КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности мотивационной сферы личности
Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, обычно деятельность полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивационную сферу личности составляют в основном потребности и мотивы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Мотивационную сферу человека можно сравнить со зданием, где в строгой иерархии (соподчинении) располагаются названные компоненты. 1. Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. 2. Все мотивы находятся в мотивационной сфере личности в иерархическом соподчинении. Сначала иерархические отношения мотивов не осознаются человеком полностью и проясняются в ситуациях конфликта (примером может служить «феномен горькой конфеты» А.Н. Леонтьева, где личность рождается именно в борьбе мотивов). В жизни взрослого человека мотивы сталкиваются не так уж редко, требуя выбора одного из них. Такое столкновение — тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности. 3. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, изначально человек может побуждаться социальными мотивами (пишу доклад, так как мне его поручили), а в процессе выполнения этого задания у него может возникнуть интерес к самому материалу, т. е. к содержанию деятельности. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф. Олппорт, А.Н. Леонтьев). Деятельностный характер формирования мотивации — одно из условий, способствующих рождению новых мотивов.
Вопросы и задания 1. Дайте определение мотивации. Перечислите основные компоненты мотивационной сферы личности. 2. Что такое потребности? По каким критериям классифицируют потребности на виды? 3. Что такое опредмечивание потребности? Как меняется потребность в процессе опредмечивания? Приведите примеры из жизни. 4. Что такое влечение, установка, стереотип, предубеждение? Приведите примеры. 5. Что такое мотив? Чем мотив отличается от потребности? Приведите примеры осознаваемых и неосознаваемых мотивов. 6. Перечислите виды мотивов по отношению к деятельности. Приведите примеры ситуаций, где к деятельности вас побуждали те или иные внешние или внутренние мотивы. 7. Что такое полимотивация деятельности? Что такое иерархическое соподчинение мотивов? 8. Охарактеризуйте особенности мотивационной сферы личности. Приведите примеры.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |