КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. История как наука
Конспект лекций Учебно-методические материалы V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Курс обучения завершается экзаменом в соответствии с объемными требованиями. Итоговый контроль (ЭКЗАМЕН) проводится в форме ответов на вопросы, систематизированные в билеты.
1. Рекомендуемая литература (основная) 1) Белюков Д.А. Отечественная история: учебное пособие. – Великие Луки, 2010. – 276 с. 2) Некрасова, М.Б. Отечественная история: учеб. пособие для бакалавров / М.Б. Некрасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 378 с.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 1) Фортунатов В. В. Отечественная история в схемах и комментариях. – Спб. Питер, 2009. - 224 с. 2) История России с древнейших времен до наших дней: учебник / Клименок Н. Л. И др. – М.: «Проспект», 2008. - 464 С. 3) Кузнецов Ю. Н. Отечественная история. Учебник – М.: Дашков и К, 2009. - 816 С. Раздел 1. Введение в отечественную историю
Термин «история» (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) принято рассматривать в двух значениях: - во-первых, как процесс развития природы и человечества, - во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История изучает всю совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую. История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам) и др. Историческая наука основываются на ряде принципиальных положений: 1. Уважение ко всем без исключения народам и культурам, признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования (необходимо помнить о специфике каждого явления, что определяет цивилизационный подход); 2. Осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества (история призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие общественных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их восстановление). 3. Рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной системы (человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования, ведь именно он реализует закономерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей); 4. Самоценность индивидуального и свобода мысли (история населена неповторимыми личностям, за которыми должно признаваться право на свободу воли, тем самым за историей признается право на случайность, альтернативность, а за историками – право размышлять о нереализованных возможностях); 5. Принцип соразмерности и сопричастности (исследование повседневности – история быта, история своей семьи, своего города, своей земли, включенных в контекст более масштабной истории); 6. Принцип единства (понимание синхронности событий, взаимодействия истории с географическим пространством, человека и среды). Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие: 1. Религиозный (теологический, провиденциальный): объяснение происхождения человечества, его развитие божественной волей (В.С.Соловьев Е.Н.Трубецкой и др.); 2. Естественно-научный (натуралистический): - географический детерминизм – климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют характер исторического развития (Ш.Монтескье); - демографический – решающее значение в истории имеет прирост народонаселения, которое ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям (Т.Мальтус); - этногенетический – решающим фактором истории является развитие этносов (Л.Н.Гумилев); 3. Социально-экономический (формационный): К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и историки советского периода Человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества; 4. культурно-исторический (культурно-цивилизационный): - приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса (Дж.Вико, И.Г.Гердер, Г.Ф.Г.Гегель); - концепция замкнутых (локальных) цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.); - своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории (Н.А.Бердяев, К.Ясперс и др.) По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: - история мира в целом; - история какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика); - народа (китаеведение, японоведение); - группы народов (славяноведение). История России – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.
В современной отечественной литературе под историческим сознанием подразумевают свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое. Историческое сознание может быть массовым и индивидуальным. Массовое историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценивания социумом движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом, с одной стороны, приобщения к знаниям о прошлом, а с другой, – осмысления прошлого и генерации чувства сопричастности с ним. Выделяют два вида исторического сознания: целерациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Оно не только всегда конкретно, но и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность. Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий действительность в сознании. Исторические мифы создаются коллективным воображение или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и признанное формировать желаемые образцы социального поведения. Хронистическое сознание ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Вместе с тем в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях, которые замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности, скрепленной определенными идеями и моральными сентенциями. Научное сознание основывается на историзме, требующем рассматривать явления в развитии, в связях с другими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научное сообщество. Трансформация исторического сознания происходит обычно в условиях кризиса общественной системы, при смене политических режимов, при резком изменении курса развития, когда в ситуации «переоценки социально значимых ценностей» начинается «переписывание истории». Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выполняет функцию социальной стабильности, объединяя различные поколения, социальные группы на основе осознания общности своей исторической судьбы. Воспитательная функция исторического сознания связано с господствующей в обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную, точку зрения на прошлое, санкционируется, как правило, государством и выступает в качестве составной части гражданского и патриотического воспитания. Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения возрастает в переломные моменты общественного развития. В кризисной ситуации, стремясь постичь смысл происходящих событий, люди обращаются к своему прошлому.
Методология включает в себя ряд научных принципов: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования: - общенаучные; - собственно исторические; - специальные (заимствованные у других наук). Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический метод связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов. Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1. Методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации. 2. Методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них – по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный метод позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный метод устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития. В основе изучения курса отечественной истории лежат следующие методологические положения: 1. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. 2. Сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами.
В качестве базы исторического познания выступают исторические источники. Соответственно, важнейшим этапом в структуре исторического исследования является формирование его источниковой базы. Важнейшая задача исследователя – установить максимальное количество источников. При этом количество источников еще не говорит о реальной исторической роли события. Огромное количество и неисчерпаемые информационные возможности источников вызвали потребность в их систематизации и классификации. До недавнего времени в источниковедении в рамках этого подхода существовало подразделение всех источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические (фольклорные), фонодокументы и кинофотодокументы. Эта классификация учитывала, с одной стороны, наиболее общие черты, характерные для тех или иных источников (происхождение, содержание, форма), а с другой, – объекты исследования отдельных отраслей исторической науки. Такая классификация довольно условна. Отдельные ее типы могут совмещаться. Правомерным представляется подразделение исторических источников на четыре типа: - вещественные; - письменные; - изобразительные (изобразительно-графические и изобразительно-художественные); - фонические. Наличие источников информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого. Для этого необходимо правильное прочтение и истолкование источников. Здесь на помощь исследователю приходят такие дисциплины, как источниковедение, герменевтика, палеография и др. Успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением их информационной отдачи, новым прочтением и доведением важнейших из них до массового сознания, а также совершенствованием методов обработки, хранения, анализа и передачи информации.
Историография России – это описание российской истории и исторической литературы. Это часть исторической науки в целом, ее отрасль, изучающая совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме. Научное освещение российской истории начинается с ХVIII в. Первый научный труд по истории России принадлежал В.Н.Татищеву – крупнейшему историку эпохи Петра I. В его капитальном труде «История Российская с самых древнейших времен» впервые дана схема отечественной истории, состоящая из нескольких этапов. М.В.Ломоносов – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства. Он доказал древность племени Русь, предшествовавшего призванию Рюрика, показал исконность поселений славян в Восточной Европе. Первый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Н.М.Карамзину – видному историку, писателю и публицисту. В конце 1803 г. он предложил Александру I свои услуги для написания полной истории России. Н.М.Карамзину официально поручили написание истории России. Всю свою последующую жизнь он посвятил главным образом созданию «Истории государства Российского» (12 томов). Центральная идея труда: самодержавное правление – наилучшая форма государственности для России. Историк выдвинул идею о том, что «…Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием». С.М.Соловьев – автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного капитального труда «История России с древнейших времен». Принцип этого исследования – историзм. Он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривает развитие России и Западной Европы в единстве. Закономерность развития страны сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий». Крупный русский историк В.О.Ключевский придерживался позитивистской «теории фактов». Он выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического процесса историк считал «умственной труд и нравственный подвиг». В развитие России он признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор). В «Курсе русской истории» В.О.Ключевский дал периодизацию прошлого страны. В ее основу положены географический, хозяйственный и социальный признаки, которые, по его мнению, определяли содержание исторических периодов. В.О.Ключевский оказал влияние на формирование исторических взглядов как буржуазных историков (П.Н.Милюков, М.М.Богословский, А.А.Кизеветтер), так и историков-марксистов (М.Н.Покровский, Ю.В.Готье, С.В.Бахрушин). В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: - первобытнообщинный строй (до IХ в.); феодализм (IХ – середина ХIХ в.); - капитализм (вторая половина ХIХ в. – 1917 г.); - социализм (с 1917 г.). В рамках этих формационных периодов выделялись этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Так, феодальный период делили на три этапа: - «ранний феодализм» (Киевская Русь); - «развитой феодализм» (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства); - «поздний феодализм» («новый период русской истории», разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа: «домонополистический капитализм» и «империализм». В советской истории выделялись этапы «военного коммунизма», «новой экономической политики», «строительства основ социализма», «полной и окончательной победы социализма» и «развития социализма на собственной основе». В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных ее событий, так и целых периодов и этапов. Появилась периодизация отечественной истории с точки зрения альтернативности исторического ее развития, рассмотренного в контексте мировой истории. Некоторые историки предлагают выделить в отечественной истории два периода: от Древней Руси к императорской России (IХ–ХVIII вв.); расцвет и закат Российской империи (ХIХ–ХХ вв.). Многие историки российской государственности выделяют десять ее периодов: - Древняя Русь (IХ–ХII вв.); - период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII–ХV вв.); - Русское (Московское) государство (ХV–ХVII вв.); - Российская империя периода абсолютизма (ХVIII – середина ХIХ в.); - Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина ХIХ – начало ХХ в.); - Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.); - период становления советской государственности (1918–1920 гг.); - переходный период и период нэпа (1921–1930 гг.); - период государственно-партийного социализма (1930 – начало 1960-х гг.); - период кризиса социализма (1960–1990-е гг.). Такая периодизация обусловлена несколькими факторами. Главный из них – социально-экономический уклад (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и фактор государственного развития. Данная периодизация, как и всякая другая, условна, однако она позволяет в определенной мере систематизировать учебный курс и рассмотреть основные этапы формирования государственности в России. За последние годы опубликованы труды Б.А.Рыбакова, Б.Д.Грекова, С.Д.Бахрушева, М.Н.Тихомирова, М.П.Покровского, А.Н.Сахарова, Ю.Н.Афанасьева и др. Изучая историю России в контексте мирового исторического процесса, необходимо учитывать, что традиционное представление о зарубежье после распада СССР коренным образом изменилось. Историческая реальность ввела в научный оборот такие понятия, как «ближние зарубежье» и «дальнее зарубежье». Вопросы для самоконтроля
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |