звучание составляющих его слов с помощью ударения. Цель ударения состоит в том, чтобы выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в тексте.

Для радиожурналиста очень важно владеть так называемой логической инверсией. Любая перестановка слов в предложении, изменяющая прямой по мысли порядок слов, называется логической инверсией. В отличие от многих западноевропейских языков, русский язык допускает всевозможные перестановки слов, речевых тактов, составов и целых предложений в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Научиться определять ее наличие необходимо, ибо часто при нарушении прямого по логике порядка слов инверсированное слово переносит с собой на новое место звучание, свойственное ему при прямом порядке слов, и образует самостоятельный такт с собственным ударением.

Правильного звучания предложения при инверсии можно добиться только в результате тренировки на материале прозы, а затем и стихов, так как они сложнее и чаще всего построены на инверсиях. Одним из важнейших компонентов речевого мастерства является умение находить логическую перспективу публицистического или литературного произведения, способность выделить главное, не упустив при этом, однако, второстепенного.

Очень часто и по радио, и по телевидению можно услышать неправильно произнесенное слово – это недопустимо. Радиожурналист должен в совершенстве владеть так называемой орфоэпией, или правильным произнесением тех или иных слов. Написание и звучание одних и тех же слов сильно отличается друг от друга. Время меняется, меняются и стиль речи, звучание слов и даже расстановка ударений. Поэтому словари правильного русского языка и специальные словари для радио и телевидения должны стать настольными книгами для радио - и тележурналистов.

Важной стороной речевого мастерства является постановка голосовых связок и дыхания с опорой на диафрагму. Разработка силы, гибкости и выразительности голоса достигается целой системой специальных упражнений. Речь должна быть легкой, плавной. К этому следует добавить и тренировки четкости дикции на материале пословиц, поговорок, скороговорок - стихов, произносимых в разных тональностях и ритмах.

Радиожурналист должен быть профессионалом, обладать специфическими знаниями, владеть особыми приемами работы, уметь сделать так, чтобы живое человеческое слово зазвучало во всей своей красоте, глубине и образности. Подлинный профессионал должен сделать так, чтобы его собеседник «раскрылся», чтобы слушатели поняли и почувствовали авторский замысел, основное содержание журналистского произведения.

Шум – это естественные беспорядочные звуковые колебания, сопровождающие почти каждое действие. Использование шумов также входит в число важнейших средств выразительности радиожурналистики. Шумы позволяют создать эффект присутствия, помогают достаточно точно обозначить место действия, что чрезвычайно важно на радио.

Музыка также выступает эффективным средством выразительности. Музыку невозможно передать словами, но она создает поэтический мир образов, воздействует на эмоциональное восприятие материала. Музыка может украсить любое журналистское произведение. Однако использование той или иной мелодии в каждом случае должно быть осмысленным и оправданным. Здесь все важно: и громкость, и характер музыки, ее аранжировка, звучание струнных, духовых и прочих инструментов, их солирование или оркестровое исполнение.

И хотя существуют особые профессии музыкального оформителя и музыкального редактора, журналист должен знать характер музыкального оформления своего репортажа, уметь подсказать, объяснить цель и задачи звукового содержания его сценария.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.