Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типов темперамента




Меланхолического, холерического, флегматического

Свойства темперамента

 

В.С. Мерлин выделяет свойства темперамента, разнообразное сочетание которых образует индивидуальную неповторимость динамического склада личности:

· Сензитивность – высокая чувствительность к внешним и внутренним изменениями; чем она выше, тем меньшая сила раздражителей нужна для возникновения реакции человека.

· Реактивность – сила непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (слова и действия, которые показались несправедливыми, обидными), лёгкость на подъем, готовность молниеносно исполнять указание или первую пришедшую в голову идею.

· Активность – это энергичность, инициативность, целеустремленность, высокая готовность к напряжению, настойчивость в решении поставленных задач, насколько человек активен в преодолении препятствий.

· Соотношение реактивности и активности – как соотношение того, от чего в большей степени будет зависеть поведение человека – от случайных обстоятельств, настроений или от сознательных целей, намерений, убёждений человека.

· Темп реакции – это скорость протекания физических процессов и реакций, скорость движения, живость мимики, жестов, речи, находчивость и т.д.

· Пластичность – лёгкость и гибкость приспособления человека к новым условиям, к людям и обстоятельствам и ригидность, которая характеризуется инертностью, косностью.

· Экстраверсия – зависимость реакций и деятельности человека от внешний впечатлений, происходящих в данный момент, и интроверсия - зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, направленность на себя, на свой внутренний мир, самоуглублённость.

· Эмоциональная возбудимость – характеризует минимальную силу воздействия, необходимую для возникновения эмоциональной реакции, скорость с которой эмоция возникает, выраженность эмоциональных переживаний, порывистость, яркость.

Свойства темперамента, являясь природообусловленными, имеют значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей.

Психологическая характеристика сангвинического,

 

 

Для сангвинического темперамента, с точки зрения В.Д. Небылицына, характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю эмоционально сложных обстоятельствах.

Флегматический темперамент характеризуется, обычно, сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность и чувствительность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». К темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический.

Сангвинический темперамент характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. Сангвинический темперамент деятельности характеризует весьма веселый нрав. Он представляется оптимистом. Он быстро воспламеняется, но быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными. Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить обещание, даже, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Темперамент меланхолического типа отличается медленным вхождением в работу, но большей выдержкой. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека, он слишком несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени (при длительной работе такому человеку не всегда хватает выдержки).

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

Представленные типы темпераментов не являются ни хорошими, ни плохими (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

 

 

Вопросы и задания

 

1. Выберите из списка слова, относящиеся к темпераменту: трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстравертированность, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

2. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию темперамента.

3. Назовите сочетания свойств НС в четырех классических типах ВНД по И.П. Павлову.

4. Опираясь на положение Б.М. Теплова, опишите достоинства и недостатки школьников с подвижной, инертной, сильной и слабой нервной системой.

5. Назовите основные свойства темперамента, выделенные В.С. Мерлиным. Приведите примеры проявления названных свойств в учебной деятельности учащихся.

6. Дайте подробную психологическую характеристику сангвинического, меланхолического, холерического, флегматического типов темперамента. Охарактеризуйте возможный комплекс как положительных, так и отрицательных психологических свойств каждого типа темперамента в зависимости от условий формирования личности.

7. Разработайте рекомендации, которые необходимо учитывать педагогу для эффективности обучения школьников с разными свойствами нервной системы: сильной – слабой, подвижной – инертной, уравновешенной – неуравновешенной.

 

 

Глава 17. Характер

Краткое содержание

Понятие характера. В.А. Крутецкий, А.А. Радугин, Ю.Б. Гиппенрейтер о характере. Характер как совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности. Структура и содержание характера.Общие и существенные для всех людей ком­поненты структуры характера. Связь характера с направленностью личности.

Соотношение темперамента и характера. Природные, генотипические особенности темперамента и характер как социально-обусловленное свойство личности. Соотношение свойств темперамента и черт характера (по Айзенку).

Типологии характера. Типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах. ТипологииК. Юнга, связывающая характеры с направленностью личности: понятие «психосоциотип». Типология Э.Кречмера.

Акцентуации характера. Три зоны выраженности отдельных черт характера. Акцентуация как дисгармоничность развития характера.К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин об акцентуациях как крайнем выражении нормы. П.Б. Ганнушкин о трёх критериях психопатии.Явные и скрытые (латентные) акцентуации. Классификации типов акцентуации К. Леонгарда и А.Е. Личко.

Характеристика типов акцентуаций по К. Леонгарду.

Структура характера. Условность деления целостного образования «характер» на черты. Иерархичность структуры характера. Черты характера по отношению:к людям, обществу, коллективу; к себе;к деятельности;к вещам;к окружающему миру, нации, культуре, религии, общественным явлениям. Волевые, эмоциональные, интеллектуальныегруппы черт характера.

Проблемы формирования характера. Характер как изменяющаяся и развивающаяся функционально целесообразная структура. Степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера. Сензитивные возрастные периоды в становлении характера. А.В. Петровский о развитии и самовоспитании характера.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.