Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По всему курсу




Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.

РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНОЙ ЧАСТИ ТЕАТРА.

 

ТЕМА 2.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ.

Организация художественно-декорационного производства. Состав мастерских, оборудование и инвентарь (столярная, бутафорская, живописно-декорационная, пошивочная, сапожная и т.д.).

Художественно-технологические требования, предъявляемые к декорациям.

ТЕМА 2.2. ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАРКАСНЫХ ДЕКОРАЦИЙ.

Общие требования и правила. Методика членения театральной декорации. Конструирование и изготовление жестких элементов каркасной декорации из древесины. Театральная рама. Основные элементы театральной рамы. Конструкция изготовления стенок: стенки глухие с проемами, складные, вогнутые, выгнутые, бревенчатые, тесанные. Изготовление дверных и окончатых проемов. Вставные и приставные элементы декорации. Толщинки. Изготовление потолков, карнизов, стволов деревьев, кустов. Конструкция и технология изготовления театральных станков (игровые, дежурные, пандусы, фурки). Конструкция театральных лестниц и ступенек: приставные, разборные, накладные, накидные. Конструкция театральных сборок. Театральный рельеф. Конструкция изготовления театральных декораций из металла. Способы применения жестких декораций.

Самостоятельная работа. Вычертить конструкции жестких декораций в масштабе. Технология описания изготовления декораций.

ТЕМА 2.3. ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКИХ БЕСКАРКАСНЫХ ДЕКОРАЦИЙ.

Организация подготовительного процесса изготовления мягких декораций и методика расчета размеров одежды сцены. Мягкие декорации: задники, панорамы, горизонты, тенты, ковры, экраны и т.д. Одежда сцены. Конструкция и технология изготовления задников: живописные, транспарантные, ажурные и т.д. Изготовление кулис, падуг, раздежек. Аппликационные работы. Театральная сетка. Технология изготовления театральной сетки. Театральные драпировки.

ТЕМА 2.4. ТЕАТРАЛЬНАЯ БУТАФОРИЯ И РЕКВИЗИТ.

СЦЕНИЧСКАЯ МЕБЕЛЬ.

Театральная бутафория, как один из компонентов создания спектакля.

Основные и вспомогательные материалы для бутафорских работ: бумага, картон, ткани, глина, гипс, алебастр, жесть и т.д. Способ папье-маше Лепка моделей. Основные этапы работы способом папье-маше. Картонажные работы. Работы по металлу. Пластмассовые и синтетические материалы. Мастики. Осветительная бутафория. Театральные фактуры и имитации, кирпичная кладка, штукатурка, бетон, мрамор, стекло, витрины, соломенные, черепичные крыши. Театральный интерьер и его специфика. Театральная мебель. Основные стили мебели. Способы обработки театральной мебели и ее изготовление. Трансформация театральной мебели.

ТЕМА 2.5. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФАКТУРЫ И ИМИТАЦИИ.

Театральная фактура - искусственное создание внешних структурных особенностей материала или предмета.

Имитация костра, факела. Принципы работы с материалами, тканями, металлом. Театральная сетка. Способы имитации театральных фактур: витражи, цветные стекла, соломенные, черепичные и драночные крыши. Настоящие и искусственные фактуры в спектакле.

ТЕМА 2.6. ДЕКОРАЦИОННО-ЖИВОПИСНЫЕ РАБОТЫ.

Материалы для декорационной живописи. Техника клеевой живописи. Способы художественной обработки материалов и тканей: роспись кистью, обработка по трафарету, батикам, тиснением, аэрография.

Имитация тканей под различные фактуры, аппликация. Изготовление трафарета и его применение.

Материалы и инструменты. Приемы изготовления различных декораций. Роспись павильонов, роспись мягких декораций, роспись тканей. Имитация укрупненных фактур. Техника безопасности при художественной обработке материалов и тканей.

ТЕМА 2.7. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ.

Одежда, как одна из форм проявления эстетической деятельности и художественного вкуса человека. Театральный костюм. Процесс изготовления театрального костюма (художник, эскиз, актер). Способы трансформации костюма. Элементы костюма. Отличие театрального костюма от бытового. и Выразительность сценического костюма.

 

ТЕМА 2.8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА И ХУДОЖНИКА НАД ТЕАТРАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ.

Подбор этнографического материала. Стиль и конструкция костюма. Костюм - внешняя оболочка актера. Эскизы костюмов к спектаклю. Русский костюм. Западно-Европейский. Аксессуары.

Самостоятельная работа. Подбор материала по данной эпохе к костюму, и его эскиз.

З. РАЗДЕЛ

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ. СОВРЕМЕННАЯ СЦЕНОГРАФИЯ СПЕКТАКЛЯ.

ТЕМА 3.1. ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ. ХУДОЖНИК И ТЕАТР.

Художник постановщик театра. Основные принципы, системы определяющие роль художника в театре. Зрительный образ спектакля в решении художественного оформления.

Авторский стиль и творческий почерк художника. Основные направления в русской и зарубежной сценографии. Яркие представители различных течений сценографии в театральном искусстве.

ТЕМА 3.2. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ.

Форма и материал в создании образа спектакля. Театральный художник и живописец. Театральный формализм. Функции пространственного оформления спектакля. Театральное пространство - мир конкретного действия, обстоятельств, жанра, стилистические особенности.

ТЕМА 3.3. ФУНКЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Изобразительная информация - проект пространственного оформления спектакля. Основные компоненты театрально-изобразительной информации. Эскиз. Макет. Целесообразность изобразительной информации. Эскиз персонажа, грим, реквизит и т.д. Последовательность накопления материала и его форма выражения в изобразительной информации.

ТЕМА 3.4. МАТЕРИАЛ СОЗДАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ.

Пространство организованное и неорганизованное. Ритм - основная задача режиссера и художника в организации пространства и воздействия на зрителя. Реальное, иллюзорное пространство. Движение и конфликт - основа выразительности любого искусства. Сцена - единственное реальное место действия в театре. Свет в спектакле. Фактура. Функции цвета в спектакле. Экстерьер и интерьер здания.

ТЕМА 3.5. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ. КОМПОЗИЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

Композиция и ее виды. Статическая, динамическая, фронтальная, объемная и т.д. Равновесие цвета и фактуры в декорационном оформлении. Линейная перспектива. Перспективный масштаб. Перспектива интерьера. Виды контрастов. Понятие о «единстве» на основе соподчинения и гармонии

Типы композиции: замкнутая, фризовая, бесконечная, ансамблевая, композиционная доминанта. Композиция театрального пространства. Композиционный модуль. Характеристика композиции театрального пространства.

ТЕМА 3.6. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Основные системы создания сценической среды (живописная, объемно-живописная, объемная, театрально-фактурная). Основные формы ограничения или обозначения сценической зоны театрального пространства: горизонтальная, кабинетная, арочно-кулисная, портальная.

Формы оформления: трансформирующая установка, комбинированная, симультанная, замкнутая. Деление видов оформления спектакля по технологическому характеру: планшетный, подвесной, динамико-механический, проекционный. Элементы оформления - средства для трансформации сценического пространства. Занавес, как элемент оформления спектакля.

ТЕМА 3.7. ВИДЫ ДЕКОРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Художник и режиссер. Основные направления в сценографии 20х и 50х годах. Советского периода, их представители. С. Бархин; В. Симов; И. Сопунов; И. Рабинович и т.д. Живописные декорации В. Мейерхольд и конструктивизм. Объемно-каркасные декорации. Динамические, внерамковые. Световые. Проекционные, игровые и т.д. Мода и стиль в художественном оформлении спектакля.

ТЕМА 3.8. СЦЕНОГРАФИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ.

Понятие о сценографическом конфликте. Среда и артист. Конфликт в сценографии - как эстетическая категория. Материальный мир сцены. Сценическая вещь. Ассоциативное мышление и ассоциативное восприятие. Сравнительная, метафорическая и гиперболическая функция - в создании образной структуры сценографического конфликта.

Символическая функция. Взаимосвязь сценографического, драматического, драматургического конфликтов в спектакле. Действенный конфликт представления.

 

ТЕМА 3.9. РАБОТА РЕЖИССЕРА И ХУДОЖНИКА В ПРОЦЕССЕ ЗАМЫСЛА СПЕКТАКЛЯ.

Режиссер и художник наедине с пьесой. Специфические условия выбора пьесы (интересная пьеса, исполнитель, пространство сцены, экономические условия). Степень условности оформления спектакля. Внутренние и внешние структурные особенности пьесы. Соавторство режиссера и художника.

 

ТЕМА 3.10. ИНТЕРПРИТАЦИЯ ПЬЕСЫ.

Чеховский театр. Символизм и его представители. И. Блумбергс; Т. Швец. Художественная интерпретация - процесс перевосоздания литературной формы в видимую форму пространства. Композиционное пространство пьесы и спектакля. Театр - коллективный интерпретатор пьесы, поиски образности, современных сценографов. В. Левин таль; Д. Баравской; И. Попов; М. Френкель; В. Афанасьев.

 

ТЕМА 3.11. МИЗАНСЦЕНА И СРЕДА.

Пространство и предметный мир сцены (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар). Функции левой и правой стороны сцены. Сценический модуль и среда.

Фигура актера — основной модуль среды. Основные формы мизансцены. Законы построения мизансцены в сценической среде. Динамика - жизнь мизансцены. В. Мейерхольд - о пластике актера на сцене. Костюм, грим, психофизика актера и пластическая среда спектакля.

Самостоятельная работа: мизансценирование и определение смысловых мизансцен на плане сцены и макете.

ТЕМА 3.12. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Театральная среда сцены - особый художественный мир. Специфика сценографии сцены коробки в решении образа и пластики спектакля. Структура пространства.

Пластика пространства - действенный мир образа спектакля. Архитектурные пространства интерьера сцены: малые, камерные сцены, большие сцены. Формы моделирования в архитектурном пространстве малой и большой сцены. Театры под открытым небом.

ТЕМА 3.13. ПРАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СПЕКТАКЛЯ В ПОДМАКЕТНИКЕ СЦЕНЫ.

Эскиз - характер пространства, форма, цвета-фактура, и световое решение спектакля.

Макет — материально фактурное изображение предметов составляющих оформление спектакля.

Самостоятельная работа: работа над оформлением пространства курсовых спектаклей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТЕАТРАЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ).

ТЕМА 4.1. РАБОТА РЕЖИССЕРА И ХУДОЖНИКА ПОСТАНОВЩИКА НАД ЗАМЫСЛОМ СПЕКТАКЛЯ.

Режиссерский замысел. Образное решение. Пространство спектакля. Особенности постановки спектакля в данных условиях театрализованной среды (театр, дворец, клуб, приспособленное пространство).

ТЕМА 4.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭСКИЗОВ (РАБОЧИЕ, ЧИСТОВЫЕ, ВЫСТАВОЧНЫЕ).

Атмосфера спектакля. Световое, цветовое решение. Среда спектакля. Предметно-вещественный мир. Характер пространства. Рама спектакля.

ТЕМА 4.3. МАКЕТ СПЕКТАКЛЯ.

Подмакетник, макет спектакля. Способы изготовления. Масштаб 1:20; 1:50. Материально-фактурное изображение предметов составляющих оформление спектакля. Технологическое описание изготовления декорации.

ТЕМА 4.4. ЭСКИЗЫ И ЧЕРТЕЖИ ДЕКОРАЦИИ И БУТАФОРИИ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕТА ОПИСАНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАЦИИ.

Рисунок декорации (станок, ставка, лестница и т.д.). Конструкция изготовления. Технологическая смета. Вычерчивание предметов в масштабе.

ТЕМА 4.5. КОСТЮМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ К СПЕКТАКЛЮ.

Эскизы костюмов, конструктивный характер костюма, описание костюма, цветовое решение, виды материала при изготовлении костюма. Смета на костюм.

ТЕМА 4.6. ПЛАНИРОВКА СПЕКТАКЛЯ.

Планировка спектакля. Масштаб 1:20; 1:25; 1:50. Условное обозначение в планировке предметов. Основные требования при вычерчивании планировки спектакля.

переменами и т.д.).

ТЕМА 4.7. МУЗЫКАЛЬНО-ШУМОВАЯ И СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА.

Схема записи партитуры на листе. Особенности расположения приборов. Светофильтры. Приборы и источники освещения. Установка света к спектаклю.

ТЕМА 4.8. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕКТАКЛЕЙ ДЛЯ ТЕАТРОВ, КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ, ДВОРЦОВ, КЛУБОВ.

Общие требования к технике безопасности. Обязанности, права административного, технического и художественного персонала. Требования к помещениям и размещению в них оборудования. Оформление спектакля, концерта. Санитарно-техническое оборудование.

ТЕМА 4.9. ЗАЩИТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ТЕХНИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ.

Основные требования к защите. Особенности защиты на техническом и художественном совете. Окончательная доработка и утверждение спектакля в работу. Паспорт спектакля.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

1. Роль и задачи художественного оформления в создании спектакля.

2. Античный театр. Театр Древней Греции. Римский театр.

3. Драматургия и особенности сценического пространства в театре Древней Греции, Римский театр.

4. Античные маски и костюмы театральных представлений. Актер и сцена.

5. Техника церковного театра. Симультанная сцена средних веков.

6. Уличный театр средних веков. Театральная механика уличного театра

7. Западно-Европейский театр. Устройство сцены.

8. Театральная архитектура. Основные формы сцены.

9. Устройство современной сцены коробки.

10. Вспомогательное оборудование сцены.

11. Устройство планшета сцены.

12. Механика планшета сцены.

13. Верховое оборудование сцены.

14. Штанкетные подъемы и их устройство.

15. Значение художественно-постановочного света в театре.

16. Классификация световых приборов и их устройство.

17. Светофильтры, их виды и применение в спектакле.

18. Антрактовый занавес и его значение в спектакле. Устройство занавеса.

19. Виды занавесов. Панорамы и горизонты, их устройство.

20. Художественно-декорационное производство и его цеха.

21. Жесткие декорации. Общие правила к изготовлению жестких декораций.

22. Виды жестких декораций и их конструкция.

23. Театральные станки.

24.Мягкие декорации, их характеристика.

25.Одежда сцены.

26.Театральные задники и половики.

27. Театральная бутафория и реквизит.

28.Способ папье-маше.

29.Осветительная бутафория.

30. Театральные фактуры и имитации.

31. Театральный интерьер и его особенности.

32. Театральная мебель и ее особенности.

33. Способы имитации театральных фактур.

34. Декорационно-живописные работы.

35. Приемы и способы росписи мягких декораций.

36. Сценический костюм и его особенности, типы костюмов.

37. Выразительность сценического костюма. Элементы костюма.

38. Основные этапы работы режиссера и художника над театральным костюмом.

39.Значение художественно-пространственного оформления спектакля. Художник и театр.

40. Основные представители и школы в зарубежной и русской сценографии.

41. Пространственное оформление спектакля и его функции.

42.Функции театрально-изобразительной информации.

43.Материал создания пространственного оформления спектакля и его функции.

44.Композиция театрального пространства и ее особенности.

45.Способы организации сценического пространства.

46.Виды декорации при организации сценического пространства, их характеристика.

47.Сценографический конфликт.

48.Основные этапы работы режиссера и художника в процессе замысла спектакля.

49.Интерпретация пьесы и ее особенности при постановке спектакля.

50.Мизансцена и среда. Законы и функции при построении мизансцен в сценической среде.

51.Архитектура пространства и особенности ее моделирования в процессе постановки спектакля.

52.Режиссер и художник в процессе создания зрительного образа спектакля. Основные стадии художественного образа.

53.Место действия в пьесе и спектакле.

54.Пластическая среда спектакля. Геометрия среды.

55.Композиция - форма организации материала,

56.Пространство спектакля и его особенности.

57.Художественная целостность спектакля, и ее особенности.

58.Художественные компоненты в спектакле, их значение.

59.Вещь по сцене. Значение предметно-вещественного мира на сцене.

60.Театральный костюм и его роль в образном решении спектакля.

61.Основные принципы работы режиссера и художника в эскизе, подмакетнике над спектаклем.

62.Основные этапы при подготовке спектакля.

63.Основные требования к технологии оформления при осуществлении замысла в материале.

64.Технологическое описание декорации и сметная документация спектакля.

65.Премьера и сохранение спектакля. Паспорт спектакля.

66.Партитура звуко-шумового и светового оформления спектакля.

67.Роль и значение декорационного оформления в создании атмосферы спектакля и его внешнего вида.

68.Техника безопасности при проведении спектаклей в театрах, дворцах, клубах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.