Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Этапы развития древнерусской государственности




И древнерусские земли в IX – XIV вв.

Темы рефератов и докладов

Практикум

  1. Составьте структурно-логические схемы

 

 

 

  1. Представителем этногенетического подхода в изучении истории являлся

1) В.С.Соловьев

2) Л.Н.Гумилев

3) Н.А.Бердяев

  1. Определите ряд исследователей – представителей концепции замкнутых цивилизаций

1) К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин

2) Ш.Монтескье, Т.Мальтус, Е.Н.Трубецкой

3) Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби

  1. Выявляет типичные свойства и закономерности развития исторического процесса

1) сравнительно-исторический метод

2) ретроспективный метод

3) структурно-системный метод

  1. Создатель антинорманнской теории происхождения древнерусского государства

1) В.Н.Татищев

2) Н.М.Карамзин

3) М.В.Ломоносов

  1. Русский историк XIX в., считавший самодержавие лучшей формой правления для России

1) Н.М.Карамзин

2) С.М.Соловьев

3) В.О.Ключевский

 

1. «Карамзин есть последний наш летописец...»

2. Научная деятельность С.М.Соловьёва.

3. Научная деятельность В.О.Ключевского.

4. Советская историография.

 

Раздел 2. Древнерусское государство Киевская Русь

  1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
  2. Проблема этногенеза восточных славян.
  3. Основные этапы становления древнерусской государственности.
  4. Особенности социально-экономического строя Древней Руси.
  5. Язычество славян. Принятие христианства. Византийско-древнерусские связи.
  1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

 

Народы и государства существуют в историческом времени и в географической локализации. Они формируются на определенной территории в тот или иной хронологический период. Однако со временем ареалы распространения народов и границы государств меняются. И этносы и государства не вечны: они рождаются и погибают, эволюционируют и преобразуются в новые социальные общности.

Становление народов (процесс этногенеза) и формирование государств имеют экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на культурно-бытовые особенности этноса.

Нет двух народов с полностью совпадающей культурой, но одни и те же условия жизни, рожденные взаимодействием людей с окружающей природой, на определенном уровне развития производительных сил могут сделать их культуру, несмотря на разность происхождения и языков, во многом схожей.

Древнейшим населением Северного Причерноморья были киммерийцы. Согласно Геродоту, киммерийцы, спасаясь от скифов, бежали вдоль восточного берега Черного моря в Малую Азию.

В IХ–VIII вв. до н.э. Северное Причерноморье заселяют скифы; степи Поволжья, Приуралья и южной части Сибири занимают сарматы; в Средней Азии кочуют саки. Родственные по культуре и происхождению, они относятся к ираноязычным племенам.

Наибольшего уровня развития достигают скифы, среди которых Геродот выделяет скифов-пахарей, локализуя их в лесостепной полосе современной Украины, между Днепром и Днестром. Возникает даже Скифское государство с центром в Нижнем Поднепровье, затем этот центр перемещается в Крым, где Скифское царство просуществовало до III в. н. э. Остальное Северное Причерноморье переходит к сарматам, продвинувшимся на эти земли с востока и занявшим степи от Тобола до Дуная. Прежняя Скифия уже именуется античными авторами Сарматией.

В так называемую эпоху Великого переселения народов (IV–VII вв.) этническая карта Европы существенно изменяется. Северное Причерноморье превращается в магистральный путь для движения этносов с Востока на Запад. Политическая гегемония в причерноморских степях от сарматов переходит сначала к переместившимся с побережья Балтийского моря готам (III в. н.э.), затем к гуннам (середина IV–V вв.), после них в VI в. – к аварам.

Среди всех этих миграций особое место занимает гуннское нашествие. Племена хунну, или гунны, известны китайцам еще до новой эры. Их воинственный кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V–III вв. до н.э. В ту пору население нынешней Западной Монголии и Северо-Западного Китая говорило в основном на индоевропейских языках (иранских, тохарских и др.). Индоевропейцы обитали на западе в пределах нынешнего Казахстана. На север от них обитали угорские народы, от которых в наши дни уцелели лишь венгры и небольшие западносибирские этносы – ханты и манси.

Гунны долгое время вели войну с китайцами с переменным успехом. Во II в. до н.э. гунны под напором китайцев устремились на запад, воюя и побеждая соседние народы. В ходе борьбы гунны вышли к Волге, о чем свидетельствуют некоторые античные авторы. На большом пути от Монголии до Волги гунны увлекали с собой массу племен, прежде всего угорских и иранских, так что пришедшие к порогу Европы кочевники уже не являли собой однородной этнической массы.

На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти на два века, поскольку встретили мощное сопротивление со стороны алан, обитавших тогда между Волгой и Доном. Аланский племенной союз был сильным политическим объединением. В 70-х гг. IV в. исход двухвекового соперничества был решен в пользу гуннов: они разгромили алан и, перейдя Волгу, а затем Дон, устремились на поселение «черняховцев». Археологические данные показывают картины страшного разгрома страны «черняховцев». Была уничтожена перспективная ранняя цивилизация. Гунны пошли дальше на запад, сделав центральной областью своей «империи» Паннонию (нынешняя Венгрия).

Положение стало меняться в VI в., когда с востока, опять-таки из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток прототюрских племен, образовавших Тюркский каганат. После распада Тюркского каганата главную роль на Северном Кавказе стал играть булгарский союз, а область обитания булгар получила наименование Великая Булгария. Она занимала территорию нынешнего Краснодарского края (севернее реки Кубань).

Первая половина VII в. прошла в борьбе между булгарами и хазарами. До начала VII в. сведений о хазарах почти нет. И лишь в связи с великой ирано-византийской войной (601–629 гг.) хазары выходят на историческую арену. Именно они в качестве союзника Византии действуют в это время в Закавказье. Хазары на протяжении VIII–Х вв. вынуждены были расселяться, образуя военные гарнизоны в наиболее важных, часто окраинных пунктах державы (в Крыму, на Тамани, на Дону и т.д.). В коренной Хазарии их число неуклонно сокращалось. В Х в. Хазария ослабла. Главным врагом ее теперь была Русь, которая и разгромила Хазарский каганат.

 

  1. Проблема этногенеза восточных славян

 

Скорее всего в VI в. н.э. славяне занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям:

- на юг – на Балканский полуостров;

- на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы;

- на восток и север – по Восточноевропейской равнине.

В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Создание территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности. На территории, вошедшей позднее в состав Киевской Руси, известны такие союзы славянских племен как поляне, древляне, волыняне, хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи.Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз.Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Хозяйственной ячейкой была малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения (VI-VIII вв.).

Говоря о полянах, древлянах, вятичах и других племенах, надо иметь в виду, что речь идет не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей-вождей из племенной знати. Историки считают, что восточнославянские союзы племен были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращения власти князя из родоплеменной в государственную.

 

  1. Основные этапы становления древнерусской государственности.

 

Автор летописи «Повести временных лет» монах Киево-Печерского монастыря Нестор (конец XI – начало ХII в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз развития Руси. Формирование Киевской Руси он изображает как образование в VI в. мощного союза славянских племен в Среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен «рос» или «рус». В VIII-IX вв. произошло объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве. Нестор рассказывает о том, что враждовавшие между собой племена ильменских словен, кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя. Князь Рюрик (862-879) прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске. В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь Олег (879–912) осуществляет поход на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу Древнерусского государства в Киев. Возникло единое государство – Киевская Русь.

Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой – торговый путь «из варяг в греки». Зачинателями объединения оказались два важнейших восточнославянских центра – Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег.

Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманнской теории» (авторы Г.-Ф.Миллер и Г.-З.Байер), согласно которой государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Норманнская теория имела особое политическое значение для того времени. Она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Патриотически-настроенные отечественные ученые (прежде всего М.В.Ломоносов) в противовес норманнистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности («антинорманнская теория»).

Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Приглашение варягов на княжение свидетельствует о том, что форма власти была уже известна. Варяги, судя по летописи, осели в уже существовавших городах, которые можно рассматривать как показатель высокого развития восточнославянского общества. Вместе с тем преуменьшение роли варягов в политических процессах, как это делают крайние антинорманнисты, доказывая абсолютную самобытность славянской государственности, противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных связей с близкими и дальними соседями, наконец, этническое объединение северо- и южнорусских племен – все это характерные особенности продвижения славянского общества к образованию государства.

В истории Киевской Руси выделяются три этапа: становление, укрепление и расцвет, разложение.

Первый период, хронологические рамки которого определяются IX – концом Х в., связан с деятельностью киевских князей Олега, Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972). В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южнорусские степи. В этот период существования русского государства начинается переход от сбора дани– натурального или денежного побора с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к созданию административно-финансовых центров сбора дани.

Второй период – укрепление и расцвет Киевской Руси (конец Х – первая половина XI вв.) – связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). В этот период завершается объединение восточнославянских земель в рамках единого государства; решается проблема обороны южных и юго-восточных рубежей страны; расширяется территория государства. Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством. Правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда». В первой половине XI в. в княжение Ярослава Мудрого составляются два законодательных кодекса – Древнейшая Правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности давшие так называемую краткую редакцию «Русской правды». (Этот кодекс законов стал потом действовать во всех русских землях.) Древний русский писаный закон прежде всего касался вопросов общественного порядка, защиты жизни и имущества княжеских дружинников, слуг, свободных сельских общинников и горожан. Он регламентировал права. Но в древнем юридическом своде уже просматривались черты развивающегося социального неравенства. Так,холопы (феодально-зависимое население в X-XVIII вв., по положению близкое к рабам) были полностью бесправны. Имущество человека в «Русской правде» ценилось значительно дороже самого человека, его личной безопасности и достоинства. Большинство населения составляли лично свободные крестьяне – общинники. Зависимость их от князей ограничивалась выплатой полюдья. В начале ХII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской правды». В нее, помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений.

 

  1. Особенности социально-экономического строя Древней Руси.

 

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, - «полюдье».

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или объединившие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – «закупы». Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующий системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы, характер Киевской державы.

 

  1. Язычество славян. Принятие христианства. Византийско-древнерусские связи.

 

Славяне, как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, были язычниками. Они обожествляли многие природные явления: воду, огонь, землю, растения, животных. Образование и развитие Древнерусского государства, формирование единой русской народности привело к тому, что язычество с множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Киевский князь Владимир, крестившись в Херсонесе, принялся энергично утверждать византийское христианство (православие) в государственном масштабе. По его приказу население Киева было крещено в 988 г. в Днепре.

Принятие христианства означало для народа Древней Руси освоение огромного исторического и общественно-культурного опыта позднеримского, а затем и византийского мира. Поэтому обстоятельства принятия христианства, формы и методы, темпы этого сложного и многогранного процесса зависели от множества внутренних и внешнеполитических факторов. Важное место среди этих факторов имели характер и длительность связей Древней Руси и Византии. Географическое положение Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское и Черное моря, в значительной степени определяло ее отношение с Византией. Она была для Руси важным рынком, куда князь и дружинники сбывали меха и рабов и откуда привозились для них дорогие ткани и другие предметы роскоши.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз вставал вопрос об отношениях к духовному населению Византии.

Одни исследователи считали, что византинизм оказал влияние на Россию только в церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах. Другие полагают, что византийское влияние обнаруживается и в политической области, в отношениях государства и церкви, государства и общества, государства и человека.

Византия рассматривала себя в качестве наследницы «вечного города» - Рима, что давала империи, с точки зрения самих византийцев, право на мировое государство.

Русь находилась вне сферы непосредственно военного воздействия империи. Поэтому идею прямого подданства византийскому императору здесь никогда не принималось всерьез.

Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Византия же стремилась ограничить сферу влияние Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частое столкновения приносили попеременный успех то одной, то другой стороне.

По мнению историков И.А.Заичкина и И.Н.Почкаева Византия со своей стороны проводила двойственную политику по отношению к восточнославянскому государству. Она пыталась втянуть Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь при этом, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи со стороны воинственных восточных славян, а во-вторых, использовать русов для защиты собственных интересов. В силу этого отношения между Киевом и Царьградом (Константинополь) перемежались периодами мирного сотрудничества и военных столкновений. Так, летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в лето 907 г. пошел Олег «на греки», взяв с собою множество воинов и кораблей. «И много зла сделали русские грекам», и греки вынуждены были начать переговоры с русскими. Был заключен первый международный договор в отечественной истории между Византией и Русью, вторично подтвержденный в 911 г. Согласно договору 907 г. русские торговцы получали в Византии привилегированное положение, а договор 911 г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому кругу политических и правовых вопросов. В 941 г. поход Игоря на Константинополь закончился неудачно. В 944 г. был заключен договор, согласно которому упорядочивался прием всех посланных великим князем(глава великого княжества на Руси в X-XV вв.) в Царьград. Княгиня Ольга неоднократно бывала в Константинополе, и даже первая из представителей великокняжеского рода приняла христианство.

Новый этап отношения Руси с Византией и с другими соседними городами приходится на время княжения Святослава, проводившего активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, разгром которого в 965 г. привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызвали беспокойство у Византии. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Надежды византийцев не оправдались. Святослав одержал в Болгарии победу. Поскольку этот исход был нежелателен для византийцев, они начали войну с Русью. Хотя русские дружины сражались храбро, силы византийцев намного превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворилась лишь обещанием Руси не совершать нападений. На этом события не заканчивались. Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использует печенегов. На днепровских порогах печенеги напали на русское войско, Святослав погиб в бою.

Следующая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. По просьбе византийского императора Василия II дружина Владимира помогла подавить восстание претендента на императорский престол. Однако византийский император не спешил выполнять свое обещание выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Между тем этот брак имел для Руси важное политическое значение. Чтобы добиться выполнение договора, Владимир начал военные действия против Византии.

Победив Византию, он добился не только выполнения договора, но и независимости своей внешнеполитической деятельности от византийского императора. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Это положение Руси нашло отражение и в династических связях русских князей с Германской империей и другими европейскими государствами.

Становление христианства на Руси было сопряжено с определенными трудностями, особенно в северной части страны. На протяжении многих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире с элементами христианского мировоззрения и мировосприятия. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства: оно идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для полноправного сотрудничества славян Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Новая христианская религия отвечала интересам укрепляющегося класса феодальных землевладельцев. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается не только единая государственная религия – православие, но в стране появляются первые письменные законы.

Киевская Русь из сравнительно небольшого союза славянских племен превратилась в крупнейшую державу средневековой Европы. В регионе, где переплетались взаимные влияния – византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское – сформировалась восточнославянская средневековая цивилизация. Восприятие, переплетение и взаимовлияние этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие племена и народы проживали на территории нашей страны в период Великого переселения народов?

2. Где находилась историческая прародина славян?

3. Назовите крупнейшие военно-политические союзы славянских племен в VI – VIII вв.

4. Сравните «норманнскую» и «антинорманнскую» теории возникновения древнерусского государства.

5. Охарактеризуйте основные этапы истории Киевской Руси.

6. Перечислите особенности социально-экономического строя древнерусского государства.

7. Каковы черты язычества как формы религиозного сознания?

8. Раскройте историческое значение принятия христианства.

9. Чем характеризовались византийско-древнерусские связи?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.