Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевые качества личности и их развитие




Структура волевого действия

 

Волевое (произвольное, преднамеренное) действие – это всегда управление собой, проявление волевого усилия, оно включает в себя следующие фазы:

1 фаза - возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки). Обычно осмысливаются не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит дос­тижение конкретного результата.

2 фаза - обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом). В результате данных актов возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого сти­мула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумы­ваться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недо­стижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

3 фаза - принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации). В ходе борьбы мотивов, ос­мысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек при­нимает решение. Сделать это - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но, чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

4 фаза - исполнение и достижение цели (выполнение задачи). Приступая к практическому осуществ­лению принятого решения, человек строит свое поведение таким образом, что­бы имеющийся в его сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движе­нии, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако он не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия.

5 фаза - анализ и оценка результатов и самого процесса деятельности. В каждый момент выполнения принятого решениячеловек сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

 

 

Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т.п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зави­сят действенность мышления и чувства, а также активность совер­шаемых практических действий и поступков. В течение жизни человек способен выработать у себя множество волевых качеств: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, энергичность, исполнительность.

Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т.е. это целевая направленность при­нимаемых решений и их исполнение.

Решительность - способность принимать своевременные, обо­снованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным.

Самостоятельность - способность не поддаваться влиянию раз­личных сил, которые могут отвлечь человека от достижения постав­ленной цели. Если он необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, действует не самостоятельно, не творчески, то у него не развито волевое каче­ство - самостоятельность. Противоположным по значению каче­ством является конформизм - приспособленчество, пассивное приня­тие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Инициативность - способность человека действовать творчес­ки; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков.

Настойчивость - способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности.

Самообладание (выдержка) - способность человека управлять своими мыс­лями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, кото­рым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

Дисциплинированность - способность человека соблюдать по­рядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает.

Энергичность - способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энер­гичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.

Исполнительность - способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело.

 

Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные, например:

1) Ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется).

2) Ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

ü не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

ü активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

ü даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

ü ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию. Здоровый человек способен осознанно развивать в себе волевые качества путём самовоспитания. Эффективными средствами воспитания воли являются занятия спортом, разумная требовательность к себе и самокритичность, планирование и составление распорядка дня, привычка подводить итоги в конце каждого дня, стремление к эффективному завершению начатых дел и пр.

 

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте определение воле. С каких философских позиций рассматривают волю в современной психологии?

2. Докажите примерами из жизни, что волевое торможение своей деятельности не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация.

3. Дайте определение волевого усилия. Для чего требуются волевые усилия? Приведите примеры внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели.

4. Опишите разные внутренние позиции личности по отношению к важности развития воли. Приведите примеры.

5. Расскажите о неволевых действиях.

6. Перечислите признаки волевого действия. Приведите примеры простых и сложных волевых действий.

7. На примере студенческой жизни раскройте структуру волевого действия.

8. Какие волевые качества личности необходимо развивать с детства? Назовите условия, способствующие или препятствующие развитию и воспитанию воли.

 

Глава 15. Мотивационная сфера личности

Краткое содержание

Понятие мотивации личности. Мотива­ция - один из важнейших компонентов деятельности. Определение мотивации. Составляющие мотивационной сферы личности: потребность и мотив. Основные компоненты мотивационной сферы личности: побуждения, влечения, склонности, интересы, ценностные ориентации, идеалы, намере­ния, установки, социальные нормы и роли, стереотипы.

Потребности. Виды потребностей. Понятие потребности.Виды потребностей по происхождению, по предмету. Процесс опредмечивания потребности. Рождение мотива. Уровень осознанности потребности. Понятие влечения. Установка, предубеждение, стереотип.

Мотивы и их виды. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Функции мотивов (по А.Н. Леонтьеву). Классификации мотивов по отношению к деятельности: внешние и внутренние мотивы и их виды.

Особенности мотивационной сферы личности. Понятие полимотивации деятельности. Мотивационная сфера масштаб, характер лич­ности. Иерархическое соподчинение мотивов в мотивационной сфере. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятель­ности, но и сама формируется в процессе деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.