Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приёмы регуляции эмоционального состояния человека




Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

1) Правильная оценка значимости события.

2) Достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию,

3) Полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии - это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу "не очень-то и хотелось". Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: "Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого".

4) Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направлять его.

5) Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

6) Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры: мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние.

7) Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.

8) Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое, что претендует быть серьезным, т. е. суметь отнестись к волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; а когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Шай называл его даже "стационарным бегом трусцой".

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте определения эмоций и чувств. В чём сходство данных регуляторных процессов и в чём различие?

2. Охарактеризуйте телесные проявления эмоциональных переживаний.

3. Назовите особенности чувств человека. Приведите примеры из жизненного опыта.

4. В чём состоит функциональное назначение эмоций и чувств?

5. Что такое простые и сложные эмоции? Приведите примеры.

6. Что такое высшие чувства? Почему их так называют? Приведите примеры высших чувств. Рассмотрите, какие эмоции составляют эти чувства.

7. Приведите примеры стенических и астенических чувств и эмоций. Охарактеризуйте их влияние на деятельность человека. Приведите примеры из жизни.

8. Охарактеризуйте разнообразные формы проявления эмоциональной сферы личности.

9. Назовите известные вам теоретические концепции эмоций и чувств.

10. Перечислите как можно больше приёмов создания оптимального эмоционального состояния. Приведите примеры ситуаций, в которых вам приходилось использовать те или иные приемы для поддержания оптимального эмоционального состояния.

 


Глава 14. Воля

Краткое содержание

Понятие воли. И.П. Павлов о волевом торможении. Концепции воли с позиций индетерминизма и детерминизма. Понятие волевого усилия. Внутренние позиции личности по отношению к важности развития воли.

Понятие волевого действия. Неволевые действия. Виды неволевых действий. Волевые действия. Признаки волевого действия. Простые и сложные волевые действия. Этапы и структура волевого действия.

Волевые качества личности и их развитие. Целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, энергичность, исполнительность. Условия жизни и воспитания способствующие и препятствующие развитию волевых качеств ребёнка. «Болезни» воли. Понятие абулии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.