КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры решения задач
Задача 3.1 Определить класс точности магнитоэлектрического миллиамперметра с номинальным значением шкалы для измерения тока в интервале от1–го до 10 мА так, чтобы относительная погрешность измерения тока не превышала 1%.
Решение. Относительная погрешность измерения больше в начале шкалы прибора, так как значение абсолютной погрешности по всей шкале прибора примерно одно и то же. Поэтому определяется при . Класс точности рабочего средства измерения находится по основной приведенной погрешности:
Вывод: класс точности выбранного прибора должен быть К=0,1. Задача 3.2 Определить какой прибор больше подходит для измерения тока I= 10 мА, если для измерения использованы два прибора, имеющих соответственно шкалы на 15 мА, класс точности 0,5 и на 100 мА, класс точности 0,1.
Решение. Абсолютную и относительную погрешности первого миллиамперметра определим по формулам: Абсолютную и относительную погрешности второго миллиамперметра определим по формулам: Вывод: несмотря на то, что второй прибор имеет более высокий класс точности, для заданного измерения тока больше подходит первый миллиамперметр, так как в этом случае уменьшается относительная погрешность измерения.
Задача 3.3 Определить наибольшую разницу в показаниях двух последовательно включенных магнитоэлектрических миллиамперметров разного класса точности при измерении одного и того же тока.
Решение. Пусть пределы измерения миллиамперметров одинаковы: Iном1= Iном2= Iном. Класс точности первого миллиамперметра равен n, а класс точности второго – m. Абсолютные погрешности измерения: . Тогда, Соответственно: . Если предположить, что И наихудший случай разницы в показаниях двух миллиамперметров имеет место тогда, когда один показывает значение тока , а второй показывает значение тока . Следовательно, наибольшая разница Задача 3.4 Размах шкалы электромагнитного вольтметра равен 100 В. Определить изменение относительной погрешности измерений с изменением напряжения, зная, что класс точности К=1.
Решение. Пусть измеряемое напряжение равно 100 В. Тогда , причем абсолютная погрешность измерения В. Наиболее вероятное значение измеряемого напряжения находится в интервале В. Пусть измеряемое напряжение равно 10 В. Так как абсолютная погрешность измерения В по определению, то , Наиболее вероятное значение измеряемого напряжения находится в интервале от 9 до 11 В. Вывод: при измерении напряжения менее 30 В – значения попадают в первую треть шкалы – относительная погрешность весьма велика. Поэтому данным прибором следует измерять напряжения большей величины. Задача 3.5 Определить относительную методическую погрешность измерения тока амперметром, внутреннее сопротивление которого RA, включенным последовательно в цепь с источником ЭДС Е и сопротивлением R.
Решение. Действительное значение тока в цепи до включения амперметра . Измеренное значение тока в цепи . Относительная погрешность измерения тока . Если отношение сопротивлений заменить на отношение мощностей потребления РА и Р соответственно амперметром и самой цепью, то . Из данного выражения следует, что погрешность измерения тем меньше, чем меньше мощность потребления амперметра РА по сравнению с мощностью потребления амперметра Р цепи. Поэтому амперметр, включаемый последовательно в цепь нагрузки, должен обладать малым сопротивлением, т.е. . Задача 3.6 Определить относительную методическую погрешность измерения напряжения вольтметром c внутренним сопротивлением RV на нагрузке R в цепи с источником энергии, ЭДС которого Е и внутреннее сопротивление R0. Вольтметр включен параллельно нагрузке.
Решение. Действительное значение напряжения U на нагрузке R до включения вольтметра . Измеренное значение напряжения . Относительная погрешность измерения напряжения . Отношение сопротивлений обратно пропорционально отношению мощностей : . Из данного выражения следует, что погрешность измерения тем меньше, чем меньше мощность потребления PV вольтметром по сравнению с мощностью потребления Р цепи, или, что то же самое, . Поэтому вольтметр, включенный параллельно резистору R, должен обладать большим сопротивлением, т.е. . Задача 3.7 Определить наиболее достоверное значение напряжения Uср постоянного тока, измеренного компенсатором постоянного тока, среднеквадратичную погрешность ряда измерений , среднеквадратичную погрешность среднеарифметического , доверительный интервал (при заданной доверительной вероятности Р=0,98) и предельную погрешность найденного значения Uср. Результаты 13 равноточных измерений Ui в мВ следующие:
Решение. Среднеарифметическое значение ряда измерений является наиболее достоверным значением напряжения: . Остаточные погрешности и их квадраты ()2 имеют следующие значения:
Сумма остаточных погрешностей , что свидетельствует о правильности расчета Uср. Сумма квадратов остаточных погрешностей . Среднеквадратичная погрешность ряда измерений характеризует точность метода измерения: =0,057 мВ. Среднеквадратичная погрешность среднеарифметического значения характеризует погрешность результата измерения: . Доверительный интервал определяется по значению доверительной вероятности Р= 0,98. Наиболее достоверное значение напряжения Ответ: Задача 3.8 Определить абсолютную и относительную погрешности измерения напряжения U в цепи, если показания вольтметра: U1 =100 В, U2 =50 B. Предел измерения вольтметра 0–150 В, класс точности К= 1,5.
Решение. Абсолютная погрешность вольтметра Напряжение, приложенное к цепи, определяется косвенным путем: U=U1+U2. Абсолютная погрешность измерения напряжения цепи Максимально возможное значение абсолютной погрешности Относительная погрешность измерения напряжения , т.е. Максимально возможное значение относительной погрешности , т.е. 3%. Ответ: Задача 3.9 Рассчитать значения сопротивлений многопредельного кольцевого шунта на следующие пять пределов измерения: 100 мкА, 1 мА, 10 мА, 100 мА, 1 А. Ток полного отклонения магнитоэлектрического миллиамперметра составляет 50 мкА. Сопротивление измерительного механизма 3 кОм.
Решение: 1) Найдем значения шунтирующих множителей по формуле . Получаем пять значений: n1=2, n2=20, n3=200, n4=2000, n5=20000. 2) Для расчета шунтов воспользуемся общей формулой при любом числе пределов измерения тока: , где к – количество пределов измерения тока. Тогда, , , , , . Примечание. При вычислении последнего к –го значения сопротивления следует иметь в виду, что , поэтому формула упрощается (см. R5). Ответ: 2,7 кОм; 270 Ом; 27 Ом; 2,7 Ом; 0,27 Ом.
Когда измерительный механизм включают в цепь в качестве вольтметра, то добавочное сопротивление включается последовательно с рамкой измерительного механизма ИМ. Сумма добавочного сопротивления и сопротивления рамки ИМ обеспечивают преобразование измеряемого напряжения в ток, необходимый для отклонения подвижной части ИМ. Предел измерения зависит от тока полного отклонения подвижной части прибора Iи, сопротивления его рамки Rи и величины добавочного сопротивления Rд. Тогда, , где Uk – напряжение на к –том пределе измерения напряжения. А Rk – добавочное сопротивление, необходимое для расширения пределов измерения.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 34003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |